Основные идеи и принципы эволюционизма, неоэволюционизма как методологии социально-гуманитарного познания


Эволюционизм – (лат. evolution – развертывание) методологический под­ход, в рамках которого культура, социальная организация, мышление человека рассматриваются как формы адаптации к окружающей природной и социо­культурной среде, при этом акцент делается на изучении развития этих форм, выявлении его стадий и на этой основе выведении его закономерностей. В ос­новании эволюционизма лежит идея единства человеческого рода и единообра­зия развития культур, обществ. Классический эволюционизм в целом опери­рует однолинейными моделями развития, которое представляется как уни­формное движение от простого к сложному, от несовершенного к совершен­ному посредством прохождения одинаковых для разных народов стадий. Соот­ветственно, классики эволюционного подхода были сторонниками принципов социального и культурного монизма, прогрессизма и исторического опти­мизма.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры эволю­ционного подхода:

Исходный принцип эволюционизма – принцип монокультурализма.В рамках эволюцио­нисткой парадигмы культура рассматривается как совокупность форм адапта­ции людей, организованных в сообщества к природному окружению. Ключевойэволюционистской идеей является идея видового психического единства чело­вечества как предпосылки культурного единства. Эволюционисты исходят из представления о том, что психика человека одинакова во все времена и по­всюду. Поскольку именно психика обусловливает реакции человека на условия существования, то культура как форма адаптации человека к этим условиям едина. В эволюционистском контексте сходства культурных черт объясняется подобием жизненных условий. Такое понимание базируется на эволюционной модели Дарвина который с помощью концепции естественного отбора придал объективный статус интерпретации изменений, происходящих при взаимодей­ствии организмов с окружением.

Эволюционизм квалифицирует эволюцию как всеобщий последователь­ный процесс необратимых изменений, протекающих в природе, обществе, культуре, связанный с усложнением и дифференциацией социокультурной жизни. Эволюция человека, общества, культуры квалифицируется как процесс, обусловленный действием механизмов адаптации человека к окружению, имеющим как биологическую, так и культурную форму. При этом утвержда­ется, что эволюция может осуществляться в рамках установившейся культуры или общества или вести к радикальным сдвигам. Классический эволюционизм понимает эволюцию, прежде всего как эволюцию видов – элементов или форм культуры. Одной из ключевых для классического эволюционизма является идея стадиальности развития культуры и общества, понимаемой как процесс усовершенствования видов или элементов культуры. Классической считается стадиальная модель: «дикость - варварство - цивилизация», - как обязательная, закономерная для всех культур. Реконструкция процесса социокультурной эво­люции осуществляется при помощи сравнительного метода как адекватного средства, спомощью которого можно заполнить пробелы эволюции культуры.

Классический эволюционизм содержит идею прогрессивного развития культуры, понимаемого как процесс усовершенствования видов или элементов культуры, как движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему. Эво­люционизмом допускаются возможности ретрогрессии или статики, однако признается доминирование эволюции над инволюцией. В его рамках бытует также представление о развитии как усложнении и дифференциации – расслое­нии исходного нерасчлененного элемента. Эволюционизм неотделим от пред­ставления о наличии объективных критериев для сравнения культур по степени сложности и по уровню развития. Среди этих критериев: технологическая ос­нащенность, энергетический потенциал, состояние агрикультуры, формы рели­гии, типы социальной и политической организации и др. Еще одно важное по­ложение эволюционизма – ускорение социокультурного развития. Эволюцио­нисты полагают, что на ранних стадиях прогрессивные изменения осуществля­лись крайне медленно. С течением времени темп изменений нарастает. Обще­ства отличаются мерой своих возможностей к продолжению развития. Главным препятствием развития, в видении представителей эволюционистской пара­дигмы, является жесткость внутренней организации социума, которая может помешать заимствованию или выработке новых адаптационных приспособле­ний. Общество с более простой организацией может быть более расположено к развитию, чем общество со сложной, но жесткой структурой.

В рамках эволюционизма бытует представление о том, что социальные и культурные институты, созданные разными народами развиваются одинаково, последовательно сменяя друг друга. История рассматривается эволюциони­стами как последовательный и непрерывный процесс, стадии которого не воз­никают случайно, но развиваются из предыдущих стадий. Таким образом, эво­люционизм базируется на идее детерминизма - всеобщей объективной законо­мерности и причинной обусловленности явлений общества, культуры, отра­жаемой в законах. Тем не менее, эволюционизм не приемлет жесткого детер­минизма – в его рамках бытует, например, представление о том, что некоторые конкретные сообщества могут в своем развитии пропускать некоторые стадии. Такого рода исключение из правил способствовало сохранению эволюционной модели при наличии фактов, которые в нее не вписывались. Помимо этого, в анализе таких фактов использовалось понятие «пережитки», с помощью кото­рого концептуализировались некоторые явления культуры, рассматриваемые как рудименты, оставшиеся от прошлых стадий. Заслуга эволюционистов – развенчание концепции «деградационизма», согласно которому динамика культуры есть регрессия от «золотого века»; а также концепции истории как череды уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные по­следовательности.

В качестве детерминант культурной и социальной эволюции, эволюцио­низм определяет: новые идеи (идеологический детерминизм), великих людей (антропологический детерминизм), расы (расовый детерминизм), экономику (экономический детерминизм) и др.

В русле эволюционизма сложились три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эво­люции позиционирует эволюцию как униформное развитие общества и куль­туры, осуществляемое посредством прохождения тех или иных одинаковых для разных народов стадий. Концепция универсальной эволюции базируется на представлении, согласно которому на самом высоком уровне обобщения, пред­полагающем отвлечение от частностей и деталей развитие общества и куль­туры человечества универсально и прогрессивно. Концепция многолинейной эволюции основана на представлении о возможности множества равноценных путей социокультурного развития. Сторонники этой позиции не стремятся к установлению общих законов эволюции. Они ограничиваются изучением от­дельных регионов и построением эмпирических обобщений относительно на­блюдаемых исторических повторов и параллелизмов. Соответственно, эволю­ция не рассматривается как однолинейный процесс, а социальный и культур­ный прогресс представляется как расходящиеся, дробящиеся множественные процессы. Главный тезис, на который опирается концепции многолинейной эволюции: общества, находящиеся в разных условиях, развиваются по-разному.

Одним из эвристически ценных эволюционистских понятий является по­нятие «дифференциальная эволюция». Это понятие используется для обозначе­ния такого явления как неодновременность – асинхронность развития различ­ных социальных общностей. Согласно эволюционистской картине мира, в каж­дый данный период времени состояние человечества можно представить как совокупность обществ, находящихся на разных ступенях эволюции и разви­вающихся с разной скоростью.

Цель эволюционистского подхода – изучение развития культуры, соци­альной организации, мышления человека как форм адаптации человека к окру­жающей среде, выявление его стадий и на этой основе определение его законо­мерностей, с тем, чтобы обрести знание, которое может помочь совершенство­ванию социальной организации.

Основные исследовательские процедуры.

а) Поскольку в рамках эволюционизма эволюция рассматривается, пре­жде всего, как эволюция видов – элементов культуры, социальных институтов, то важнейшей процедурой эволюционистского метода является процедура классификация культурных и социальных явлений по видам и их расположение эволюционными рядами - от более простых к более сложным.

б) Поскольку в рамках эволюционизма эволюция есть также стадиальный процесс, понимаемой как процесс усовершенствования видов - элементов культуры, социальных институтов, то еще одной методологической процеду­рой является реконструкция стадий развития тех или иных элементов куль­туры, безотносительно к их принадлежности к той или иной этнической, ло­кальной и т.п. культуре.

Таким образом, основной задачей исследователя – эволюциониста счита­ется реконструкция процесса социокультурной эволюции. Однако восстанов­ление генезиса культуры, социальной организации в его очевидности пробле­матично. Значительную помощь в этом вопросе давала концепция дифферен­циальной эволюции, согласно которой современные примитивные общества можно приравнять к ранним стадиям современных сложных продвинутых об­ществ. Однако, очевидно, что полное отождествление древних обществ с со­временными примитивными некорректно.

Специфика современного эволюционизма или неоэволюционизма опреде­ляется новым толкованием эволюции как необратимых изменений в культуре, связанных с организационным усложнением социокультурной жизни. Неоэво­люционизм смыкается с теорией самоорганизации, синергетикой.

Ключевым понятием, вокруг которого выстраивается неоэволюционист­ский дискурс, является понятие «культурная единица». В качестве «культурных единиц» в неоэволюционизме фигурируют такие объекты эволюционного ана­лиза как этносы, социокультурные группы, региональные, локальные культуры и т.д. «Культурная единица» в любой ее конкретизации рассматривается как экосоциокультурная система. Таким образом, особенностью неоэволюцио­низма является его апелляция к теории систем. Развитие экосоциокультурной системы представляется как результат взаимодействия трех подсистем: эколо­гической, социальной и культурной. Важную роль в этом процессе играю пози­тивные и негативные обратные связи. Одной из особенностей неоэволюцио­низма является стремление примирить идеи культурного прогрессизма и куль­турного релятивизма. Это примирение осуществляется за счет введения поня­тий «общая эволюция» и «специфическая эволюция». «Специфическая эволю­ция» – осуществляется в результате приспособления той или иной социальной общности к конкретным условиям. «Общая эволюция» – последовательность широко распространяющихся в результате обмена адаптационных культурных форм. Понятия «общая эволюция» и «специфическая эволюция»коррелируют с понятиями «макроэволюция» и «микроэволюция».

Значительный раздел неоэволюционизма – теория модернизации. Под модернизацией понимается переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному. В рамках теории модернизации принято вы­делять различные типы модернизации: автохтонный, вторичный, догоняющий, точечный, анклавный и.т.д. Главная проблема – проблема адаптации традиционных об­ществ к модернизационным изменениям, проблема сохранения традиции и шире куль­турной самобытности на фоне модернизации. Один из путей решения этой проблемы – модернизация технологий и консервация традиционных ценностей.

Важнейшим аргументом против классического эволюционизма является идея «пределов роста». Под «пределами роста» понимаются пределы человече­ского развития, обусловленные ограниченностью человеческих возможностей и внешними территориальными, ресурсными и т.д. ограничениями. Концепция «пределов роста» развивается международным научно-аналитическим сообще­ством ученых, называемым Римским клубом (основан в 1968 г.). Членами этого клуба было положено начало изучения «глобальных проблем». Организа­тор Римского клуба итальянский экономист, общественный деятель Аурелио Печчеи (1908-1984 гг.) выдвинул идею, согласно которой наука и техника разви­ваются столь стремительно и губительно для природы, что им надо положить определенные и разумные «пределы роста». Печчеи констатировал, что судьбы всей экосистемы Земли зависят от принятия людьми «нового гуманизма», ос­новными принципами которого являются любовь к справедливости, нетерпи­мость к насилию и принадлежность к единому человечеству. Главной целью современного общества, в видении сторонников идеологии «пределов роста» является не безудержный прогресс, но бытие в согласии с природой и самим собой, а также сохранение культурного наследия.



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 497;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.