Древние вьетские государства и их соседи


Из государств в Северном Вьетнаме и вдоль северного берега Южного моря древней китайской традиции лучше всего были известны более северные государства, в первую очередь «варварское» (с точки зрения китайской традиции) царство Юэ (Вьет). Собственные письменные источники не сохранились ни в царстве Вьет, где они бесспорно имелись, ни в более южных государствах. Археологические же данные сви­детельствуют о наличии здесь, особенно в низовьях Янцзы и в Северном Вьетнаме, в низовьях Красной реки, очень древнего и самобытного очага государственности.

Царство Юэ возникло около VII в. до н. э. в низовьях Янцзы. Его социальная ' структура определялась древними авторами как более простая по сравнению со структурой древнекитайских царств. Основным занятием населения было в отличие от древнекитайских царств поливное рисоводство. В IV—III вв. до н. э. на территории от устья

Янцзы до устья Хонгха (Красной реки) известна (возникла она, возможно, гораздо раньше) полоса из пяти государств: Ванланг (затем Аулак) в низовьях Хонгха, далее на восток — Тэйау, Намвьет, Манвьет и Донгвьет. Они имели довольно высокий уровень общественного развития; вместе с тем степень восприятия ханьской культуры была в южных царствах значительно ниже, чем в северных, пограничных с древними китайскими государствами.

Наиболее развитыми в регионе государствами в III в. до н. э. были расположенное в низовьях Хонгха и в соседних прибрежных районах государство Аулак, населенное лаквьетами, предками вьетнамцев, и располо­женное в низовьях Сицзяна государство Намвьет (III—II вв. до н. э.). Основную массу населения в Аулаке составлял класс мелких производителей-общинников; различные источники фиксируют наличие рабов во вьетском обществе. Правящий класс состоял из земельной аристократии и связанной с ней служилой знати. Во главе государства стоял правитель — выонг. Культура древних вьетов была глубоко самобытной, в частности верования, основанные на культе предков, духов земли, почитании крокодила-дракона и водоплавающих птиц. В 221—214 гг. до н. э. Аулак, Тэйау и Намвьет вели войны с Циньской империей, в ходе которых Аулак сохранил свою независимость и присоединил к себе часть Тэйау, а Намвьет на несколько лет был захвачен циньскими войсками. К 207 г. до н. э., в годы падения Циньской империи, Намвьет восстановил свою независимость, впоследствии обе страны объединились в государство Намвьет-Аулак.

Во II в. до н. э. оно было одним из сильнейших в Восточной и Юго-Восточной Азии государств, уступавшим только империи Хань; выонг Намвьета в начале II в. до н. э. объявил себя равным ханьскому императору. Основу экономической мощи страны составляли рисопроизводящие районы, население которых уже использовало железные орудия труда. Существовало достаточно развитое ремесло, важную роль играла внутренняя и внешняя торговля, в том числе предметами ремесленного производства. Столица была уже крупным городом. Социальная структура усложняется, более сложным становится государственный аппарат.


С начала II в. до н. э. правители Намвьета-Аулака с помощью войн и активной дипломатической деятельности стремились объединить под своей властью все соседние государства. Успешные войны вели они и с Ханьской империей (первая половина II в. до н. э.) и ее союзниками. Наряду с сюнну вьсты считались основными противниками империи. Но в 111 г. до н. э. страна после тяжелой войны была захвачена войсками императора У-ди. Установление ханьского господства не сопровождалось в I в. до н. э. существенным вмешательством во внутреннюю жизнь вьетов, империя придерживалась политики «варвары управляют варварами».

Особую группу древних государств Юго-Восточной Азии в III—II вв. до н. э. составляли горные древнетайские государства Диен и Елан. Земледелие здесь было развито слабее, заметную роль играло ско­товодство; тем не менее процессы распада племенных структур, протекавшие с участием каких-то бирманоязычных племен и групп центральноазиатского скотоводческого населения, привели к возникновению здесь ранних государств. Имелись домашние рабы, пополнявшиеся из числа подчиненных местных этнических групп. Именно из Диена известен единственный пока памятник местной письменности, применявшейся для составления документов хозяйственной отчетности и принципиально отличной от китайской иероглифики.

В начале I в. н. э. администрация ханьских завоевателей предприняла попытку массовой ассимиляции лаквьетов на территории современного Северного Вьетнама. Эта политика натолкнулась на упорное со­противление всех слоев общества; знать возглавила ряд крупных восстаний. В 40—44 г. н. э. в ходе восстания Двух Сестер (восстанием руководили сестры Чынг) лаквьеты сбросили ханьское иго и восстановили свою независимость в пределах древнего Аулака. Лишь новая длительная война позволила Ханьской империи восстановить здесь свой политический контроль. I—II века н. э. были временем все учащающихся восстаний против Хань, что заставило империю отказаться от политики активной ассими-



Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1349;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.