Персонажи низшей мифологии
Заложные покойники – люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.), а также погибшие на поле брани.
Русалки – души «заложных» покойников, живущие в воде.
Мавка – злой дух, русалка.
Упырь – «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь.
Святочная нечисть – различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами.
Волколак – колдун-оборотень, способный принимать облик волка.
Берегини – персонажи с неясными функциями (возможно, связаны с растительными культами).
Лихорадка – женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни.
Огненный змей – демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям.
Кикимора – отрицательный женский персонаж, тип домового.
Полудницы – женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени.
Домовой – дух-покровитель дома.
Банник – дух-хозяин бани.
Дворовой – дух-хозяин двора.
Овинник – дух-хозяин овина.
Водяной – дух-хозяин рек и водоёмов.
Леший – дух-хозяин леса.
Баба-Яга – старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме.
Крещение Руси –одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.
Несмотря на то что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г.
Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру.
Культура Киевской Руси –важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов – центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, «нехоженых» лесов с центрами культуры.
Другой, не менее важной исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения.
С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли «Домом святой Троицы», а Новгород – «Домом святой Софии». В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София. Она была «о 13 версях» – о 13 главах, куполах, как символе «Христовой и Апостольской церкви» (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор (1194 – 1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось «двоеверие». Официальное «православие» и реальное «язычество» уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: «Завяжи узелок на память», забывая, что это «крылатое» выражение когда-то отражало реальное культурное достижение – способ «узелковой» фиксации информации, известный и другим народам. Другим выражением, отражающим способ передачи информации, является пословица «Заруби себе на носу». «Нос» в данном случае – это не часть лица, а дощечка, которую носили с собой, чтобы наносить зарубки память о тех или иных фактах.
Имеются свидетельства, что применялась и иная система записи, известная как «черты и резы», или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – «глаголице», совершенных форм, создании «кириллического» алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка. Константин Философ (Кирилл) и Мефодий ещё до создания своего алфавита, который получил название «кириллица», видели в Корсуне у какого-то «русина» книгу, написанную «руськыми» письменами, которые, однако, были понятны Кириллу.
Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от «словенского», «славянского» языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык – «русский», он же «словенский». Таким образом, этот язык существовал ещё у полян, в полянском Киеве, и Киев русский продолжает его развивать и совершенствовать. Термин «руський» применительно к языку был зафиксирован в летописях в ХI в. При сопоставлении этносов и языков мы должны помнить, что они в то время отождествлялись. Поэтому, когда в летописи говорилось, что «словяне» и «русь» суть один язык, это означало, что это один народ.
Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту. Берестяные грамоты найдены в Новгороде (много), Смоленске (10), Витебске (1), Пскове (3), Старой Руссе (13), Мстиславле, на Замковой горе в Могилёвской области. Следует отметить, что берёста исконно использовалась индоевропейцами для записи и рисунков. Так, у ариев «Веда ведовства», «Атхарваведа», была записана на берёсте.
Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой – это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей. В былинах церковное, православное влияние минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное. Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.
Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, «удали молодецкой». Главное в них – нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.
Богатое художественное устное творчество способствовало складыванию русской литературы. Она отличалась рядом особенностей, прежде всего, основывалась на общерусском языке. Это позволило ей в кратчайшие сроки создать величайшие литературные произведения: «Слово о законе, благодати и истине» Иллариона, «Повесть временных лет» и «Житие Феодосия» Нестора, «Поучение чадам» Владимира Мономаха, «Слово» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русскыя земли» и многие другие.
Ни один народ не знал такой развитой системы летописей. Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Они характеризуются антиваряжской тенденцией и отсутствием христианского элемента. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало. В частности, в Летописи занесён рассказ о Вещем Олеге и его смерти, которую предрекает не волхв, а «кудесник», то есть шаман. Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются: «сказы», сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это дружинно-рыцарский цикл (эти сказания – продолжение славянских «слав»); летописания – хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.; тексты договоров.
Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. Отличие русской летописи в универсальности, летопись – совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.
Культура периода татаро-монгольского нашествия (1223 – 1480) –развитие культуры в русских землях после нашествия и установления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезных деструктивных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политической сфере. Однако в результате татарских набегов был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало себя знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XIII в., что отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократились масштабы изготовления рукописных книг. Значительно сужается кругозор летописцев, они почти утрачивают интерес к событиям, происходящим в других княжествах.
Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII в., получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления pyccкиx людей о своем прошлом и об окружающем мире.
В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей-сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей.
В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV – начала XV в. постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания. Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть «О побоище на Дону», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», воинская повесть «Задонщина», составленная, как полагают, Софонием Рязанцем по образцу «Слова о полку Игореве». Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песнь о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.
Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской: «Житие Довмонта» и «Житие святого Александра Невского».
Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это «Житие Михаила Черниговского» и «Житие Михаила Тверского». Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны.
Постепенно со второй половины XIII в. в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) – Владимир, а с конца XIII в. – Тверь. Со второй половины XIV в. составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV в. и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.
Наряду с развитием литературы развивается письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты. Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV в. на смену «уставу» приходит «полуустав» – более беглое и свободное письмо. А с конца XIV в. начинается развитие скорописи, само название которой говорит о принципе написания. На смену дорогостоящему пергамену постепенно приходит более дешевый материал – бумага.
В конце XIII-ХIV в. в русских землях возобновляется каменное строительство. До настоящего времени сохранились на Новгородчине церковь Николы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374). Сохранилось в Новгороде и несколько гражданских строений XIV – начала XV в. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитая палата (название появилось позднее), созданная в 1433 г. Она была возведена по указанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобы подчеркнуть суверенитет Новгорода.
При Иване Калите в Московском Кремле строится четыре каменных храма: Успенский собор (1326), церковь Ивана Лествичника (1329), церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). От некоторых из них сохранились отдельные фрагменты. Возобновление каменного строительства в Москве связано с княжением Дмитрия Донского, при котором возводятся белокаменные укрепления Московского Кремля (1360-е годы). Дошедшие до нас памятники каменного зодчества первой четверти XV в. свидетельствуют об их новом техническом качестве. Примером такого рода памятников является Успенский собор в Звенигороде. Помимо Москвы каменные крепости возводятся вокруг ряда монастырей, а также в Изборске, Орешке, Яме, Копорье и Порхове.
Мощный подъем русской культуры в конце XIV в. нашел отражение в развитии русской живописи. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). Наиболее крупным художником этого периода был Феофан Грек (ок. 1340 г. – 61 после 1405 г.), византийский мастер. Фресковые росписи Феофана Грека в сохранившихся новгородских храмах отличают необыкновенная виртуозность исполнения, свобода в обращении с эсхатологическими традициями, оригинальное монохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах.
Помимо фресковой живописи Феофану Греку приписывается изображение Успения на обороте известной иконы «Донская Богоматерь» из Благовещенского собора в Москве. Его кисти принадлежит большая икона «Преображение» из Переяславля-Залесского. На рубеже XIV-XV столетий в Москве складывается русская национальная школа иконописи. К этому времени относится ранний период творчества гениального русского художника Андрея Рублева.
Огромную роль в развитии культуры на Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри митрополит Алексий (ок. 1310 – 1378) и игумен Сергий Радонежский (1314 (или 1319) – 1392). Последний, основатель Троицкого монастыря под Москвой, является подлинным вдохновителем борьбы русских людей против ордынского владычества.
Культура Московского государства (1480 – 1703) –время развития единого русского государства во главе с Москвой – «московского царства». После падения Византии и завоевания Константинополя турками (1453), Москва берет на себя роль преемника империи, государства-хранителя православия. Иван III после «стояния на Угре» прекращает платить дань Орде, присоединяет непокорные Новгород и Псков, а в 1472 году женится на приехавшей из Рима племяннице последнего императора Византии – Зое (Софии) Палеолог; с этого времени Русь перенимает византийский герб – двуглавого орла, а великий князь московский начинает именовать себя «господарем», что уже очень близко к титулу царя – «государя». В конце XV – начале XVII века в посланиях инока Филофея была сформулирована идея исключительности Русского государства, связанная с представлением о Москве как «третьем Риме» («два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быти…»). Важной частью идеологии «московского царства» стало «Сказание о князьях владимирских», возводящее родословную московских князей к римскому императору Прусу, и содержащее легенду о передаче регалий – знаков высшей власти (в том числе царского венца – «шапки Мономаха») – византийским императором князю Владимиру Мономаху.
Для духовной жизни этого времени характерно противостояние «нестяжателей» (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев) и «иосифлян» (последователей Иосифа Волоцкого). На нескольких церковных соборах обличается «ересь жидовствующих», получившая особенно вескую поддержку в Новгороде (одна из центральных идей еретиков – отрицание троичности божества). Московский кружок еретиков во главе с Федором Курицыным (автором таинственного, до сих пор не разгаданного «Лаодикийского послания») какое-то время пользовался покровительством Ивана III.
В 1518 году для перевода и исправления богослужебных книг в Россию приехал Максим Грек, афонский монах с итальянским образованием.
Важнейшим событием культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле. Первым в череде масштабного строительства, задуманного Иваном III, стала перестройка Успенского собора. Неудачно начатая, она была продолжена болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Алевиз (Старый), Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возводят новые (сохранившиеся до наших дней) стены Кремля, они же строят дворец великого князя, от которого сохранилась знаменитая Грановитая палата и два нижних этажа Теремного дворца. Затем для строительства второго по значению кремлевского собора – усыпальницы московских князей – был приглашен венецианский архитектор Алевиз Новый; кремлевская колокольня, похожая на итальянские кампанилы (Иван Великий), была возведена зодчим из рода Бон.
Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства; фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры, заложенных в постройках времени Ивана III. Однако «прививка ренессанса» не могла инспирировать собственного Возрождения; русское искусство, насытившись формальными новшествами европейцев,– есть основания предполагать, что даже шатровые церкви (долгое время бывшие символом русской «самобытности») появились благодаря итальянцам – доказано, что знаменитую церковь Вознесения в Коломенском строил итальянец Петрок Малой, присланный папой римским Климентом VII Медичи.
Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного), начавшаяся венчанием шестнадцатилетнего Иоанна на царство и победой над Казанским ханством, отмеченной строительством собора Покрова на Рву (позднее получившего народное имя «Храма Василия Блаженного») – красивого и причудливого, состоящего из девяти церквей на едином основании.
Канонизации на макарьевских соборах 1547 – 1549 гг. фактически создали новый пантеон русских святых. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена «Троица» Андрея Рублева).
В 1547 году членом приближенного к царю совета – «Избранной рады», и исповедником Иоанна, попом Сильвестром, был составлен «Домострой» – исключительный по своему значению памятник средневековой культуры.
В середине XVI века был составлен крупнейший летописный свод – «Летописец начала царства».
Одновременно при московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона «Благословенно воинство небесного царя»; одна из наиболее интересных икон этого круга – «Четырехчастная» из кремлевского Благовещенского собора. Некоторые из ее сюжетов находят аналогии в западноевропейской иконографии. Развитие иконографии, усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей (что можно проследить как в иконах придворного круга, так и в архитектуре, где теперь, вместо одного храма в честь победы строится девять – в честь каждой из побед) – все это указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего средневековья.
Вторая часть правления Грозного – темная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 года. Царь «отрекается» от престола и возводит на трон крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, в ведение которого передается часть русских земель – Земщина, другую, не меньшую, часть, Иван Грозный забирает в опричнину, и управляет ей из новой резиденции в Александровой слободе. Уезжая из Москвы, он оставляет две грамоты – одна, к народу, уверяет его в любви царя, другая – к митрополиту, обвиняет бояр и духовенство в измене.
Тогда же последний из советников начала царствования Иоанна, князь А.М. Курбский, бежит в Литву. Начинается долгая переписка между царем и мятежным князем, по праву вошедшая в сокровищницу русской литературы.
На 1560-е годы приходится начальный этап развития русского книгопечатания – в 1563 была открыта типография Ивана Федорова.
Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. «Годуновский» период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей «итальянизирующие» приемы кремлевских соборовначала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе.
Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске – она была сдана без боя польским войскам под предводительством Димитрия – человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее «междуцарствие» привели к невиданному ранее разорению страны.
Это время, однако, стало периодом бурного развития публицистической литературы (известнейшие авторы того времени – Иван Хворостинин, Иван Тимофеев, Авраамий Палицын и др.).
Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.
Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т.н. «строгановской школы», берущей начало в годуновских придворных мастерских – изящная, тонкая живопись, внимательная отделка деталей делают ее одной из жемчужин поздней русской иконописи. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей «годуновские» традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века.
С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья» (что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией) – его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и североевропейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. для Михаила Федоровича в Кремле (имеются в виду Христофор Галовей, украсивший шатром Спасскую башню Кремля и Джон Талер, построивший церковь Екатерины в Кремле). К 1635-36 гг. относится строительство Теремного дворца в Кремле на основании старого дворца Ивана III. Одним из важнейших образцов для многочисленных «узорочных» церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках.
В XVII веке было построено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды.
Своеобразное направление зодчества XVII века сложилось в Ярославле, где распространились большие богато украшенные и расписанные храмы, заказчиками которых, как правило, были купцы, торговавшие по Волге. Типология ярославских, видимо, была определена первой каменной посадской церковью Николы Надеина. Затем по соседству возникают церковь Рождества на Волге, роскошный, окруженный многочисленными пристройками, храм Ильи Пророка. Вторая половина XVII века представлена в Ярославле двумя крупнейшими архитектурно-живописными ансамблями – в Коровниках и Толчкове.
XVII век представляет совершенно новый этап развития русской литературы, это время возникновения литературы в современном смысле этого слова. Появились первые записи былин, исторических песен. Появляются повести светского содержания (в чем-то аналогичные новеллам европейского Возрождения) – «Повесть о горе-злосчастии», «Повесть об Улиании Осорьиной», «Повесть о Ерше-Ершовиче».
Середина XVII столетия отмечена сложнейшей коллизией русской церковной и политической истории – расколом и деятельностью патриарха Никона, пафос которой заключался, с одной стороны, в возвышении церковной власти над светской, а с другой – в исправлении обрядов православной церкви по образцу греческих (что и привело к расколу). При молодом Алексее Михайловиче (как и при юном Иване IV в прошлом веке) образуется кружок близких советников – «ревнителей благочестия», чья деятельность сосредоточивается на обсуждении проблем «исправления» обрядов и церковных книг. Затем кружок распадется, и часть из его членов станет вождями раскола (как протопоп Аввакум, автор «Исповеди» – одного из интереснейших произведений древнерусской литературы), а патриарх Никон, продолжая «исправление» обрядов и книг, после конфликта с царем удалится с патриаршества и впоследствии будет осужден вселенским собором патриархов в 1666.
С деятельностью Никона связаны исключительные по своеобразию архитектурные замыслы – строительство Иверского Валдайского и Воскресенского Новоиерусалимского монастырей (в «Новом Иерусалиме» была воспроизведена главная святыня христианства – храм Воскресения и Гроба Господня, а также часть иерусалимской топографии – например, под Москвой появилась река Иордань, и др.). Подражая патриарху, в Ростове митрополит Иона также развернул обширную строительную программу. Если при Михаиле Федоровиче наблюдалась определенная замкнутость по отношению к западноевропейским влияниям (что однако не мешало активному использованию иностранных мастеров). Настороженное отношение к католическим странам, обострившееся из-за Смуты, предопределило ориентацию на сотрудничество с североевропейскими странами (Англией, Голландией и др.), характерное для всего XVII века, а также и для петровского времени.
С середины XVII века влияния барочной культуры Западной Европы (которая была уже культурой Нового времени) становятся все более очевидными.
С присоединением Украины (1654) и части белорусских земель становятся более активными культурные связи с этими землями, испытавшими сильное влияние католической барочной культуры. Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового декора второй половины века.
Во фресковой росписи храмовых интерьеров, которая в XVII веке сочетается с темперной прорисовкой, активно используются барочные композиционные схемы, заимствуемые из европейских гравюр (особенно популярна была «Библия Пискатора»)
Возникают новые тенденции в живописи, представленные творчеством кремлевских мастеров Оружейной палаты Симона Ушакова, Федора Зубова, Иосифа Владимирова. Для их живописи характерно использование приемов, близких к нехарактерной для иконописи светотеневой моделировке. Новым явлением стало написание трактатов о живописи (С. Ушаков, И. Владимиров).
Для времени Алексея Михайловича характерно активное развитие образования – Ф.М. Ртищев был инициатором создания школы при Андреевском монастыре, позднее, в 1687 г. было открыто высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (академия). Издаются буквари, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
Учителем детей Алексея Михайловича стал Симеон Полоцкий, основоположник русского силлабического стихосложения (барочного в своей основе) и основатель школы при Заиконоспасском монастыре. Известны два сборника стихов С. Полоцкого – «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».
Последняя четверть XVII века характеризуется все большим усвоением европейской культуры Нового времени, определившим успех «европеизации» страны при Петре I.
В архитектуре этот период получил название «нарышкинского» – по имени рода матери Петра I. В усадьбах приближенных ко двору бояр появляются церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. В вотчине Л.К. Нарышкина была построена церковь Покрова в Филях.
В вотчине П.В. Шереметева-Меньшого Уборах Яков Бухвостов возвел церковь Спаса. Необычна церковь Знамения в Дубровицах, интерьер которой украшен скульптурой (что несвойственно русской православной традиции, но характерно для европейского барокко).
XVII век – период, завершающий русское средневековье. Многое в этом столетии можно назвать переломным: Россия, через влияния, созвучные внутренним культурным процессам, приобщается к культуре Нового времени, выбирая европейский путь развития – несомненно, что этот путь был во многом предопределен всей русской историей, также как и все бесконечные споры о своеобразии русского пути, начатые при Иване III, с созданием «московского царства».
Культура петровской эпохи (1703 – 1725) –изменение культурного сознания протекало параллельно с изменением облика страны и на первых порах носило чисто прагматический характер. Суть религиозно-культурной политики Петра I заключалась в том, что религия и искусство во всех своих видах и проявлениях должны были служить государству и благу нации. Указом Петра (от 15 декабря 1699 года) в России устанавливалось начало нового летоисчисления с 1 января 1700 года – от времени «рождества Христова», а не от даты «сотворения мира», как было в Древней Руси: российский календарь, по которому шел 7208 год, начавшийся 1 сентября, приводился в соответствие с европейским. Календарная реформа 1699 г., который длился в русских пределах всего 4 месяца, носила символический характер – это знак европеизации Московской Руси.
С конца 1702 года в Москве, а впоследствии и в Петербурге стала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», при помощи которой правительство Петра I разъясняло свою политику и пропагандировало необходимость и важность преобразований, военные успехи России. В ней систематически освещались и события международной жизни. Созданная по инициативе Петра (сам Петр правил некоторые номера и был автором ряда материалов) газета просуществовала двадцать пять лет, оставаясь все эти годы единственным периодическим изданием в России. Важную роль сыграли «Ведомости» в развитии публицистических и документальных жанров в русской литературе.
В 1708 году в России был введен гражданский шрифт. Буквы стали выглядеть гораздо проще, их начертание приблизилось к латинскому алфавиту. Для петровского времени характерно глубокое культурное расслоение и соответственно культурное «двуязычие», проявившееся в параллельном существовании в русской словесности кириллицы, сохраненной для церковных книг, и гражданского шрифта, созданного для светских книг. Царь-реформатор рекомендовал светским авторам писать «как в приказах», т.е. «простым» языком. Он сам изобрел новый шрифт гражданской русской печати, предприняв попытку устранения из русской азбуки ненужных, по его мнению, букв и надстрочных знаков («от», «омега», «пси», «юс», «ижица» и др.). Петр санкционировал появление точного, почти без церковнославянизмов и с незначительным количеством иностранной лексики языка, ставшего языком деловой прозы первых десятилетий XVIII века (переводной литературы, русских исторических и публицистических сочинений). Печатные книги стали входить в обиход русской жизни.
В целях образования и просвещения осуществлялась массовая посылка молодых людей на учебу за границу, сочетавшаяся с не менее активной политикой привлечения в Россию специалистов из Европы. Создавались светские, преимущественно технические, учебные заведения, где обучали математике, инженерному и военному делу, мореходству и кораблестроению, медицине, горному делу: Инженерная, Навигацкая, Артиллерийская, Хирургическая, Горные – на Урале и в Карелии школы. Выходила из печати научно-учебная литература (более 600 наименований). С 1714 г. во всех губерниях открылись «цыфирные» школы, где обучение грамоте, арифметике и началам геометрии должны были проходить не только дворянские дети, но и «ребятки изо всяких чинов людей» (кроме крепостных крестьян). В крупных городах существовали епархиальные школы для детей священнослужителей, в провинциях – гарнизонные школы для солдатских детей. До Петра в России было лишь одно высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, образование в ней носило церковный характер, светских школ вообще не было. В 1715 г. Петр учредил Морскую академию на базе Навигацкой школы, открытой в 1701 г. В год смерти (1725) Петр I подписал указ об организации Академии наук – «собрания ученых и искусных людей» (в январе 1724 г. царь утвердил ее устав; в проекте предусматривалось привлечение крупнейших ученых Европы). При Академии наук в Санкт-Петербурге были открыты университет и гимназия.
Основание Академии наук как бы увенчало титанические усилия мо
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3443;