Египет в IV в. до и. э.
Амиртей (404— 398 гг. до н. э.) считается единственным правителем XXVIII Саисской династии. После его краткого царствования и низложения к власти пришла XXIX династия из г. Мендес в Центральной Дельте (398— 380 гг. до н. э.). Ее первые цари сменялись довольно быстро; лишь взошедший на престол после явной узурпации Акорис правил около 13 лет (393—380 гг. до н. э.). Вскоре после его смерти к власти в результате переворота приходит основавший XXX династию (363—343 гг. до н. э.) уроженец соседнего с Мендесом г. Севеннита Нектанеб I (380—363 гг. до н. э.). При нем Египет успешно отразил попытку персидского вторжения в 373 г. до н. э., но в дальнейшем не рискнул полагаться только на собственные силы и вступил в союз с Афинами и Спартой. Воспользоваться благоприятной ситуацией и перейти при греческой поддержке в наступление против персов в Сирии и Палестине попытался фараон Тахос (363—361 гг. до н. э.), который по совету афинского военачальника Хабрия ввел чрезвычайные налоги и отчисления с храмовых доходов на военные нужды. Эта необходимая, но ущемлявшая интересы храмов и, вероятно, номовой знати мера вызвала, несмотря на военные успехи Тахоса, недовольство им, и в результате военного восстания, поддержанного спартанскими войсками во главе с царем Агесилаем, на египетский престол взошел племянник Тахоса Нектанеб II (361—343 гг. до н. э.).
На протяжении IV в. до н. э. большую роль в передаче царской власти в Египте играет войско, состоящее из номовых ополчений и выражающее интересы местных группировок знати. Несмотря на официальную столицу в Мемфисе, власть царей XXIX—XXX династий связана с теми номовыми центрами, из которых они происходят — Мендесом и Севеннитом. В наибольшей степени чаяниям местной знати соответствовала политика Нектанеба II, после прихода к власти свернувшего мероприятия Тахоса и начавшего широкое храмовое строительство в номовых центрах. В итоге в 343 г. до н. э. Египет не смог сопротивляться очередному вторжению персов во главе с Артаксерксом Ш.
Античные авторы оставили крайне негативные сообщения о втором персидском владычестве в Египте (343—332 гг. до н. э.), в частности об убийствах священных животных и иных святотатствах Артаксеркса III. Видимо, их реальной основой были персидские конфискации в египетских храмах. Вместе с тем персы не смогли установить контроль над всем Египтом: бежавшему из Мемфиса на юг страны Нектанебу II удалось сохранять свою власть и подобие независимого египетского государства до смерти в 341 г. до н. э. Около 337— 335 гг. до н. э. борьбу с персами начинает некий Хаббаш, который принимает в Мемфисе титул фараона и держится у власти около двух лет. Однако новый персидский царь Дарий III сумел нанести поражение Хаббашу и вернуть Египет в состав державы Ахеменидов. Персидское владычество оканчивается лишь со вступлением в Египет в конце 332 г. до н. э. войск Александра Македонского, благожелательно встреченного местным населением и принявшего титул фараона. С этого момента Египет входит в культурно-исторические границы античного мира и вступает в новый, эллинистический этап своей истории. Социально-экономическое развитие
Египта. В области экономики в I тысячелетии до н. э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы, которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки благодаря близости к источникам сырья: ассирийцы, кушиты, греки. В Египте пользовались, видимо, привозным сырьем и готовыми изделиями, но все же в VII—V вв. до н. э. египтяне освоили технику обработки железа и стали использовать его для изготовления орудий труда и оружия.
В ремесле в качестве ведущей отрасли развивалась обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. О высокоразвитой технике литья свидетельствует огромное количество бронзовых фигурок божеств, нередко с инкрустациями, которые буквально наводнили Египет и соседние страны. Сокровища из гробниц XXI и XXII династий в Танисе (маски мумий, ожерелья, пекторали, серьги, браслеты и другие украшения, изготовленные из золота, серебра и драгоценных камней) являются подтверждением значительного развития ювелирного дела.
Высокого уровня достигли ткачество и изготовление всевозможных изделий из фаянса. С проникновением в Египет греческих ремесленников развилось производство античной расписной керамики. Возник даже особый «навкратийский» стиль, в котором античные формы сосудов гармонично и оригинально сочетались с египетскими и эфиопскими сюжетами и орнаментацией. Возродилось производство совершенных по форме и фактуре алебастровых сосудов, которые пользовались большим спросом у персидской знати и отправлялись в Персию для нужд царского двора.
Хотя приток корабельной древесины уменьшился с потерей Египтом азиатских владений, тем не менее в Поздний период египтяне энергично совершенствовали и технику кораблестроения, и свои познания в мореходном деле и географии плаваний.
В период эфиопского и ассирийского господства велось фортификационное строительство, обнаруживающее высокую технику земляных работ. Его необходимость была продиктована для номовых властителей задачей защиты друг от друга, от кушитов и ассирийцев. В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Был восстановлен Лабиринт. Украсились великолепными дворцами, храмами и усыпальницами столица династии Саис и древняя столица Мемфис.
В Поздний период более интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи стала даже земля. Широкое распространение получили денежные ссуды. В качестве единого эквивалента стоимости применяется серебро, которое в обращение поступает в виде слитков или кованых брусочков, нередко снабженных печатью того или иного храма, удостоверяющего чистоту металла. Помимо местных использовались также вавилонские весовые единицы: таланты, сикли. В саисский период получают хождение греческие монеты, а в персидское время — золотые и серебряные монеты персидской чеканки. Денежное обращение находится под контролем крупных храмовых сокровищниц: Мемфисской, Фиванской, Саисской, при этом постепенно Мемфисская становится центральной сокровищницей страны.
Внешняя торговля Египта достигает расцвета в саисский период. Восстанавливаются традиционные торговые связи с Финикией. Устанавливаются контакты Египта с Карфагеном, о чем свидетельствуют находки в святилищах и некрополях этого города египетских ремесленных изделий, статуэток богов, амулетов, скарабеев. Были восстановлены по Нилу торговые связи с областями Куша. Но наиболее выигрышным и перспективным было установление торговых связей Египта с греческими полисами. В районе Дельты оседают греческие наемники, торговцы и ремесленники. Главным местом концентрации греков в Египте становится Навкратис, через который велась торговля с островами Эгейского моря, Малой Азией и материковой Грецией.
Социальные отношения в Египте позднего времени свидетельствуют о том, что правящая верхушка общества — номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники — обогащается.
Свободное население — мелкие производители — попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся земледельцы становятся арендаторами земли на жестких условиях: отдачи ее вла-
дельцу 1/4 или 1/3 части урожая. Трудные обстоятельства порождают субаренду, предполагающую дробление земли на еще более мелкие участки и отдачу их внаем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в долговую кабалу, часто вместе с семьями. Процветают такие источники рабства, как самопродажа на определенный срок (1 год, 5 лет) и «до бесконечности», «усыновление». Ссуда предполагает отдачу 100 % годовых, нарастание ежемесячной пени в случае задержки выплаты.
Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявлялась в наследственности профессий, традиционности правил поведения, обрядов.
Приток рабов-военнопленных в I тысячелетии до н. э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоевания.
Подобная социальная структура была чревата острыми социальными конфликтами. С целью их разрешения и ослабления правители Египта вынуждены были время от времени проводить радикальные реформы (Тефнахт, Бокхорис, Амасис).
Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского, периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизация титулов, языка, литературного стиля, канонов архитектуры и искусства. Периоды Древнего и Среднего царств представляются как «золотой век«, как политический идеал. Не случайно правители Саисской династии берутся, например, за реставрацию знаменитого Лабиринта, величайшего сооружения эпохи Среднего царства — символа единства Египта.
Из иноземных влияний особенно ощутимым для Египта становится греческое в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также с установлением прямых политических связей Египта с греческими государствами. Греческое искусство начинает воздействовать на египетскую скульптуру и рельеф. Греческая керамика наводняет Египет. Египтяне отправляют своих сыновей для обучения языку и наукам у греков-колонистов.
В свою очередь, греки восхищаются тысячелетней мудростью Египта, храмами, обелисками, пирамидами, причисляя выдающиеся сооружения к лику «чудес света», заимствуют египетскую лексику, приезжают в Египет учиться, наблюдать, перенимать полезные традиции и законы (легенды о путешествиях в Египет певцов и поэтов Орфея, Мусея, Гомера, зодчего Дедала, законодателей Ликурга и Солона). В вазовой росписи греков появляются африканские и египетские сюжеты: лотосы, пляшущие негры, изображения египетских божеств и символов. Греческий историк Геродот пытается одним из первых воссоздать египетскую историю по рассказам своих земляков и египетских жрецов, а также на основе своих впечатлений от путешествия по этой стране.
Глава 7. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1419;