Основные стили в европейской культуре XVII—XVIII вв.
С конца XVI по середину XVIII в. в искусстве господство вал стиль барокко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Стиль «'барокко» был связан с дворянско-церковной архитектурой, отличавшейся особой пышностью. Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой. Классицизм является одним из основных течений в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII—начала XIX в. Общей чертой классицизма является обращение к античности и как идеальному образцу. Классицизм утверждал представление об идеально устроенном государстве, которому подчинены интересы сословий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданского долга.
Романтизм — идейное и художественное направление, возник-• шее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтизма характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. Наряду с осуждением существующею образа жизни романтики искали новые идеалы, которые приобретав характер утопии. Этот стиль провозглашал также возвышение искусства над жизнью. Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сенти-Л,епта.и1зм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.
Писатели.
Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт был автором многих сатир, в которых выступал как вдохновитель освободительной борьбы ирландского народа. В своем крупнейшем произведении «Путешествия Гулливера» он пол видом страны лилипутов изобразил Англию, показал произвол и алчность богачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.
Английский писатель и политический деятель Даниель Дефо прославился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчивости сумевшем нормально существовать вдали от общества.
Славу французскому драматургу Пьеру Бомарше принесли яркие и остроумные комедии «Севильский цирюльник» к «Женитьба Фигаро». Образ простолюдина Фигаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездарности аристократа Альмавивы. Известный немецкий поэт Фридрих Шиллер еще в юности нависал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех име-Н1И драма «Заговор Фиеско» и трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство — единственное средство достижения политической свободы. Иоганн Вольфганг Гёте — великий немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии XVIII в. стал борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэзию, близкую к народной песне и проникнутую философскими мыслями.
Художники.
Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательности, «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины наполнены проникновенным лиризмом.
Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя
Достигает исключительной остроты и выразительности. Гойя горячо откликался на все жизненные события — нашествие Наполеона, революции в Испании.
Композиторы.
Гуманистическое и народное искусство Иоганна Мбастьяна Баха обобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты, Он значительно обогатил каждый из этих жанров.
Людвиг вам Бетховен был известен не только как композитор.
но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является
Девятая симфония.
В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта отразились передовые идеи немецкого Просвещения, Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных
школ и традиций.
Развитие науки.
Основы свободной от влияния церкви науки заложили такие ученые XV —XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Реиэ Декарт
и другие.
Наука активно развивалась с начала XVII в. К XIX в. сложилась целостная научная картина мира. Формировалось мнение о человеке как господине в природе, С начала XVIII в. техника стала фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все больше становилась производительной силой
общества.
Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К. их числу, например, относится Лондонское королевское общество, созданное в 1662 г., и Французская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и
поныне.
Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, стали развиваться идеи светского просвещения общества как условия его благополучия, С этим связано зарождение рационализма. Это философское направление противопоставляло мистике веру в силу человеческого разума. Основным критерием истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей, возникающих в голове человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об отношении мышления к бытию. Так, Спиноза был материалистом. Лейбниц ~ идеалистом. Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма
и идеализма.
Большую роль в развитии науки сыграли труды экономисте. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представителей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверждал, что стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к благосостоянию. Большую роль в развитии экономики играет свободная конкуренция. Смит впервые обрисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно распадается на рабочих, капиталистов, землевладельцев.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2239;