Задание для самостоятельной работы
3.6.1. Записать отдельные строки программы, используя функции форматированного ввода-вывода:
а) вывод на экран двух переменных типа символ, целой переменной в восьмеричном формате и переменной типа длинное целое (идентификаторы выбрать самостоятельно);
б) вывод на экран значения переменных типа строка (массив символов) family, name, gruppa в следующем виде (после символов … должны идти значения указанных переменных):
Фамилия: …
Имя: …
Группа: …
в) вывести на экран две вещественные переменные в заданном формате: 10 позиций общая ширина поля переменной, 3 позиции – точность;
г) ввод двух переменных типа беззнаковое целое first и second;
д) ввод целой переменной x в шестнадцатеричном формате, вещественной переменной y и вещественной переменной двойной точности z;
е) выполнить ввод вещественных переменных power, moment и velocity, используя функции ввода-вывода в следующем формате (после символов … должен идти ввод указанных переменных):
Параметры двигателя:
мощность двигателя – …
момент двигателя – …
скорость двигателя – …
3.6.2. Записать отдельные строки программы, используя только функции консольного ввода-вывода:
а) очистить экран и далее вывести в центре экрана значения двух целых переменных
a и b, изменив при этом цвет символа и фона;
б) вывести значения четырех вещественных переменных a, b, c и d в следующем виде (ширина поля каждой переменной – 8 позиций, точность – 0 позиций):
a= …
b=…
c=…
d=…
в) выполнить предыдущий пример, но совмещенный с вводом значений этих переменных.
3.6.3. Написать программу: выполняется очистка экрана, вводится вещественное число, на экран выводится корень из введенного числа (функция корня находится в математической библиотеке и вызывается так: y=sqrt(x); ). Вывод корня выполнить в следующем формате – выравнивание по левому краю, общая ширина поля – 10 позиций, точность – 2 символа после десятичной точки.
3.6.4. Составить программу, в которой: выполняется очистка экрана, рисуется на экране изображение окна, внутри окна выполняется ввод трех параметров двигателя (см. задачу 3.6.1,е).
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЯЗЫКА
Операции языка Си
В языке существует большое количество операций (операторов). С помощью операций языка выполняются вычисления, сравнения, присваивания, а также ряд специфических задач. Наиболее часто используемые приведены в табл. 4.1. При выполнении операторов учитываются следующие особенности их исполнения:
а) каждой операции соответствует определенное количество операндов:
– унарные операции, имеющие только один операнд, например, операция взятия адреса переменной x запишется так: &x, а операция инкрементирования переменной i: i++;
– бинарные операции, имеющие два операнда, например, простейшие арифметические операции сложения, вычитания и т.д.: a+b или 4*x;
– единственная трехоперандная операция в языке – операция выполнения условия <операнд1> ? <операнд2> : <операнд3>.
б) некоторые операции могут работать только с определенными типами данных, например, побитовые операции применяются только к целым типам данных;
в) в сложных выражениях, содержащих ряд операций, исполнение большинства операций выполняется слева направо, за исключением, унарных операций и операций присваивания. Если необходимо задать строго определенный порядок исполнения выражения можно использовать круглые скобки;
г) в сложных выражениях последовательность исполнения операций определяется их приоритетом (см. крайнюю правую колонку в табл. 4.1, где 1 – наибольший приоритет исполнения операции).
Таблица 4.1.
Опера-ция | Назначение | Пример | Прио-ритет |
Первичные операции | |||
[] | индекс массива | x[2][0]=5; | |
() | вызов функции, очередность выполнения | y=sin(6.28*(x+1)); | |
. | элемент структуры (прямой доступ) | time.tm_hour=5; | |
-> | элемент структуры (косвенный доступ) | time->tm_hour=5; | |
Унарные операции | |||
++ | инкремент (увеличение на единицу) | i++ | |
–– | декремент (уменьшение на единицу) | i–– | |
sizeof | размер в байтах | x=sizeof(int); | |
(тип) | преобразование типа | y=(float)5/2; | |
- | унарный минус (изменение знака) | y=-x; | |
* | косвенная адресация | int x=*y; | |
& | взятие адреса | scanf(“%d”,&x); | |
Арифметические операции | |||
* | умножение | 20*x | |
/ | деление | x/10 | |
% | деление по модулю | x%10 | |
+ | сложение | x+20 | |
– | вычитание | 40–x | |
Битовые операции | |||
~ | побитовое НЕ | y=~x; | |
<< | побитовый сдвиг влево | y=x<<1; | |
>> | побитовый сдвиг вправо | y=x>>1; | |
& | побитовое И | y=x&15; | |
^ | побитовое исключающее ИЛИ | y=x^15; | |
| | побитовое ИЛИ | y=x|15; |
Продолжение таблицы 4.1.
Опера-ция | Назначение | Пример | Прио-ритет |
Операции отношения | |||
< | меньше | if (x<6) | |
> | больше | if (x>6) | |
<= | меньше или равно | if (x<=6) | |
>= | больше или равно | if (x>=6) | |
== | равно | if (x==6) | |
!= | не равно | if (x!=6) | |
Логические операции | |||
! | логическое отрицание (операция НЕ) | if (!x) | |
&& | логическое умножение (операция И) | if (x>0 && x<6) | |
|| | логическое сложение (операция ИЛИ) | if (x<0 || x>6) | |
Условная операция | |||
?: | при условии | a>b?10;-10 | |
Операции присваивания | |||
= | присваивание | x=5 | |
*= | присвоение произведения | x*=3 | |
/= | присвоение частного | x/=3 | |
%= | присвоение остатка | x%=3 | |
+= | присвоение суммы | x+=3 | |
–= | присвоение разности | x–=3 | |
<<= | присвоение левого сдвига | x<<=3 | |
>>= | присвоение правого сдвига | x>>=3 | |
&= | присвоение И | x&=3 | |
^= | присвоение исключающего ИЛИ | x^=3 | |
|= | присвоение ИЛИ | x|=3 | |
Прочие операции | |||
, | запятая | a=1, b=2; |
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1219;