Судьбы российской культуры на рубеже веков.


Непосредственно история дана нам как совокупность человеческих поступков, и поэтому для ее понимания очень важны стимулы этих поступков – регуляторы общественного поведения. Они могут быть двух родов; назовем их регуляторами первого и второго порядка.

Регуляторы первого порядка – те, что прямо связаны с выживанием человека и действуют на него извне, как некоторые объективные силы. Таковы регуляторы экономические или правовые. Чтобы человек ни думал и кем бы ни был, ему надо есть, где-то прятаться от непогоды, что-то носить на теле, и чтобы такие свои потребности удовлетворять он должен что-то производить, приобретать, добывать, регулируя при этом свое поведение по нормам, которые в данном обществе приняты. Точно так же обстоит дело и в государственно-правовой сфере: жизнь человека в обществе регулируется нормами и законами, и хотя в идеале гражданин, как член общества, участвует в их создании, непосредственно они даны ему как нечто внешнее, чему он должен подчиниться. Именно этим «внешним» своим характером регуляторы общественно-исторического поведения первого порядка в корне отличаются от регуляторов второго порядка.

Право не является единственным регулятором жизни человеческого общества. Помимо права существуют еще два важных фактора, которые способствуют водворению в обществе наиболее справедливого порядка; это мораль (или нравственность) и нравы. Под именем нравов (mores, boni mores), мы разумеем систему норм, которые, так же как и нормы права, имеют своей задачей определить внешнее поведение членов общежития, т.е. указать, какие поступки считаются допустимыми и желательными и какие – нет. Разница однако состоит в том, что нормы права стоят под защитой государственной власти, тогда как нормы нравов, обыкновенно, такой защитой не пользуются и находятся просто под охраной общественного мнения. Лицо, нарушающее юридическую норму, подвергается каре со стороны государства, и эта кара может даже дойти до отнятия жизни у виновного. Лицо же, не соблюдающее добрых нравов, подвергается общественному осуждению и в случае крайности может быть принуждено к выходу из той общественной среды, к которой принадлежит; дальше же этой репрессии общество по охране своих нравов идти не может. Таким образом, нравы отличаются менее принудительным характером, чем право, и под их охрану поставлены обыкновенно менее важные интересы, чем под охрану права.

Мораль и нравственность отличаются от права и нравов тем, что она заботится не столько об урегулировании наших внешних поступков, сколько о воспитании нашего внутреннего настроения. Она старается воспитать в каждом из нас такое внутреннее настроение, чтобы все мы добровольно сообразовали наши действия с социальным идеалом, без всякого принуждения вели бы себя, как хорошие граждане.

Ясно, что право, нравы и мораль ведут общество к одной цели - водворению наилучшаго социального порядка, - но пользуются при этом разными средствами.

Следуя правилам формирования, можно в буквальном смысле слова любое животное обучить любым действиям, на которое оно способно физически и эмоционально. Для этого необходимо только сообразить, как разбить элемент поведения, который вы намерены у него выработать, на достаточно простые составляющие, чтобы поочередно отрабатывать их. Именно так цирковые дрессировщики обучают слона стоять на одной ноге или тигра прыгать сквозь горящий обруч. У этого процесса есть пышное наименование – «последовательное приближение»… Те, кто занимается формированием поведения в силу своей профессии, иногда путем проб и ошибок вырабатывают в себе тонкое интуитивное понимание этого процесса. Мне доводилось наблюдать примеры великолепного формирования в работе футбольных тренеров, жокеев и дирижеров симфонических оркестров. По всей видимости, чем-то похожим занимаются и политики, только, в гораздо больших масштабах. Действительно, мужество сохранить трудно. Гораздо проще разлагаться и предаваться упоительным излишествам, чем гнаться за такими химерами как верность, доблесть и жертвенность во имя Отчизны. Поэтому если из самых верхов идет сладкий запах разложения, то устоять от соблазна очень трудно. В свое время Моавия ибн Абу-Суфьян, сын врага Мухаммеда говорил, что ислам должен соблюдаться, а вино я выпью у себя дома, и каждый желающий может. Молиться все обязаны, но если ты пропустил намаз, то я не буду на это обращать внимания, и если ты хапаешь государственную казну, но ты мне симпатичен, на это я тоже не буду обращать внимания. Как давно это было, а как будто вчера.

Давайте постараемся остановиться на деятельности регуляторов общественной жизни второго порядка, которые основаны на интериоризации[2] общественных процессов и выступают не столько как проявление внешнего принуждения, сколько как содержание сознания. Так, каждая эпоха представляет себе категории времени, пространства, собственности, власти, права, семьи, дружбы по своему, в отличие от того, как представляли их себе люди других эпох, и это особенная, лишь данному обществу присущая система представлений, или, как иногда принято ее называть, «картина мира», оказывает существенное влияние на мировосприятие, на сознание и, следовательно, на поведение людей. Если мы ударим по этой «картине» из всех орудий, то на выходе получим измененное поведение населения. Если выстрелить в прошлое из ружья будущее взорвется.

Лев Гумилев в главе под названием измененный стереотип поведения отмечал, что никакая экспедиция в тяжелых условиях без этики, основанной на взаимовыручке, работать не сможет. Так, туристы переходили на Алтае речку, и один свалился в воду, а остальные его не вытащили, потому, что каждый думал: «я же не обязан». Это тоже этика, но уже другого типа. По этике Ясы Чингисхана человек обязан лезть и выручать, а если бы не полез, то его бы осудили и казнили за неоказание помощи товарищу. Эта этика везде и всегда там, где людей подстерегает опасность, поскольку это единственно спасительная форма поведения при которой можно как-то уцелеть. В условиях, когда война была повседневной, каждый кто стремился жить не только чем-то, но и ради чего-то хотел быть уверен, что его не предадут.

По поводу западной культуры XX столетия П.Сорокин высказывал следующие мысли: западная культура преимущественная чувственная, следовательно, чувственные и основные виды изобразительного искусства. Современный кризис изобразительных искусств демонстрирует разрушение чувственной формы живописи и скульптуры, музыки, литературы, драматургии и архитектуры. Во второй половине XIX века и в начале XX века чувственное искусство достигло стадии зрелости и с этого момента постепенно становится внутренне бесплодным и все более противоречивым.

С технической стороны оно более совершенно, чем чувственное искусство любого другого века и культуры, т.к. западные мастера непревзойденны в обладании техническими средствами. Могут имитировать примитивное искусство, искусство Фидия, готических сборов и египетских пирамид, Рафаэля и Микеланджело, Гомера и Данте и т.д. Беспримерно по своему объему и размеру. Старые оркестры и хоры, карликовые по сравнению с современными и т.д. искусство проникает во все сферы жизни от вилок и ножей до автомобилей и домашней обстановки. Если раньше музыка, картины, скульптуры, поэмы и драмы были доступны только избранному меньшинству, то теперь искусство вошло в жизнь каждого человека, найдя отражение в цвете его автомобиля, форме одежды и т.д. Предметы потребления, проданные даже в дешевом магазине включают в себя чувственную долю красоты. Красота и искусство стали обыденностью для западной культуры. Это немалое достояние.

Другое достоинство – разнообразие. Искусство не ограничивается каким-нибудь одним стилем или сферой, как искусство всех предшествующих эпох. Оно как энциклопедия или гигантский универмаг. Все это облагородило человека.

Но патологические вирусы распада и разложения. Декаданс плавно переходит в разрушение, т.к.:

1) функция давать наслаждение приводит к тому, что ценностями становятся «вино-женщины-песня»

2) попытки изображать реальность такой, какой она открывается нашим органам чувств неизбежно приводит к тому, что искусство становится все более поверхностным и иллюзорным, не затрагивая глубины явлений

3) в поисках более чувственного и сенсационного материала искусство все более удаляется в мир извращений и патологий – к социальным отстойникам

4) чарующее многообразие побуждает к поиску еще большего многообразия, следовательно, разрушение гармонии и превращение искусства в океан хаоса

5) это искусство создаваемое для публики профессионалами, следовательно, отдаление художника.

Искусство – товар для продажи, стимуляции усталых нервов и сексуального возбуждения. Искусство обслуживает рынок и не может игнорировать его запросы, следовательно, вульгарно, как и толпа, заказывающая его, следовательно, пренебрежение религиозными и моральными ценностями, следовательно, массовые «хиты» и «бестселлеры», т.к. любой товар на рынке недолговечен. И если художник не хочет голодать он должен потворствовать потребителям…, следовательно, высшие ценители «красоты» коммерческие дельцы которые принуждают художников подчиняться их требованиям и навязывают их через средства массовой информации с помощью рекламы…

Кого сейчас, кроме маленькой кучки старомодных чудаков, интересует искусство, которое не развлекает, не доставляет удовольствия, не возбуждает и не расслабляет, как цирк, как внимание очаровательной девушки, как стакан вина или хорошая еда?

Это мысли об искусстве Питирима Сорокина. А вот разговор всемирно известного художника Сальвадора Дали с одним юношей, который мечтает стать художником…

Дали: У вас есть какие-либо влиятельные знакомые? Вы любите хорошо поесть?

Юноша: Что вы, я могу питаться, чем попало…

Дали: каждый день питаться хлебом и горохом – слишком дорогое удовольствие. Их надо покупать, а для этого придется работать и работать. Вот если бы вы привыкли жить на одной икре и шампанском, то это не стоило бы вам ровным счетом ничего… это продукты, которыми вас угощают дамы определенной породы – утонченные, восхитительно надушенные.… Но чтобы пользоваться их расположением, надо быть полной противоположностью тому, что являете собой вы.… Так ступайте прочь, и занимайтесь-ка лучше своим горохом. Вот у вас и лицо до срока сморщилось – ни дать, ни взять сухая горошина.

Другая цитата из «Дневника одного гения» Сальвадора Дали характеризует его стиль работы на публику: «Я хочу написать его (Ленина – А.К.) с ягодицей трехметровой длинны, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобится пять с половиной метров холста».

Читаем далее: «Через 15 минут после первого завтрака я, как обычно сую себе за ухо цветок жасмина и отправляюсь по интимным делам. Не успеваю я как следует усесться, как тут же испражняюсь почти без всякого запаха. Он настолько слаб, что его полностью перебивает аромат надушенной бумаги и веточки жасмина».

Диагноз, поставленный Дали самому себе, – самообожание. В других своих книгах он смакует подробности своего детства – вот он пинает, словно по мячу, голову своей трехлетней сестренки, вот – сталкивает малыша с подвесного моста, вот в возрасте 29 лет повалил и принялся топтать ногами девушку «пока ее окровавленную, не оттащили».

Любопытно, что некоторые шаловливые штрихи автобиографии Дали напоминают очень популярные в 1912 году «Безжалостные стихи для бессердечных домов» Гарри Грэма. Например:

Наш маленький Вили рыдает так громко,

Бедняжка, он так огорчен,

Сломал он всего-то лишь шею сестренке –

И сладкого к чаю лишен.

Двумя качествами Дали обладает бесспорно – даром к рисованию и чудовищным эгоизмом. «В семь лет – пишет он в первом абзаце одной из своих книг, - Я хотел быть Наполеоном. С тех пор амбиции мои росли неуклонно». Представьте себе теперь, что у вас нет ничего, кроме собственного эгоизма и ловкости, истинной воли дар – академический, иллюстративный стиль рисования, а ваш подлинный удел – стать иллюстратором учебников…. Как же стать Наполеоном? Выход всегда один: впасть в порок, всегда делать такие вещи, которые шокируют и ранят людей. Например, вырезать парой ножниц глаза у дохлого осла. Идя таким путем, всегда будешь чувствовать себя оригинально. И это приносит деньги…

Собираясь на свидание с будущей женой, Дали натерся мазью, приготовленной из козьего помета, сваренного в рыбьем клее.

Автобиографии можно верить лишь тогда, когда она обнаруживает что-либо постыдное. Человек изображающий себя положительным возможно лжет, ибо если смотреть на любую жизнь изнутри она предстанет просто как сплошная череда поражений. Очень часто, в погоне за сиюминутной славой, авторы воспоминаний, выбрасывают обыденность бытия, заменяя его тягостную каждодневность совершенно неправдоподобными или перекомпанованными событиями биографии. Такова, например, «Жизнь» Сальвадора Дали. Его автобиография всего-навсего акт публичного стриптиза, исполненный в розовом свете рампы, документальное описание извращенной фантазии, извращения природных инкстинктов, которое стало возможным лишь благодаря машинному веку. От этой книги дурно пахнет, возможно, это радует автора, который отправляясь на свидание со своей будущей женой натерся мазью приготовленной из козьего помета сваренного в рыбьем клее.

Самая заметная черта – его некрофилия. В ней он признается, открыто, утверждая, что уже излечился от нее. Мертвые лица, черепа, трупы животных очень часто появляются на его полотнах. Вот, например, «Манекен, гниющий в такси. По уже несколько вздувшемуся лицу и груди уже явно мертвой девушки ползают огромные съедобные бургундские улитки.

Всему этому можно противопоставить тот факт, что Дали рисовальщик исключительного дарования. Он в пятьдесят раз талантливее большинства людей, порицающих его мораль и косо глядящих на его картины… Дело в том, что мы сталкиваемся здесь с прямой, непрекрытой атакой на благопристойность. Дали хвастается, что он не гомосексуалист, однако в остальном его извращения многообразны и им можно «позавидовать». В чем дело? Возможно фантазии Дали проливают полезный свет на разложение капиталистической цивилизации. Он – симптом мировой болезни. Почему он выставляет на показ пороки? Уберите из его полотен черепа, муравьев, телефонные аппараты и вы окажитесь среди иллюстраций «мира сказок» в который небезызвестный вам Карлсон отправил дядюшку Юлиуса. Двумя качествами Дали обладает безусловно – даром к рисованию и чудовищным эгоизмом. «В семь лет – пишет он в начале своей книги ,- я хотел быть Наполеоном. С тех пор мои амбиции росли неуклонно». Представьте себе теперь, что у вас ничего нет кроме собственного эгоизма и ловкости, а ваш дар – академический иллюстративный стиль рисования, а ваш подлинный удел быть гениальным, но нищим иллюстратором учебников истории или детских сказок. Как же в этом случае стать Наполеоном? Выход один – впасть в порок. Всегда делать такие вещи, которые больно ранят людей. Например, вырезать глаза у дохлого осла парой ножниц. Это приносит деньги, и не так опасно как совершение преступлений. В 20-е годы столицы крупнейших европейских держав были полны аристократами, которые в отличие от своих предков не чувствовали тяги к красивым дворовым девкам да к охоте. Их тянуло к искусству. Швырнешь в таких людей дохлым ишаком, а в ответ на тебя посыпятся крупные купюры. Почему их тянуло к картинам омерзительного содержания – особый вопрос. Что это закат Европы?

Во время войны в Испании Сальвадор Дали отправляется путешествовать в Италию, где находит состоятельных аристократических покровителей. С приближением европейской войны подыскивает себе местечко с приличной кухней во Франции, откуда во время начала войны бежит в Испанию, используя ее как перевалочный пункт по пути в Америку, где война его точно не застанет.

Не считайте меня слишком умным. Это не мои мысли. Их автор - Джордж Оруэлл, автор бессмертной книги «Скотного двора» или « Свинского уголка». Почему он так не любит великого художника? Да потому, что Сальвадор искал место поспокойнее, да посытнее, а Джордж скакал с войны на войну, хотя туда его никто не звал. Каждый сам выбирает свой путь, однако при этом один руководствовался ценностями эпохи «разложения», а другой ценностями эпохи созидания. В V веке до нашей эры китайский мудрец Конфуций произнес фразу «Низкий человек заботится о своей выгоде, благородный муж думает о долге». Демократия подарила свободу. Угадайте с трех раз, в пользу чего сделали выбор наши герои? Понятно, что один в пользу долга, другой – своей выгоды. Как говорили самураи «из двух дорог выбирай ту, которая ведет к смерти». Сальвадор Дали не был самураем, Джордж Оруэлл тоже. Поэтому свои заметки о Сальвадоре Дали он метко назвал «Привилегия духовных пастырей». Дело в том, что до начала 19 века английское духовенство имело одну очень существенную привилегию – неподсудность светскому суду.

Курт Воннегут долго думал, для чего нужно искусство и придумал таки теорию о канарейке в клетке, Шахтеры берут такую певунью с собой в забой не для песен. Почуяв запах газа, она начинает метаться по клетке задолго до того, как человек с его грубым обонянием различит опасность. Вот для чего обществу нужен писатель, ведь в отличие от большинства людей он наделен особой чувствительностью. В то время, когда Сальвадор Дали был далеко от Испании, Джордж Оруэлл находился в эпицентре событий. Во время боев сносились носки и совершенно стоптались ботинки, так что ходить приходилось почти босиком. Как никогда в жизни мечталось принять горячую ванну, переодеться в чистую одежду. А когда бойцов республиканской Испании отправили на отдых, Джордж принимал участие в уличных боях, сутками сидя на чердаке с винтовкой, голодая, страдая от переутомления и нервной болезни, вздрагивая при каждом шорохе и хватаясь за плохонький револьвер, приобретенный контрабандным путем. Меньше всего английский журналист думал в эти минуты об аналитике происходящих вокруг него событий, это те, кто находился в сотнях миль от Барселоны, за него думали, а он, наплевав на волю своего правительства, сражался с поднимающим голову фашизмом. И книги у него получались о борьбе и людях, не покоряющихся воле обстоятельств.

Так и в 20 веке, и в наши дни в искусстве столкнулись две тенденции – стремление к извлечению коммерческой прибыли и передача греко-римского мироощущения. И будут они вести между собой борьбу в «свободном» мире до тех пор, пока существует человечество… На рубеже веков эти тенденции обрушились и на нашу культуру.

А что происходит сегодня? Популярный актер, недавно получивший звание «сибиряк года», говорит: «И когда я смотрю на гипсовый лик Высоцкого, его посмертную маску под номером 3, которую мне подарил художник Юрий Васильев. Я разговариваю с Володей». Батюшки-светы, даже в эпоху социализма с популярнейшего поэта по «римско-пушкинскому» обычаю сняли посмертную маску, а в эру последующей демократии на нее молится его друг Валерий Золотухин.

Полибий так описывал этот древнеримский обычай: «Затем после погребения с подобающими почестями римляне выставляют изображение покойника, заключенного в небольшой деревянный киот в его доме на самом видном месте. Изображение представляет собой маску, точно воспроизводящую цвет кожи и черты лица покойника. Киоты открываются во время общенародных жертвоприношений, и изображения старательно украшаются. Если умирает какой-либо знатный родственник, изображения эти несут в погребальном шествии, надевая их на людей, возможно ближе напоминающих покойников ростом и всем сложением…Что может быть прекраснее этого зрелища?».

Интересно, что популярность песен Высоцкого заключается именно в их «римском» содержании: «враги» всегда сильнее, но это не повод поднимать руки вверх.

Финалом этого сражения различных ценностей было то, что директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сформулирует следующим образом: «К сожалению, люди перестают думать об искусстве как таковом, а думают лишь о том, сколько это искусство стоит. Картины, скульптуры превращаются в капитал»[3]. Так завершилась в нашем государстве борьба между староримской системой ценностей, и меркантильной новоримской. Но великий режиссер Борис Александрович Покровский так прокомментировал получение Государственной премии: «Знаю, что меня награждают не просто, чтобы «поддержать», а убедить, что я иду верной дорогой, борясь против всякой пошлости и попсы. Это не популярное искусство, как думают многие, а разложение вкусов общества… Если не будет у нас достойного искусства – не будет и страны. Никакая экономика, никакая политика, ничто кроме подлинной культуры не поможет нам поднять голову. Вот за утверждение в России подлинной культуры я и борюсь»[4]. Но это уже логика эпохи созидания.

И сегодня мы вновь становимся свидетелями гладиаторской борьбы между «староримскими» и «новоримскими» ценностями, которые несмотря на гибель двух римских империй, по инерции продолжают будоражить нас.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие тенденции развития прослеживаются в современной западной культуре?

2. Каким образом западная культура оказывает влияние на развитие российской культуры?

3. Каково место человека в борьбе различных культурных тенденций современного мира?

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аль Д. Истории из истории. СПб., 1997.

Аргументы и факты № 27, 2003. С. 3.

Аргументы и факты» № 29, 2004

Билет на планету Трантай. Сборник зарубежной фантастики. СПб., 1992.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История Государства Российского. Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX – XVI вв. М.: Книжная палата, 1991.

Васильев Л.С. История религий востока (религиозно-культурные традиции и общество). М.: «Высшая школа», 1983.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М.,1990.

Воинские повести Древней Руси. Л.:Лениздат, 1985.

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» Л., 1990.

Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991.

Гонейм М. З. Потерянная пирамида, Государственное издательство Географической литературы, Москва, 1959.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2003.

Золотухин В. По утрам я молюсь и разговариваю с Высоцким.// Телесемь № 19 (391) 3 – 9 мая 2004 года.

История Европы. Т. 2. Средневековая Европа. М.: «Наука» 1992.

История и культурология Под редакцией Н.В.Шишовой. М.:Логос, 1999.

История Римского права. Пособие к лекциям профессора Московского университета В.М.Хвостова. Второе издание (исправленное и дополненное) М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1905.

Итс Р. Века и поколения. Л., 1986.

Инститорис Г., Шпрингер Я. Молот ведьм. М., 1990

Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969.

Гумилев Л. Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Диалог. Л.,1990.

Гуревич П.С. Культурология. М.,2005.

Кармин А.С. Новикова Е.Ф. Культурология. СПб.: Питер, 2004.

Керам К. Боги, гробницы, ученые /Пер. с нем. – издательство «КЭМ», СПб., совместно с издательством «Нижегородская ярмарка», Н.Новгород, 1994.

Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.,1990. С.104.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.

Конан-Дойл А.Избранное. Южно-Уральское книжное издательство Челябинск, 1979.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873 – 1888 гг. Книга I. М.: Книга, 1990.

Краеведческий альманах. Научно-образовательное и информационно-справочное издание. №2. 2001.

Культурология (конспект лекций). М.: «ПРИОР»,2000.

Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие под ред. П.Ф.Кузнецовой. М.: Академия, 2003.

Культурология. Учебное пособие в 3-х книгах / под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляева. СПб., 2003.

Культурология. Словарь / под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 2003.

Курочкин В.А. Повести. Рассказы. Л.: Лениздат, 1980.

Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т. Культурология: экзаменационные вопросы с ответами. Практическое пособие. Воронеж: «Учитель», 2002.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). СПб.:Искусство – СПб. 1997.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

Маржерет Ж. Состояние Российской империи и Великого княжества Московии // Россия XV-XVII веков глазами иностранцев. Л.: Лениздат,1986.

Мень А. История религии в семи томах В поисках пути истины и жизни. Т.7. Сын Человеческий. Издательство Советско-Британского совместного предприятия Слово/Slovo. М.,1992.

Новая модель № 01(07) Интеллектуальный журнал для воскресного чтения 23 января 2003 года.

Основы теории культуры: Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: СПбГАСУ, 2004.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XV-XVII веков глазами иностранцев. Л.: Лениздат,1986.

Оруэлл Д. Статьи, рецензии / пер. с англ. Оформл. А.Старикова. Пермь: Капик,1992.

Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков// Памятники литературы древней Руси. Втор. пол. XVI в. М.,1986.

Послание на Угру Вассиана Рыло//Памятники литературы древней Руси. Вторая половина XV в. М.,1982

Поучение Владимира Мономаха // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969.

Полибий. Всеобщая история. В 2 т. Т. 2. Кн. XI – XXXIX / Полибий; Пер. с древнегреч. Ф. Мищенко. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

Прайор К. Несущие ветер. Рассказ о дрессировке дельфинов. М.: Мир, 1981.

Розин В. М. Культурология. М., 2002

Силичев Д.А. Культурология: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2004.

Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М.Прохоров. Издание четвертое, исправл. и доп. М.:Советская энциклопедия, 1989.

Сорокин П. Человек цивилизация общество. М., 1992.

Учебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие для учащихся средних и высших учебных заведений / Ред. Г. В. Драч. – 1997.

Черняк Е.Б. «Судебная петля» М., 1991.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф.Чуева. М.: Терра, 1991.

Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. М.,1998.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982.


[1] Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Издание четвертое, исправл. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1989. С.592

[2] От латинского interior – внутренний, переход извне внутрь. Психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

[3] Аргументы и факты № 27, 2003. С. 3.

[4] «Аргументы и факты» № 29, 2004. Л.3.



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 276;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.039 сек.