Понятие регулирования и его особенности
Анализ вопросов данной темы предполагает, прежде всего, рассмотрение отправных категорий. Наиболее общей из них является категория “регулирование”. Данный термин имеет широкое хождение как в теоретической, так и в практической деятельности человека. Вследствие этого объем его понятия существенно различается.
Термин “регулирование” употребляется в систематизированном теоретическом сознании, в различных отраслях науки. И здесь региональный охват этого понятия тоже значителен. В той или иной мере понятие регулирования используется практически во всех сферах научного знания – в естественных, технических и общественных науках, в том числе в юриспруденции.
При таком многоаспектном употреблении существует ощутимая опасность утраты конкретности содержания понятия. В этой связи М.Старр писал: “Надо признать, что такие слова как “регулирование” относятся к так называемым “общим словам” с недостаточно определенным смыслом. На термин “регулирование” пытаются возложить чрезмерную нагрузку, применяя его для описания самых разнообразных ситуаций. Для того, чтобы в таких случаях этот термин служил с пользой, необходимо уточнить предписываемые ему частные значения”[16].
Понятие “регулирование” в словаре русского языка имеет три значения: 1. Упорядочивать, налаживать. 2. Направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. 3. Приводить механизмы и части их в такое состояние, при котором они могут правильно, нормально работать[17]. В значении упорядочивающего, налаживающего фактора “регулирование” толкуется и в других справочных изданиях[18].
Вместе с тем этимологическое понимание не раскрывает в должной мере специфику данного явления, что на практике приводит к его отождествлению со смежными понятиями (чаще всего с понятием “управление”)[19].
Чтобы устранить недостатки вышеназванного подхода, выявить специфику регулирования, отграничить его от смежных категорий, считаем целесообразным обратиться к кибернетическому и предметному рассмотрению этого объемного понятия.
В рамках кибернетического подхода понятие “регулирование” определяется как воздействие на существующие организованные процессы, системы, которое придает объекту регулирования обусловленные характеристики, параметры[20].
Объекту регулирования в этой концепции придается заданное необходимое состояние, определяемое самой системой. И если оказывается, что объект регулирования не получил, не приобрел это состояние, отклонился от него, принимаются дополнительные меры, чтобы удержать этот объект от отклонения, вернуть необходимое организованное состояние.
На первый взгляд и этот подход предполагает возможность отождествления регулирования с другими понятиями, например, с управлением. Но это будет лишь поверхностное суждение.
Дело в том, что основанием подобного отождествления служит реально существующая общность проявления управления и регулирования в организованных системах. К таким системам в науке относят те, которые обладают уровнем организации, позволяющим в ходе взаимодействия со средой извлекать из нее информацию и перерабатывать ее для самоуправления по принципу обратной связи.
Обратной связью называют процесс контроля над состоянием систем и возврата их в заранее заданное организованное состояние[21]. Обратная связь предполагает наличие и анализ данных о состоянии объекта регулирования, своевременное определение необходимых мер (средств) дополнительного воздействия, возврат объекта в заданное организованное состояние.
К общим чертам регулирования и управления в названных системах можно отнести следующие: 1) и регулирование, и управление существуют в рамках систем, являются средством повышения уровня их организации; 2) они представляют собой средства антиэнтропийной защиты, т.е. призваны устранять имеющиеся отклонения в функционировании систем; 3) основой регулирования и управления является информация, понимаемая как “отраженное разнообразие”[22]. Поэтому как для регулирования, так и для управления одинаково приложимы законы и методы теории информации с ее логико-математическим аппаратом.
Можно указать и на другие общие признаки, роднящие управление и регулирование. Однако общность этих процессов, какой бы степени она ни была, не может означать их полного тождества. Существуют и значительные отличия.
Отличительные особенности регулирования и управления, представителями кибернетического подхода трактуются неоднозначно. К примеру, отмечая несовпадение понятий “регулирование” и “управление”, ряд авторов пытаются сравнить содержание данных понятий, выявить их существенные признаки и отличия. Весьма распространенным при этом является воззрение на регулирование, как на разновидность управления. Так, по мнению Н.И. Жукова “Между понятиями регулирования и управления существуют родовидовые отношения: регулирование рассматривается как частный случай управления, когда целью функционирующей кибернетической системы является поддержание определенного параметра регулируемой системы более или менее постоянным”[23].
В действительности же понятие “регулирование” рассматривается в кибернетике в двух аспектах: 1) как составной компонент всякого управленческого акта. Тогда регулирование выступает в качестве этапа (фазы) управления, основное назначение которого состоит, говоря словами У.Р. Эшби, в том, что оно “блокирует поток разнообразия от возмущений к существенным переменным”[24] для избежания недопустимого отклонения от заданной траектории движения системы; 2) как самостоятельный процесс в киберсистемах, имеющий сходное, но не тождественное управлению содержание[25].
По мнению авторов, второе значение понятия “регулирование” представляет больший интерес. В этом случае возможно такое сопоставление регулирования с управлением, в результате которого могут быть выделены специфические особенности рассматриваемого понятия.
В анализе понятия “регулирование” кроме кибернетического возможен и иной подход – со стороны изучения его предметной области, объема приложения данного понятия.
Проблема генезиса управления в отечественной литературе была поставлена в 60-х гг. Л.Б. Баженовым, Л.А. Петрушенко и другими авторами[26]. Предшествующие управлению формы терминологически называли по-разному: “квазиуправление” (С. Петров, Л.Б. Баженов), “авторегуляция” (Л.А. Петрушенко). Но суть, в общем-то, не в терминах. Принципиально важно, что “предтеча” управления – это более простая, чем управление, организационная форма.
“В неживой природе, – отмечает Б.С. Украинцев, – мы не встречаем управления в полном смысле этого слова. Однако в мире физических явлений имеются возможности и содержаться предпосылки возникновения самоуправления при условии повышения уровня организации взаимодействующих материальных систем и коренного изменения характера самого взаимодействия”[27].
Полагаем, что понятие “регулирование” как нельзя более точно характеризует “предуправленческие” процессы, поскольку регулирование с его свернутой программой (недифференцированной, вплоть до нулевой ориентации) и достаточно простой структурой (необязательность обратных связей) может быть выявлено на гораздо более низких ступенях развития, чем управление[28].
Итак, судя по предметной области, можно предположить, что регулирование – более широкое понятие, чем управление, т.к. обладает большим объемом (это подтверждается и логическим законом обратного соотношения объема и содержания понятий). В связи с этим, “регулирование” может быть представлено как весьма общее понятие, отражающее организационные процессы в системах, в которых целевая направленность не выражена однозначно, а контроль, если и имеется, носит прикладное значение и не осуществляется непременно обратными связями.
Основываясь на данном определении, имеет смысл выделять следующие виды регулирования: 1) в зависимости от объектарегулирования – регулирование механических, физических, химических, биологических и социальных процессов; 2) в зависимости от типа регулирующего воздействия – нормативное и ненормативное.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3003;