Серебряный век русской культуры конец XIX – начало XX века.
Переломная эпоха в социально-экономической и духовной жизни России. Острейшие социальные конфликты, вылившиеся в первую русскую революцию, вызвали к жизни многообразие форм отражения историко-культурного процесса.
К.Э. Циолковский разрабатывал основы аэро и ракетодинамики. Философ В.С. Соловьёв создает знаменитую философию всеединства и образ Софии, который положил начало символизму. Прекрасная незнакомка в стихах Блока не женщина, это образ Софии (мудрости), невидимый простым глазом символ “вещи в себе”.
Появляются и другие направления, такие как декаденство (от латинского - упадок), символизирующее отказ от гражданственности, уход во внутренний мир, культ красоты; модернизм (от франц. новый, современный) – это кубизм и похожие направления, идущие на разрыв с традициями реализма; акметизм (от греческого - акме) – высшая степень чего-либо, цветущая сила, что означало освобождение поэзии от символизма и возвращение к ясности и простоте; футуризм (от латинского - futurum – будущее) для которого характерна культивация урбанизма, эстетики машинной индустрии и большого города. В поэзии футуризм разрушал даже естественный язык.
В архитектуре появились новые материалы, позволившие воплотить в жизнь новый стиль модерн.
В скульптуре – импрессионизм. Паоло Трубецкой создает памятник Александру III в бронзе, это почти сатира. В противовес Медному всаднику Фальконе, лёгкому, вздыбленному – толстозадый “салдафон” на грузной, пятившейся назад лошади.
В живописи на рубеже веков происходит разрыв границ между жанрами, что приводит к появлению историко-бытового жанра. В исторических полотнах Васнецова (1856-1933) развивается пейзажное начало (“Улица в Китай-городе. Начало XVII века”, 1900, ГРМ).
И.И. Левитан (1860-1900) создаёт “пейзаж настроения”, которому присущ богатый спектр переживаний от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего живого.
Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов (1865-1911), ученик Репина. (“Девочка с персиками”, 1887 г.) совершивший поворот от критического реализма передвижников к “реализму поэтическому”.
Живописный символизм развивал М.А. Врубель (1856-1910). “Демон сидящий”, 1890. “Демон летящий”, 1899. “Демон поверженный”, 1902 г. Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением, в которой был символизм. Огромное внимание на символистов оказал великий русский философ В.С. Соловьёв, сообщивший им свою веру в Софию и так сформулировавший сущность символизма:
“Всё видимое нами
Только отблеск, только тени
От незримого очами…”
Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком и представлял связь между мирами. Их поэзия целиком состояла из подобных символов, противопоставления реальной жизни символам.
А.А. Блок “Незнакомка”:
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 330;