Античный период: от мифа к Логосу


 

Естествознание возникло уже в древнейших цивилизациях Египта, Ближнего Востока, Индии, Китая, но мы рассмотрим его развитие лишь в странах, где сформировались основы европейской культуры, в первую очередь – в Древней Греции и в Древнем Риме, в период примерно от 8-го века до н.э. до 5-го века н.э.

Социально-экономический фон:

- развитие производства (металлургия, строительство, изготовление тканей, бытовых изделий и т.п.), транспорта (мореплавание);

- развитие рабовладельческого строя привело к формированию элиты, имеющей возможности для занятий наукой;

- расцвет культуры, поощрение творческой деятельности, распространенность публичных дискуссий;

- наличие совершенной системы письменности;

- использование опыта древнейших цивилизаций.

Предшественниками науки, первой попыткой осознать окружающий мир, объяснить его возникновение и причины природных явлений были мифы. Мифы (от гр. μυθοσ – предание) – ранняя форма общественного сознания, повествования о деяниях богов и героев, о происхождении мира и его развитии.

Так, например, описывает происхождение мира древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов»).

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный мрак – Эреб и темную ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный, светлый День – Гемера. Свет разлился по небу, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая благодатная Земля породило беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко раскинулось вечно шумящее Море. Уран – Небо воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю Землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи».

Отличительная черта мифа – очеловечивание природы, перенос отношений между людьми на отношения в природе. Мифология тесно связана с религиозно-мистическим отношением к действительности.

При всей наивности мифов в них просматривается одна из ведущих идей современного естествознания – идея о развитии мира от Хаоса к Космосу. Хаос в понимании древних – неупорядоченное, бесструктурное, аморфное, «темное» и не развивающееся состояние. Космос – организованный, упорядоченный, подчиняющийся законам, развивающийся мир. В мифах предугадана идея о саморазвитии природы из неупорядоченного состояния к все более сложно организованному. Более того, в некоторых мифах говорится, что Космос периодически превращается в Хаос и вновь возникает из него.

Основное содержание античного периода – переход от мифологического описания мира к Логосу (от гр. λογος – слово, смысл, понятие), то есть к познанию, основанному на выяснении с помощью разума и опыта естественных законов природы, к познанию, оперирующему понятиями, выраженными в словах-терминах. В античности возникли два основных направления (две партии) философии – материализм и идеализм, начался процесс разделения единого познания на различные науки. Мыслители Древней Греции, как правило, еще не были специалистами в определенной области, а охватывали в своих учениях широкий круг философских, религиозных, естественнонаучных, социально-политических проблем. Еще не отделившуюся от философии часть знаний, из которой потом сформировались естественные науки, в древности и вплоть до Нового времени называли натуральной философией (натурфилософией).

Возникновение европейской науки связывают с деятельностью милетской школы (Милет – древнегр. город-полис в Малой Азии – современной Турции). Основоположник этой школы – Фалес из Милета (ок. 625 г. – ок. 547 г. до н.э.) – «первый европейский ученый», один из легендарных «семи мудрецов»; ему приписывают знаменитое высказывание: «Познай себя самого». Ему принадлежит идея о возможности и необходимости математических доказательств и доказательство ряда утверждений: «диаметр делит круг пополам», «в равнобедренном треугольнике углы при основании равны» и др.; он – первый математик и астроном Древней Греции.

Заслуга милетской школы – постановка вопроса об единой природе разнообразных вещей, о субстанции мира, то есть его материальной первооснове, едином начале. Фалес считал таким началом воду, другой представитель милетской школы – Анаксимен – воздух, Анаксимандр – особую вечную и бесконечную субстанцию – апейрон.

В Милете впервые были описаны электрические и магнитные явления: способность натертого янтаря притягивать легкие тела, магнита – железо.

Гераклит из Эфеса (ок. 520 г. – ок. 460 г. до н.э., территория современной Турции) ввел понятие «Логос» как обозначение вечной мудрости, отражающей действительное положение вещей. «Логос» доступен всем, но не всеми воспринимается. Основное в учении Гераклита – идея развития - безостановочной изменчивости вещей, их текучести, по существу – идея вечного движения. Ничто не повторяется, все находится в становлении. Мир никем не создан, но есть «вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий». Традиция приписывает Гераклиту фразу: «В одну и ту же реку не вступишь дважды». Ему же принадлежат идеи о единстве Вселенной и решающей роли закономерности в природе.

Затем центр научной мысли перемещается из восточного Средиземноморья в греческие колонии на юге Италии и в Сицилии.

С конца 6-го до середины 4-го века до н.э. значительное влияние имел Пифагорейский союз (г. Кротон, Южная Италия) – научно-философское и религиозно-политическое общество. Его создатель – Пифагор (вторая половина 6-го в. – начало 5-го в. до н.э.) – личность полулегендарная. Он учился в Египте и в Вавилоне, возможно – в Индии, там познакомился с математикой, астрономией, религиозными учениями Древнего Востока.

Основное мировоззренческое положение пифагорейцев – «Мир есть число», то есть мир («Космос») гармоничен, упорядочен, все в нем взаимосвязано и пропорционально, и для постижения гармонии мира нужно выявить и проанализировать числовые, количественные соотношения различных природных объектов. Внедрение математических методов в познание природы – великая заслуга пифагорейцев.

К достижениям пифагорейцев относятся:

- строгое доказательство положений математики Древнего Востока, в том числе «теоремы Пифагора»;

- разработка теории чисел;

- создание математической теории музыки;

- гипотеза о шарообразности Земли и гелиоцентрической модели Солнечной системы.

Пифагорейский союз был построен как замкнутое тайное общество единомышленников (лозунг – «У друзей все общее»), но с жесткой иерархией, строгим уставом и ритуалами.

Во времена Пифагора под числами понимались только рациональные числа, то есть числа, представимые в виде отношения двух натуральных чисел ( , где – рациональное число, - натуральные числа). Серьезный кризис в Пифагорейском союзе вызвало обнаружение того, что диагональ единичного квадрата, то есть число , не является рациональным. Верхи Союза даже пытались утаить это открытие, как подрывающее основную идею о гармоничности, пропорциональности всего сущего, соизмеримости его частей. Постепенное осознание реальности существования иррациональных чисел произошло гораздо позднее (в эпоху Возрождения) и расширило понятие числа.

Важнейшие проблемы мировоззрения поставили мыслители элейской школы (конец 4-го в. – 5-й в. до н.э., г. Элея на юге Италии). Главные представители этой школы – Парменид и Зенон.

Элеаты полагали, что видение мира, которое дают нам органы чувств, может быть ложным, неистинным – это не более чем «мир мнений». Правильное представление о действительности дает лишь разум, мышление; они позволяют постичь «мир истины». Между «миром мнений» и «миром истины» – глубокие и непримиримые противоречия.

Для иллюстрации тезиса о ложности чувственного восприятия мира Зенон привел ряд знаменитых парадоксов, «апорий» (от древнегр. α – отрицание и πορος – выход).

Апория «О множественности вещей» должна была опровергнуть представление о том, что любая вещь состоит из множества частей: «Если вещь можно разделить на части, то же самое можно сделать с каждой из ее частей и так далее до бесконечности. Тогда либо исходная вещь бесконечна, если составляющие ее вещи конечны, либо не имеет размеров, если составляющие вещи размеров не имеют».

Апории «Ахилл» и «Стрела» призваны показать, что механическое движение при логическом анализе предстает как внутренне противоречивое и, следовательно, невозможное.

«Ахилл»: «Быстроногий Ахилл не догонит ползущую черепаху, так как за время, пока он добежит до места, где черепаха находилась ранее, она успеет отползти на новое расстояние, и так до бесконечности».

«Стрела»: «В каждый момент времени летящая стрела занимает определенное положение, то есть неподвижна, а сумма покоев не может дать движения».

Элеаты впервые стали использовать понятия максимальной общности: бытие, небытие, движение (понимая под движением не только механическое перемещение, но любое изменение, развитие). Они стремились доказать, что бытие существует, а небытие (следовательно – пустота) не может существовать. Бытие для них едино, нераздельно и неподвижно, всякое движение представляется противоречивым и поэтому – невозможным. Вселенная – однородный плотный шар. В поэме «О природе» Парменид писал:

«Одно и тоже есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного,

Сверх бытия, ничего. Все вещи, в чем смертные видят

Истину, веря в нее, все это – лишь имя пустое:

Быть, а также не быть, рождаться, а также и гибнуть,

Место на место менять, обменивать цвет и окраску.

Есть же последний предел, и все бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара,

С правильным центром внутри».

Постановка вопросов о различии между мышлением и ощущением, об истинности познания мира и о возможности познания вообще - важнейший вклад элеатов в науку. Однако, сделанные ими выводы о природе не могут быть приняты и были отвергнуты еще в античности. Были предложены различные программы решения поставленных элеатами проблем; основные из них – атомистическая программа Демокрита и идеалистическая программа Платона.

Демокрит из Абдер (род. около 460 г. до н.э.) развил идеи своего учителя Левкиппа и создал учение – прототип материализма, основой которого является атомистика. Атомистическое учение утверждало, что существуют неделимые элементы бытия - атомы (древнегр. άτομος – неделимый), движущиеся в пустоте (небытии). Атомы неделимы, вечны, неизменны и бескачественны, отличаются друг от друга лишь формой и величиной, находятся в постоянном движении. Сцепляясь друг с другом в различных сочетаниях, они образуют многообразные вещи. Атомизм означает переход от континуального видения мира к дискретному.

Чувственное восприятие вещей объясняется истечением от них потоков атомов, воздействующих на органы чувств. Опыт – исходный пункт познания, но сам по себе он дает неполное и недостоверное знание, истинная природа вещей (атомы) постигается лишь с помощью мышления.

Демокрит развил идею Левкиппа о том, что движение атомов порождает вихри, из которых возникают миры. В каждом вихре более крупные и тяжелые атомы собираются в центре и образуют Землю, более мелкие и легкие устремляются к периферии, образуя воздух и небесные светила. По Демокриту, возникающие миры различны по размерам, по структуре - в некоторых нет Солнца, а в некоторых – несколько светил. Миры находятся на разных стадиях развития, некоторые лишены жизни, в некоторых мирах жизнь есть. Живое отличается от неживого наличием души, состоящей из особых атомов, подобных атомам огня.

Важнейшая часть учения Демокрита – идея причинности, близкая к более современной концепции механистического детерминизма. По Демокриту любое событие порождает вполне определенные последствия, те – следующие последствия, и так далее до бесконечности. Причем причинность понималась Демокритом как необходимость: последовательность причин и следствий однозначна, предопределена, не допускает альтернативных возможностей развития событий: «Случайными кажутся те события, причины которых мы не знаем или не хотим знать». Познание сводится к установлению причин произошедшего.

Величайший мыслитель древности, основоположник объективного идеализма, основатель Академии – Платон Афинский (427 г. – 347 г. до н.э.).

В основе понимания природы у Платона лежит его ответ на вопрос о соотношении материального и духовного, единичного и общего. В материальном мире, воспринимаемом нашими органами чувств, все вещи отличаются друг от друга (они единичны, уникальны), они возникают, движутся, изменяются и погибают. В этом мире, считал Платон, нет ничего прочного и истинного. Изучение этого мира с помощью органов чувств не позволяет постичь его сущность.

Чтобы понять учение Платона, вспомним, как материализм рассматривает процесс формирования понятий в человеческом сознании (см. подраздел 1.2). Сравнивая ряд однородных предметов, мы, абстрагируясь от их несущественных отличий, выделяем в них нечто общее, причем нечто существенное, формулируем, в чем состоит общность этого ряда выделенных предметов, и тем самым формируем у себя в сознании идеализированное представление об этой группе предметов – понятие. Так, сравнивая множество геометрических фигур, мы выделяем из них, например, те, которые образованы тремя отрезками прямых на плоскости, и приходим к понятию («идее») треугольника. Так же формируются понятия, связанные с характеристиками, свойствами, взаимоотношениями предметов и явлений, и понятия, не имеющие наглядного воплощения. С позиции материализма понятия («идеи») лишь отражают в нашем сознании в идеализированной, обобщенной форме реальные предметы, явления и их свойства. В этом выражается основное положение материализма о первичности материи и вторичности сознания.

Платон же считал, что первичной истинной сущностью вещей являются их «идеи» или, как он их называл, «виды» («эйдосы»). Идеи вечны, совершенны и неизменны. Они не являются отражением реальных предметов в сознании, а, наоборот, - первичны, самостоятельны, являются основой, образцом и причиной реальных вещей и, вместе с тем, - целью, к которой стремятся реальные вещи.

Идея становится вещью, воплотившись в материи, причем, если идея есть суть вещи (ее истинное бытие), то материя сообщает вещи изменчивость, преходящесть, невечность, то есть по Платону материя соответствует низшей степени бытия или даже, как он пишет в некоторых сочинениях, - небытию.

На положении о первичности идей базируется и космология Платона, то есть его учение об устройстве мира. Мир идей (идеальный мир) существует, но очень далеко от Земли, - это божественный звездный мир. Там пребывают души людей до переселения в тела. Формы предметов там идеальны, вечны и неизменны, их движения совершенны. Совершенным Платон считал равномерное движение по окружности. Именно так движутся звезды. Ближе к Земле, в планетном мире, уже возникают искажения, изменчивость тел и их движений. На Земле, в материальном мире, идеальное начало ослаблено, и земные вещи несовершенны, изменчивы, невечны.

Познание заключается в том, что душа, переселившаяся в тело, забывает то, что видела и знала в идеальном мире, но в земном мире вновь как бы узнает, «припоминает» те черты идеального, вечного, что были известны ей в звездном мире. Огромную роль в процессе познания Платон отдавал математике, считал ее реальным средством установления абсолютных истин. Над входом в платоновскую Академию была надпись «Не геометр, да не войдет».

Наибольшее влияние на естествознание в течение многих последующих веков оказывало учение Аристотеля из Стагира (Стагирита). Он жил в 384-322 гг. до н.э., был учеником и другом Платона, но не его идейным последователем («Платон мне друг, но истина дороже»), воспитателем Александра Македонского, создателем философской школы – Ликея. Аристотель создал первую естественнонаучную картину мира, он – основоположник науки логики. Его основные труды, посвященные естествознанию – «Физика», «Метафизика», «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении».

Отвергая идеализм Платона, Аристотель создал свою систему взглядов на природу, основу которой составляет учение о материи и форме. Каждая вещь в мире, учил он, есть соединение материи и формы. Под материей он понимал бесформенное, хаотичное, пассивное начало. Но это начало имеет возможность (потенцию) стать вещью. Чтобы материя стала вещью, ей нужно придать форму (под формой понимается совокупность внешних характеристик вещи), Форма нематериальна, но она есть осуществление потенции материи, она придает вещам конкретность и определенность. При этом материя каждой вещи является, в свою очередь, формой для материи более низкого порядка. Например, кирпич – вещь, являющаяся единством материи (глины) и приданной ей формы (понятие формы включает здесь геометрические очертания, размер, цвет, прочность и т.д.). В то же время глина является формой для более простых элементов, являющихся ее материей. Аристотель не считал эту цепочку связей «форма-материя» бесконечной. Он полагал, что, переходя ко все более простым телам, мы придем к «первоматерии», лишенной всех свойств и качеств. Соединяясь с простейшими формами (теплое, холодное, сухое, влажное), первоматерия образует четыре первоэлемента: огонь, воздух, воду и землю, - из которых состоят все вещи.

 
 

 


Напротив, поднимаясь по лестнице «форм», мы приходим к «высшей форме», которую нельзя рассматривать как материю, «возможность» еще более высокой «формы». Эта предельная форма по Аристотелю есть Перводвигатель или Бог, пребывающий вне мира. С философской точки зрения учение Аристотеля есть объективный идеализм, но непоследовательный, включающий в себя ряд материалистических положений.

Аристотель отвергал возможность существования пустоты, утверждая: «Природа не терпит пустоты». Первоэлементы распределены во Вселенной неравномерно, что определяет ее строение. В центре находится земля, образующая нашу сферическую, неподвижную планету – центр Вселенной. Доказательство шарообразности Земли – лунные затмения. Далее вплоть до орбиты Луны (в подлунном мире) последовательно распределены вода, воздух и огонь. Далее следует надлунный божественный мир, где все состоит из особой, «совершеннейшей из субстанций» – эфира, и где законы подлунного мира неприменимы. Планеты прикреплены к эфирным сферам и равномерно вращаются вокруг Земли по окружностям. Вселенная ограничена сферой звезд. Вне Вселенной – Перводвигатель, приводящий ее в движение. Таким образом, аристотелевская картина мира основана на принципах конечности и геоцентричности, отрицании единства законов природы во всех частях Вселенной.

Аристотель заложил основы физики, в первую очередь – механики. Он считал, что движения подразделяются на совершенные движения в надлунном мире (равномерное движение по окружности или сочетание нескольких таких движений) и несовершенные движения в земном, подлунном мире. Последние он разделял на естественные, не требующие приложения сил (движение тяжелых предметов вниз, легких – вверх), и насильственные – требующие приложения сил. Основной принцип динамики по Аристотелю: «Все, что движется, движется благодаря воздействию другого», - в современной записи выглядит так: , и означает, что для равномерного и прямолинейного движения тела к нему должна быть приложена сила (сравните со вторым законом Ньютона!).

Аристотель полагал, что бытие целесообразно, то есть природа имеет определенную цель: «Бог и природа ничего не делают напрасно». Однако, в отличие от платоновского учения о сознательной целенаправленной душе мира, Аристотель считал целесообразность природы бессознательной.

Дальнейшее развитие античное естествознание получило в период эллинизма – культуры в государствах, возникших после распада империи Александра Македонского (научным центром являлась Александрия в Египте), и в Древнем Риме. Видными представителями естествознания периода эллинизма были следующие ученые.

Евклид (4-3 в. до н.э., Афины, Александрия) – автор труда «Начала» в 13 книгах, где на основе единого аксиоматического (построенного на выведении следствий из нескольких исходных аксиом, постулатов) подхода была изложена вся известная к тому времени математика. В число постулатов евклидовой геометрии входил и знаменитый пятый постулат о том, что параллельные прямые не пересекаются. Критический анализ этого постулата в позднейшее время привел к пересмотру привычных представлений о свойствах пространства.

Евклид – один из основоположников геометрической оптики, автор сочинений «Оптика» и «Катоптрика», в которых развито понятие световых лучей, изложены законы прямолинейного распространения света и закон отражения, рассмотрен ряд оптических задач.

Архимед (287–212 гг. до н.э., Александрия, Сиракузы на Сицилии) – один из основоположников механики, в первую очередь статики и гидростатики (ввел понятия центра тяжести, момента силы, доказал закон рычага, открыл «закон Архимеда»), создатель множества механизмов, используемых в технике, в том числе – в военном деле. Знамениты его высказывания: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю», «Эврика!» («Нашел!»).

Эратосфен (276-194 гг. до н.э., Александрия) определил длину земной окружности – 39 500 км (по современным данным – 40 000 км).

В александрийской школе продолжилась разработка аристотелевской геоцентрической картины мира. Причиной ее уточнения была необходимость более точного объяснения реально наблюдаемого сложного движения планет по небосводу и предсказания астрономических явлений, например, затмений. Во 2-ом веке н.э. Гиппарх начал, а Клавдий Птолемей завершил создание универсальной теории астрономических явлений. Она изложена в основном труде Птолемея «Альмагест» (состоит из 13 книг) и основывается на несколько подкорректированных постулатах о центральном положении Земли во Вселенной и о равномерном и круговом движении планет. Для объяснения наблюдаемого перемещения планет в этой теории принималось, что их реальные движения вокруг Земли складываются из нескольких круговых. Птолемеевская схема движения планет изображена на рисунке 2.1, где 1 – центр деферента – окружности, по которой перемещается центр 2 другой окружности – эпицикла, по которой равномерно относительно центра 2 вращается планета 3. Земля 4 несколько сдвинута от центра деферента (то есть, по Птолемею, смещена от центра Вселенной). Симметрично центру 1 деферента по другую сторону от Земли расположен эквант 5 – точка, относительно которой угловая скорость движения точки 2 по деференту остается постоянной.

 

Рисунок 2.1 - Птолемеевская картина мира: 1 – центр деферента; 2 - центр эпицикла; 3 – планета; 4 - Земля; 5 – эквант.

 

 

Усложнение схемы движения планет нарушало базовые положения аристотелевской картины мира, но соответствовало иногда используемому методологическому принципу «спасения явлений», то есть отказа от строгого следования основным положениям теории ради приведения ее в согласие с данными опыта. Однако весьма часто необходимость следовать этому принципу говорит о неправильности самих базовых положений теории. Именно так было и в этом случае. В дальнейшем для уточнения птолемеевской схемы были введены эпициклы второго и более высоких порядков, а затем после открытий Коперника были отвергнуты и сами исходные положения картины мира Аристотеля-Птолемея.

Для устранения несообразностей аристотелевской динамики (для объяснения движения тел в отсутствие воздействия сил) с 6-го века н.э. стала развиваться теория «импетуса», то есть «движущей силы», сообщаемой телу при приведении его в движение, и затем расходуемой телом в процессе движения.

В античности возникли зачатки биологических наук, в первую очередь – анатомии и медицины. Возникли гипотезы о происхождении живого из неживой природы, об изменчивости живых существ.

Гиппократ (около 460 г. – около 377 г. до н.э.) – «отец медицины», ему принадлежит идея об естественных причинах болезней, в том числе – о влиянии внешней среды, образа жизни и наследственности. Он известен «клятвой Гиппократа», высказываниями «Не навреди!», «Лечить не болезнь, а больного». Последнее означает, что методы лечения, назначения должны быть индивидуальны. По Гиппократу основа функционирования организма – четыре жидкости: кровь, слизь, желчь черная и желтая. Отсюда – и четыре типа темпераментов людей.

Величайшим биологом своего времени был Аристотель. Он оставил описания внешнего вида, строения и образа жизни сотен животных. От Аристотеля до современности дошло разделение живых существ на два царства – растений и животных. Он предложил систему классификации животных, основанную не только на их сходстве, но и родстве; разделил животных на кровяных и бескровных, а кровяных подразделил на живородящих и яйцеродных. К первым Аристотель отнес и человека, то есть он включил людей в общую систему живой природы Земли, отводя им высшее место в иерархии живых существ.

Гален (130-200 гг. н.э., Рим) – анатом, медик, фармацевт. Доказал, что в артериях не воздух, а кровь. По Галену система кровообращения такова: печень вырабатывает кровь с питательными веществами, по венам она течет в сердце, где обогащается «жизненной пневмой», поступающей из легких, откуда по артериям распределяется по организму (эта схема была исправлена лишь в Новое время). Гален считал, что мозг – не железа, как думали ранее, а вместилище души. По нервам возбуждение передается от мозга к организму, а от органов чувств – в мозг (это – гениальная догадка о функционировании нервной системы).

Гален – создатель множества лекарств, особенно из растений, основоположник фармакологии (в современном языке «галеника» означает лекарства из естественного сырья).

Итак, в античном мире была создана первая естественнонаучная картина мира, просуществовавшая около двух тысяч лет, заложены предпосылки для возникновения основных наук о природе. Недостатком античного естествознания была его умозрительность, отсутствие опоры на опыт, тем более – на эксперимент.

 

2.2. Средневековье

 

Средневековье («темные века») – период, длившийся в Европе примерно с 5-го века н.э. (распад Римской империи) до примерно 13-го века. Социально-экономический фон:

- господство феодальных отношений, преобладание натурального хозяйства, очень медленное развитие производства;

- сильное ограничение гражданской и духовной свободы, приоритет сословно-иерархических ценностей в общественной жизни;

- огромное влияние религиозного (христианского) мировоззрения, преобладание в сознании ценностно-эмоционального отношения к миру (оценка всех явлений с точки зрения «святое – грешное», «доброе – злое», «божественное – человеческое») над познавательно-рациональным.

Основная традиция средневекового познания мира – схоластическая. Схоластика (от лат. schola – школа) – тип религиозного мировоззрения, подчиняющий все знание религии. Схоластика отличается соединением догматизма с интересом к формально-логическим проблемам: от серьезных теологических и философских («о бессмертии души», «о конечности и бесконечности мира», «о соотношении свободы и предопределенности в действиях человека», «об отношении общего к единичному») до совершенно надуманных («Телесны ли ангелы, являющиеся на Землю?», «Сколько тысяч чертей может поместиться на острие иголки?»). Решающим аргументом при ответе на все вопросы являлись, конечно, не опыт и разум, а соответствие Священному писанию и мнению религиозных авторитетов.

Главный вопрос схоластки – соотношение знания и веры. Считалось, что знание имеет два уровня:

- сверхъестественное, источник которого - божественное («мистическое») откровение или библейские тексты (это – знание высшего уровня);

- естественное, отыскиваемое разумом, а также из учений античных мыслителей (Платона, Аристотеля) с христианскими комментариями. Отметим, что труды древних ученых проникали в средневековую Европу с гораздо более просвещенного в то время мусульманского Востока. Естественное знание считалось знанием более низкого уровня, лишь подтверждающим и иллюстрирующим сверхъестественное знание.

Вот высказывания ортодоксальных схоластов по вопросу о соотношении знания (науки, философии) и веры. Петр Дамиани: «Философия – служанка богословия», Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно», Кассиодор: «Не только неученые, но даже те, кто и читать не умеет, получают от Бога премудрость».

Вместе с тем ряд видных схоластов признавал право естественных наук на существование при несомненном главенстве теологии (богословия). Великий мыслитель Средневековья, представитель схоластки периода ее расцвета, Фома Аквинский (1225-1274 гг., итал.) ставил своей целью доказать, что знание и вера, отличаясь друг от друга, вместе с тем образуют единство, гармонически дополняют друг друга, но с приоритетом веры. Он многое взял из аристотелизма, истолковав его в религиозном духе. Модернизированное учение Фомы Аквинского («неотомизм») – философия современного католицизма.

Важнейшим достижением схоластики (с ее точки зрения) являются попытки дать логические доказательства существования Бога, примиряющие разум и веру. Вот два из ряда таких доказательств («аргументов»).

Космологический аргумент (Фома Аквинский): каждое явление имеет свою причину. Восходя по лестнице причин, приходим к необходимости существования Бога – верховной причины всех явлений.

Онтологический аргумент (Ансельм Кентерберийский, 1033-1109, итал., англ.): из понятия безусловно совершенного существа, имеющегося в нашем сознании, с логической необходимостью следует, что Бог существует, так как совершенство включает в себя и существование.

Видными схоластами, интересовавшимися различными науками, были Альберт Великий (1200-1280, нем.) – «всеобъемлющий доктор», введший в научный обиход все сохранившиеся труды Аристотеля с комментариями в христианском духе, Дунс Скот (1265-1308, англ.), Раймунд Луллий (1235-1315, исп.) и другие.

В современном материалистическом понимании схоластика – пустое, бесплодное, догматическое учение, оторванное от жизни, а вышеприведенные аргументы – пустая тавтология.

В Средневековье значительным было влияние герметической традиции, названной так в честь Гермеса Трисмегиста («Триждывеличайшего») – легендарной личности, вероятно жившего в Древнем Египте, великого мага и ученого, в текстах которого (?) «Изумрудная скрижаль», «Поймандр» якобы заключено в зашифрованном виде истинное знание о мире и будущем. Некоторые отождествляют Гермеса с Имхотепом – реальным человеком, строителем великих египетских пирамид.

Эта традиция основана на вере в существование скрытых сил в человеке и в природе, во взаимосвязь Вселенной («макрокосмоса») и человека («микрокосмоса»), в возможность обращения к этим скрытым сверхъестественным силам божественной («белая магия») или сатанинской («черная магия») природы, могущим влиять на природные явления и судьбу человека. Владение этими силами доступно не каждому, а только избранным, прошедшим особую подготовку и посвящение, знающим необходимые ритуалы, обряды и заклинания. Поэтому такие учения называют также оккультными (от лат occultus – тайный) и эзотерическими (обращенными к избранным), в отличие от экзотерических (общедоступных). Псевдонауки этого направления: алхимия, астрология, каббалистика – поиск тайного смысла в священных книгах и древних текстах, и другие.

Алхимия – соединение химии, зародившейся в Древнем Египте, греческой натурфилософии, мистики, астрологии. Ее цели – поиск «философского камня» для превращения одних веществ в другие (в первую очередь – в золото) и «эликсира жизни», дающего бессмертие, искусственное создание живого существа – «гомункулуса». Полезным результатом деятельности алхимиков были получение серной, соляной и азотной кислот, ряда сплавов, лекарств, красителей, разработка химического оборудования и экспериментальных методов.

Яркий представитель оккультизма (правда, более позднего периода) – Парацельс (1493-1541, нем., подлинное имя Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм) - врач, ученый, авантюрист. Основная идея его учения: природа – живое целое с единой мировой душой. Мировая (звездная) душа находится вне обычного пространства (в астрале) и может взаимодействовать с другими астральными телами – душами людей. Между человеком («микрокосмосом») и природой («макрокосмосом») есть взаимосвязь и параллелизм. Следовательно, возможно воздействие на природу с помощью тайных средств. Понять свою душу – означает понять природу и овладеть ее силами. Природа полна духов и демонов. Задача медицины – восстановление нарушенного чужим духом порядка, который в здоровом состоянии обеспечивается верховным жизненным духом существа – археем. Врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного. Парацельс - основоположник ятрохимии - медицинской химии.

В настоящее время наблюдаются новые проявления и, возможно, даже подъем учений герметического толка. Это объясняется интригующим, привлекающим характером таких учений, сложностью и малодоступностью для широкой общественности современных достижений подлинной науки, недостаточным культурным уровнем значительных масс населения.

В Средневековье существовала и опытно-эмпирическая традиция.

Роджер Бэкон (13 в., англ.) – изобретатель пороха в Европе (?), предсказывал будущее развитие техники (писал о кораблях без гребцов и парусов, о летательных аппаратах), изучал линзы.

Жан Буридан (14 в., фр.) – ректор Парижского университета – развивал теорию импетуса.

До сих пор в методологии используется принцип «бритвы Оккама», названный так по имени мыслителя У. Оккама (1285-1349, англ.). Этот принцип утверждает, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: «сущности не следует умножать без необходимости».

В Средние века в Европе возникли светские университеты: первый – в Болонье (12 век), затем в Париже (1200 г.), Неаполе (1224 г.), Тулузе (1229 г.), Праге (1349 г.), Вене (1365 г.), Гейдельберге (1385 г.). В университетах было четыре факультета. На подготовительном в духе традиций античности изучали «семь свободных искусств»: геометрию, арифметику, астрономию, музыку (это первый цикл – квадривий, из которого позже сформировались естественные науки), а также грамматику, риторику и диалектику – так тогда называли логику (этот второй цикл – тривий – трансформировался в гуманитарные науки). Выпускники подготовительного факультета могли учиться на медицинском, юридическом или теологическом факультете; последни



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 332;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.031 сек.