Лекция 4. Часть 4. Хоровое наследие М.И.Глинки
В первом действии, после каватины Людмилы, звучит хор гостей «Не тужи дитя родимое». По своему характеру, это обрядовая свадебная песня, с характерными интонациями плача и причитания (пример 5).
Однако, здесь играет большое значение общее настроение радости и ликования, и после минорного запева звучит мажорный припев. С каждым новым куплетом ускоряется темп (от - 76 до - 92). Заканчивается хор радостным припевом «Ой, дидо ладо! Дидо ладо! Лель!».
Первый куплет исполняется женскими голосами, во втором и третьем куплетах тема проходит в мужских голосах, у женского хора звучат подголоски. Хор написан в куплетной форме, размер 5/4, лад – параллельно-переменный (h-moll – D-dur).
Хор из первого действия – «Лель таинственный», своим интервальным составом и ритмическим строением напоминает древние песнопения языческих обрядов. Также, это подчёркивается несимметричным размером – 5/4 (2 + 3).
Пример 6а
Смешанный хор из пятого действия «Ах, ты свет Людмила» звучит печально и горестно, синкопированный ритм мелодии напоминает народные причитания. Хор написан в куплетно-вариантной форме. Во втором куплете применяется двойной контрапункт, (верхний голос становится нижним, а нижний, верхним), чем достигается напряжённое звучание женских голосов (примеры 6а, 6б).
Пример 6б
Третий куплет – кульминационный: на фоне темы, которая проводится в оркестре, звучат мощные унисоны хора.
После обращения к Фарлафу (Ой, Фарлаф, горе-богатырь») звучит хор «Не проснётся птичка утром». Мелодика хора близка к городскому романсу. Форма произведения – рондо. После первого куплета следуют реплики Святозара и Фарлафа («Могила! Гроб! Какие песни!»), которые являются своеобразным дополнением к рефрену. Первый эпизод звучит в мажоре. Сопоставляются натуральный и гармонический G-dur, в конце эпизода – e-moll и доминанта к a-moll. Параллельное движение голосов, при аккордовой фактуре придаёт музыке эпизода строгость и сдержанность (пример 7). Второй рефрен и второй эпизод проводятся на фоне варьированного оркестрового сопровождения. Третий рефрен варьируется за счёт изменения гармонии и голосоведения. Мелодия передаётся от сопрано к тенорам.
Пример 7
В фантастических сценах третьего и четвёртого действий композитор использует восточный тематизм (волшебный замок Наины, сады Черномора). Чувственное богатство красок этих сцен противопоставляется простоте и строгости картин древней Руси. Используя подлинные татарские, персидские, турецкие и арабские мелодии, Глинка находит соответствующие им средства гармонической обработки и фактурного изложения. Таков «Персидский хор» из третьего действия, где используется мелодия известная у многих тюркских народов. Напев остаётся неизменным, в оркестре проходят лёгкие и ажурные вариации. Ещё один яркий пример вариаций на неизменяемую мелодию.
Своими операми, Глинка создал классический тип национальной героической и сказочной оперы. Хоровые сцены в них отличаются разнообразием музыкальных форм и метроритмической структуры, удобством тесситуры и богатством тембровых красок.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4930;