Государство и личность: взаимная ответственность
Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
“Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и т.п.
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы:
— уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);
—административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных
правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.);
— гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки);
— дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);
— материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей).
Таким образом, отношения между государством и личностью должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности.
литература
Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки и современность. 1994. №4.
Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 45—46.
Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. На пути к социалистическому правовому государству // Пульс реформ. М., 1989. С. 26.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 168—169.
Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 28.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 202.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.10.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 15.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С. 84—85.
Теория права и государства/Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 259—262.
Эбзеев B.C. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1599;