ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ
Следующий вопрос этой темы посвящен проблеме истины. Чтобы легче было ее понять, рассмотрим три важных вывода из учения марксизма о познании:
1) материальные предметы, которые мы изучаем, существуют независимо от нашего сознания;
2) в процессах познания материального мира не существует принципиального различия между вещью, с которой мы имеем дело, и «вещью в себе», т.е. ее скрытой, тайной сути, нет. Существует лишь различие между тем, что познано, и тем, что еще не познано;
3) диалектический подход к объекту познания предполагает, что наше знание не может быть полным и неизменным, поэтому нужно прослеживать, как из незнания получается знание; как неполное и неточное знание становится более полным и более точным.
Проблема истины может быть раскрыта на основе положений диалектико- материалистической теории познания:
1) источник наших знаний существует объективно, т.е. независимо от человека и человечества;
2) знание, объективное по своему источнику, в своем содержании отражает объективную реальность;
3) в силу этого знание должно совпадать с объектом, быть тождественным ему. В то же время знание и сам объект всегда различны, т.к. есть познанное и то, что пока не может быть познано. В этом смысле знание и объект не тождественны друг другу.
Знание принадлежит субъекту и зависит от его познавательных способностей, которые делают познание возможным до какого-то предела. Сам же субъект познания - явление историческое, меняющееся вместе с обществом. Таким образом, знание достигает в процессе исторического развития усовершенствования его содержания через непрерывно меняющиеся несовершенные формы любой конкретной эпохи. Вот почему мы можем сказать, что истинные знания есть процесс раскрытия богатого в будущем содержания (абсолютного знания) через несовершенные формы, создаваемые человеком.
Весь процесс движения познания к цели (практике) звучит так: «От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике». Живое созерцание - это чувственное познание, осуществляемое через органы чувств и имеющие формы ощущений, восприятий, представлений. Абстрактное мышление - это логическое, рациональное познания в формах понятий, суждений, умозаключений. Практика- это цель познания.
Практическое применение знаний требует от них достаточной полноты и точности, т.к. при недостатке их проявляются побочные эффекты, несущие в себе загрязнение окружающей среды, ухудшение климата и т.д. и т. п.. Поэтому очень важен вопрос об истине и ее критерии. Освоение материального мира, всерьез начавшееся только с развитием современной материалистической науки, выявило стороны или грани истины, без знания которых сложно понять, с чем мы имеем дело.
Так, что же такое истина?
Истина - это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике.
Человеку выгодно и полезно получать сразу полное и точное знание, т.е. абсолютное, но практика показывает, что эта форма знания во всей полноте и совершенстве достижима лишь в конце процесса познания, но когда это будет возможно, мы не знаем. Реально же мы имеем дело лишь с крупицами абсолютного знания, т.е.:
- результатом изучения отдельных сторон объектов;
- тем содержанием знания, которое сохраняется в процессе дальнейшего
познания и др.
В наших знаниях всегда присутствует элемент точного знания, которое не может быть отброшено последующим развитием познания. Такое содержание человеческих знаний представляет абсолютную истину.
Знание, в котором содержатся лишь зерна абсолютной истины, в которой непрерывно что-то уточняется, изменяется, представляет собой относительную истину. Относительная истина - это такое знание, которое неполно, неточно, приблизительно верно отражает объект. В таком знании - множество субъективных моментов, но в чем-то оно содержит представления, которые в значительной степени лишены субъективизма, т.е. тождественны объекту. Другими словами, любое знание - это и объективная, и субъективная истина одновременно.
Абсолютная и относительная истины существуют в неразрывном единстве, это моменты одной объективной истины. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества.
Кроме того, истина всегда находится в развитии, поэтому имеет не абстрактный, а конкретный характер. Конкретная истина требует учета тех условий, в которых существует данный процесс или явление. В медицине зависимость истины от конкретных условий познания проявляется на каждом шагу. Одно и то же заболевание у разных больных может проходить по-разному в зависимости от многих факторов. Одни и те же лекарства могут по-разному влиять на организм разных больных в зависимости от их личных морфофизиологических и других особенностей. Поэтому диагноз всегда должен быть конкретным - не диагнозом болезни, а диагнозом больного.
Процесс познания истины невозможно понять без учета того, что в познании всегда имеются ошибки, заблуждения, порождаемые как сложностью познаваемых объектов, так и односторонностью используемых средств и методов познания. Отсюда истина и заблуждение - это диалектические противоположности познания,которые переходят друг в друга, отрицают друг друга, но не могут существовать друг без друга. Заблуждение - необходимый момент познания, обусловленный неполнотой наших знаний и односторонностью отражения объекта. Но ход развития познания свидетельствует, что заблуждения имеют конкретно-исторический характер, они уступают место истине вследствие развития и познания, и социальных потребностей познания.
Как же отличить заблуждение от истины? Есть ли критерий правильности истины? Материалисты выдвигают в качестве объективного критерия истины общественно-историческую практику. Практика - общий критерий истины во всех сферах деятельности людей. Но критерий практики противоречив: он одновременно и абсолютный и относительный. Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что практика - единственный общий критерий. Относительность в том, что практика всегда имеет конкретно- исторический характер. Поэтому и проверка истины - конкретно-историческая. Но человечество постоянно удовлетворяет свои потребности в определении истинности знаний и практической деятельности.
ЛЕКЦИЯ 14. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
План
1. Диалектика и метафизика и их исторические формы.
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 4033;