Основания и принципы драматического анализа
Театр - искусство синтетическое. Кроме того, что он имеет свою природу, отдельные части театрального представления подчиняются совершенно разным законам (литературы, хореографии, живописи, музыки, архитектуры). К драматургии нужно подходить одновременно с позиций действия (законов пространственной организации) и как к литературному произведению. Поэтому на поэтику драмы одновременно оказывают влияние и теория литературы, и теория театра (связанная с принципами постановки).
На наш взгляд, драма в большей степени подчинена поэтике театра, чем литературы. Именно поэтому одним из первых и наиважнейших законов поэтики драмы будет соотнесение структуры драмы со сценическим воплощением. При этом необходимо помнить, что в процессе развития театра теория драматургии следовала за уже существующими образцами, и это накладывает свой отпечаток на сам процесс теоретического осмысления поэтики драмы. Цель анализа драмы - установление общих закономерностей, которым подчиняется драматургическое произведение, порождающих сюжетную смысловую организацию в пьесе.
Раскрытие смысла пьесы в театре осуществляется путем раскрытия в процессе игры актера художественно-образных возможностей, заложенных в драматургии, в музыке (написанной для спектакля), в сценографии и т.д. Под смыслом в театральном производстве обычно подразумевается замысел автора (авторов) спектакля. Но смысл постановки не связывается только лишь с замыслом, так же как и не может лишь им ограничиваться. Смысл является реализацией замысла автора спектакля в процесс его восприятия и осознания зрителем. Таким образом, анализ пьесы является структурой будущего спектакля. Он организуется при помощи:
ü идейно-тематического замысла;
ü фабулы - она задает смысловые рамки;
ü композиции - прокладывает ему дорогу;
ü системы персонажей и характеров - реализует его в поведении, словах, мыслях и чувствах;
а также предполагаемой:
ü игры актеров - материализующей персонажи, делающей их живыми;
ü режиссуры - не только порождающей замысел, но и координирующей весь процесс реализации смысла.
Эти положения очерчивают границы в анализе драматического произведения и раскрывают суть различных подходов (анализов) его изучения. Системный анализ драматичного произведения, на наш взгляд, должен состоять из следующих этапов:
I. | Изучение круга основных тем, проблематики пьесы, ее идейного содержания | Идейно-тематический анализ |
II. | Изучение фабулы, развития сюжетных линий, действия персонажей, организации событий | Анализ действия пьесы |
III. | Изучение внешней и внутренней формы произведения (архитектоника, система организации формальных элементов пьесы, конструкция пьесы, композиция изложения материала) | Формально-композиционный анализ |
IV. | Изучение языка изложения, анализ речи и дискурса персонажей, системы ремарок, нарративных инстанций, ориентации изложения | Текстовой анализ |
V. | Выявление и осмысление основных сил драмы (актантов) и их роли в действии, системы персонажей и характеров | Актантная модель |
Это самый логический подход к анализу драматического произведения, не оставляющий «белых пятен» в его изучении. Далее мы рассмотрим каждый из этих этапов.
Рекомендуемая литература:
1. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Драматургия Чехова. - Л.: Academia, 1927.
2. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. - Л.: ЛГИТМИК, 1988.
3. Будкевич М.М. К игровому театру. - М.: ГИТИС, 2010.
4. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982.
. Паламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 1982.
* * *
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 472;