Диагноз и составление общей схемы
Для того чтобы лучше что-то понять, очень полезно бывает попытаться придать интересующему нас объекту другую форму. Социологи, например, знают, что смысл, заложенный в цифрах, становится очевидным при их графической передаче в виде схемы или диаграммы. Мы же имеем дело с чарующей реальностью кино, когда происходящее на экране захватывает нас до такой степени, что нам бывает трудно оценить фильм в целом.
Общая схема фильма как раз и дает возможность взглянуть на свою работу со стороны. Приведенная ниже монтажная диагностическая форма позволяет оценить сильные и слабые стороны фильма.
Для использования этой формы необходимо просмотреть фильм, делая паузы после каждого эпизода.
В пустые клеточки формы вписать краткое определение содержания каждого эпизода.
Эпизод может отражать: фактическую информацию, характеристику или появление нового персонажа, новую ситуацию или новую сюжетную линию, аллюзию, которая получит позднее дальнейшее развитие, особое настроение или чувство.
Вам следует рядом с каждой клеткой записать значение, которое данный эпизод имеет для фильма в целом.
Добавить расчет времени (только при необходимости: это полезно в тех случаях, когда вам нужно что-то сокращать).
Дать оценку выразительности каждого эпизода так, чтобы лучшие из них получили бы пять звездочек (хотя эта процедура и необязательна, она может оказаться полезной, если вам придется отказываться от какого-то материала).
То, что описывает американский режиссер, по нашим понятиям как раз является работой над немым вариантом фильма — т. е. до записи диктора, музыки и шумов.
Монтажная диагностическая форма
Название фильма ......................................................................
Длительность фильма ..........................
Монтажер ...............................................
Дата .........................................................
Название эпизода ......................................................................
Длительность эпизода ...............................................................
Значение эпизода для фильма в целом .....................................
Выразительность эпизода ..........................................................
Что же может показать схема? Как и при просмотре первого чернового варианта фильма, вы, скорее всего, столкнетесь со следующим:
1) Недостаточно выразительная или растянутая экспозиция: действие начинает развиваться слишком поздно (что абсолютно недопустимо в телефильмах).
2) Повторы и избыток пояснений.
3) Нехватка необходимой информации. Нарушения в изображении последовательности событий.
4) Неодинаковая художественная достоверность различных эпизодов (что выражается в толчкообразном развитии действия).
5) Изображение того же самого различными способами, отберите лучшие варианты и уберите (или используйте как-то иначе) остальные.
6) Несоответствие одного или нескольких эпизодов общей концепции фильма. Проявите мужество и удалите их. Иногда приходится расставаться с самым дорогим.
7) Идея фильма становится понятной слишком быстро, так что оставшаяся часть фильма сводится к простому повторению уже сказанного.
8) У ленты несколько концовок (вплоть до трех)...
Для каждой из этих болезней есть свое собственное лекарство. Попробуйте его применить, и вы увидите, насколько улучшится результат, даже если вы не будете точно осознавать, как вам это удалось. Невозможно перечислить все те соблазны, которым подвергается создатель киноленты. После внесения существенных изменений вы столкнетесь с новыми проблемами.
Весьма разумно будет сделать еще одну схему фильма, это поможет выявить новые дефекты. Со временем многое из того, чего вы добьетесь при помощи вашей схемы, войдет в привычку, и вы будете замечать недостатки своей работы на более ранних стадиях монтажа. Тем не менее, даже опытные документалисты не отказываются от формального анализа.
Первый просмотр
Использование схемы принесет вам также следующие выгоды. Зная назначение каждого кирпичика в здании фильма, вы теперь готовы к пробному показу ленты в небольшой аудитории. Вашими зрителями должны быть 5-6 человек, к вкусам и мнению которых вы относитесь с уважением. Чем меньше эти люди знают о целях и задачах вашего фильма, тем лучше. Предупредите их, что фильм еще не завершен и находится в работе. Перечислите то, что пока не готово: например, музыка, звуковые эффекты, титры. Хорошо, если вы предложите какое-то рабочее название фильма: это поможет аудитории понять ваш замысел.
Во время показа фильма монтажер должен регулировать силу звука. Даже у опытных продюсеров возникает неверное представление о фильме в том случае, если ничего не слышно или если дефекты звукозаписи слишком явные. Постарайтесь представить ваш фильм как можно лучше — в противном случае вы услышите незаслуженно резкую критику.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1450;