Монтаж с наложением: стыки между сценами
Подобным же образом можно делать переходы от одной сцены к другой. Представьте себе сцену, в которой мальчик и девочка разговаривают о том, чтобы куда-то вместе сходить. Мальчик говорит, что беспокоится, отпустит ли ее мама. Девочка говорит: «Насчет нее не беспокойся, я ее уговорю». В следующей сцене мать хлопает дверцей холодильника и твердо говорит своей расстроенной дочери: «Ни за что!».
Простой монтаж был бы похож на быструю смену театральных сцен. Интереснее смонтировать разговор между мальчиком и девочкой со сценой, где мать у холодильника, таким образом, чтобы на фоне этой сцены прозвучали слова девочки «...я ее уговорю». Когда она договаривает фразу, на экране мы уже видим мать, хлопающую дверцей холодильника. Затем она высказывает свою позицию: «Ни за что!» Другой способ перейти от одной сцены к другой, чтобы при этом не возникало отрывистости — пустить сказанные сердитым голосом слова матери «Ни за что!» поверх окончания сцены с мальчиком и девочкой, и при этом неожиданное появления нового голоса придаст естественность переходу к сцене с матерью.
Оба этих метода позволяют сделать «стыки» между сценами менее театральными и менее заметными. Иногда возникает желание плавно завершить сцену, например, «с затуханием», чтобы затем плавно и постепенно началась другая сцена, возможно, «из затемнения». Чаще же просто хочется делать переходы от одной сцены к другой с сохранением инерции движения. Простой, «одноуровневый» монтаж часто слишком резко переносит зрителя в другое место и время, «наплыв» же может органичнее соединить две сцены. Но «наплывы» создают паузы между сценами и могут нарушить инерцию движения. Эту проблему решит наложение. В этом случае звук не прекращается, продолжая привлекать внимание зрителей, так что переход кажется естественным, и ощущение искусственности не возникает.
Вы наверняка видели, как это делают со звуковыми эффектами. Например, заводской рабочий нехотя поднимается с постели, затем, пока он бреется и одевается, мы слышим нарастающий шум станков вплоть до появления этого рабочего на экране уже на его рабочем месте. Здесь предваряющий звук заранее привлекает внимание к следующей сцене. Поскольку наше любопытство требует решения загадки, откуда в спальне звук станков, то смена места действия на экране кажется естественной.
Возможен и другой вариант наложения, при котором со звуком поступают наоборот: после сцены работы на сборочной линии мы показываем того же рабочего, достающего еду из холодильника у себя дома. Остаточный звук заводского шума постепенно стихает, пока он устало поглощает свой ужин.
В первом примере настойчивый заводской шум влечет его из спальни; во втором примере шум продолжается, даже когда он пришел домой. В обоих случаях это как бы повествование о психологическом состоянии, потому что оба звуковых эффекта вызывают мысль, что шум звучит у него в голове как сознание того, насколько неприятно находиться на его рабочем месте. Дома его мысли поглощены именно этим; после работы этот назойливый шум не перестает звучать в голове ни на минуту.
С помощью наложения можно не только сгладить переходы при смене места действия, но и добавить подтекст, выразить какую-то точку зрения, позволяя понять внутреннее состояние героя. Можно было бы сделать наоборот и наложить домашнюю тишину на начало сцены работы, чтобы мы видели его на рабочем месте, а слышали при этом негромкий звук радио в спальне, пока его не заглушит усиливающийся заводской шум. В конце дня шум станков может смениться смехом, доносящимся из телевизора, и тогда в следующей сцене он должен сидеть дома, отдыхать и смотреть юмористическую передачу.
Творчески используя звуковые и видео переходы, можно обойтись без громоздкой (а при использовании пленки — и дорогостоящей) схемы применения оптических эффектов — таких, как наплыв, плавное выведение и введение изображения, вытеснение. Кроме того, можно многое дать понять о внутреннем состоянии и мыслях ваших героев. Эти приемы монтажа трудно освоить по книге. Ищите примеры их использования в фильмах, которые смотрите, и обращайте внимание на то, как с их помощью воспроизводится совместная работа наших глаз, ушей и разума человека, пытающегося докопаться до скрытого смысла происходящего ...
Помогите! Не понимаю!
Если возникает ощущение, что все это выше вашего понимания, не волнуйтесь . Чтобы понять, как монтировать фильм, лучше всего взять сложный и интересный отрывок из художественного фильма, и просматривая его на видеомагнитофоне по одному-двум кадрам, сделать диаграмму, показывающую, как соотносятся звук и изображение.
Дикторский текст
В наши дни использование «бесплотного» авторитетного дикторского текста вышло из моды, и не без оснований.
Тем не менее, возможно, вы решили все время давать дикторский текст, если делаете, например, фильм личного или антропологического содержания, в котором ваш голос вполне уместен и нужен для придания общей связанности и объяснения того, что остается за кадром.
Необходимость использования дикторского текста может возникнуть потому, что недостаточно материала для экспозиции или нет четкой сюжетной линии и по ходу фильма нужны пояснения. Дикторский текст — это всегда доступное спасительное средство, в использовании которого зачастую нет ничего постыдного или вредного.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1721;