Или о «феномене Гайдара» и «парадоксе Абалкина»
На одной из конференций в ИЭ РАН (1992 г.) академик Л. И. Абалкин предложил слушателям маленькую байку. «Фактически, – сказал академик, – в переходной экономике все традиционные законы динамики спроса и предложения встают на дыбы и, в частности, складывается такая ситуация, когда кривая предложения вместо того, чтобы пересекаться с кривой спроса и двигаться в прямо противоположном направлении, начинает идти параллельно последней. Причина – специфика поведения рыночных субъектов, прежде всего монополистов, в условиях перехода экономики к рынку».
Монополист под воздействием конкуренции ведет себя не совсем так, как вел бы себя обычный товаропроизводитель (товаровладелец). Он обладает возможностью свертывать производство, повышая цену, если соотношение спроса и предложения для него неблагоприятно. Вот так и получается, что кривая предложения изгибается параллельно кривой спроса, не обеспечивая той желанной точки пересечения, где спрос равен предложению, а запасы и потери минимальны.
Так, в экономике, характерной для бывших социалистических стран, складывается парадоксальная ситуация, когда параллельно существует огромное перенакопление капитала, чрезвычайно большие запасы неиспользуемых производственных мощностей и сырья на одном полюсе, а на другом полюсе – непрекращающийся и неисчезающий дефицит (по отношению к технико-производственным возможностям) высоколиквидных ресурсов и практически всех высококачественных видов продукции. Такое параллельное существование дефицита и перенакопление является другой стороной парадоксального феномена параллельности кривых предложения и спроса (Л. И. Абалкин назвал его «феномен Гайдара» или «парадокс Абалкина»).
Безусловно, автор несколько преувеличил, считая, что именно так протекают процессы в постиндустриальной экономике, да и сам академик подчеркнул, что речь идет лишь о некой гиперболе, о некотором чрезвычайно заостренном выражении тех парадоксов, которые присущи переходной экономике. Однако и в реальной действительности соединение либерализации цен и гиперинфляции с дефицитом и перенакоплением капитала привело к весьма своеобразным механизмам ценообразования и не менее своеобразной динамике спроса и предложения.
Как спрос и предложение на отдельные товары, так и совокупный спрос и предложение определяются в переходной экономике отнюдь не только традиционным, но и гораздо более широким и противоречивым набором факторов, во многом нерыночных.
Среди них следующие:
— специфика технико—производственной структуры, прежде всего наличие огромных структурных диспропорций и спада, прямо связанных со спекулятивным характером рынка;
— монополизм производителя;
— монополизм потребителя (монополизм крупных хозяйственных единиц, выступающих в данном случае как потребитель по отношению к относительно раздробленному производителю или же выступающих как покупатель по отношению к неорганизованному продавцу; в последнем случае речь идет прежде всего о рынке рабочей силы).
Перекос цен в пользу монополизированного сектора и огромные потери вследствие снижения цены ниже издержек в немонополизированном секторе являются одними из важнейших следствий наличия монополизма производителя и потребителя в переходной экономике.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2358;