Глава 6. Христианство


 

Христианство — великая мировая религия. Первоначально единая, по мере движения человеческой истории она разделилась на три большие ветви (конфессии):православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, не осталась единой, а имеет свои внутренние подразделения, направления, течения и самостоятельные церкви. Разделение христиан воспринимается большинством из них как печальное и трагическое обстоятельство. Но, несмотря на многочисленные вероучительные и обрядовые различия, всех христиан объединяетвера в Иисуса Христа — Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдание во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо. На Земле живет более миллиарда последователей всех ветвей христианства: около 700 млн. католиков, 400 млн. протестантов и 150 млн. православных (подсчитать количество верующих трудно, поэтому приведенные цифры очень приблизительны). На основе христианства зародились и выросли современные европейская и американская цивилизации. Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль. Без знания основ христианства невозможно понять историю духовных и философских исканий человечества за последние более чем два тысячелетия. Нельзя правильно исследовать корни и основополагающие черты современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру и быт разных эпох и народов, русскую культуру. Изучать христианство можно всю жизнь, так как оно представляет собой огромный богатый мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний.

Христианство - это проповедь любви к человеку. Мало любить только ближнего, а попробуйте полюбить ваших врагов! А если вы не любите людей, то не сможете полюбить и Бога. То, что любовь к Богу и человеку тесно связаны и не существуют одна без другой - важнейшая новая идея, которая не была выражена так отчетливо ни в одной религии.

Следует быть снисходительными и научиться прощать людям их прегрешения, так как все мы не боги и нет среди нас никого, кто был бы без греха. Добро людям надо делать незаметно и совсем не за награду или за тем, чтобы тебя прославляли.

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и вели образ жизни,прямо противоположный заповедям Христа.

В 4 в. н. э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). История Византии имела длинное продолжение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стала меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиблее авторитетную, господствующую и государственную. Христианство утвердилось в качестве государственной религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства.

На первых двух соборах — Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) — сложился христианский Символ веры, т.е. краткое изложение основных дог­матов христианства. На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (553 г.) был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как в католичестве, так и в православии. Не менее важными являются и решения других Вселенских соборов.

Общехристианский (апостольский) Символ веры вы найдете в любом православном молитвослове. Православная церковь сохранила его в том виде, в котором он был принят на Никейском и Константинопольском соборах.

Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 частей, верят:

• В единого Бога - Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

• В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога - Отца (подобно лучу от солнца) и единосущ­ного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

• В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

• В то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

• В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом - Отцом;

• В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

• В Духа Святого, который исходит от Бога - Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог - Отец;

• В Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, то есть перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

• В таинство крещения;

• В будущее Воскресение мертвых;

• В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

 

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает, что, когда князь Владимир задумал установить в языческой Руси новую религию, он отправил специальные посольства в разные страны, чтобы познакомиться с бытовавшими там религиозными устоями, обычаями, храмами и богослужениями. Такое посольство было, конечно, отправлено и в столицу Византии — Константинополь. Возвратившись в Киев, все посланники подробно рассказали об увиденном и услышанном. Лишь после этого, как обычно говорят, «испытания вер», Владимир сделал окончательный выбор, который пал на восточное христианство греческого образца. Почему выбор русского князя пал именно на эту религию? Многие ученые вообще отвер­гают рассказ о «выборе веры» Владимиром как легендарный. Наверное, они отчасти правы: решение князя было отнюдь не случайно, к нему уже имелось множество серьезных исторических предпосылок, и, более того, оно было заранее предопределено. Вряд ли он мог руководствоваться в этом важнейшем вопросе лишь чужими рассказами и эмоциями. Но в каждой легенде, особенно столь принципиальной для русской истории, есть свой внутренний смысл, своя доля истины. В летописи рассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала... красота! Русские послы были поражены красотой византийских храмов, их росписями, иконами, бо­жественным пением, изумительными облачениями священнослужителей, торжественностью и пышностью богослужения. Их осенила некая таинственная неземная радость, которую они, по летописному рассказу печерского монаха Нестора, и пытались передать в своем донесении князю.

Храм любой религии — средоточие всего самого прекрасного, одухотворенного, возвышенного. Всякий храм красив по-своему, но православный храм и православное богослужение служат этому особенно ярким подтверждением. Церковное здание является в православии миниатюрной моделью мира. Считается, что в литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший церковную музыку, и певчие, ее исполняющие, и архитектор, проектировавший когда-то этот храм, и даже... камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира.


Глава 7. Ислам.

 

Ночь на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г. (по принятому христианами летоисчислению) Мухаммад проводил в уединении на невысокой горе Хира недалеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже сорок лет жизни, он был богат и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась вполне благополучно, но что-то мучило его, казалось, что самое главное в жизни — еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе, проводя по нескольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и созерцании. И вот смутное волнующее ожидание оправдалось: внезапно перед ним возник в сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу покрытый непонятными письменами. «Читай!» — властно обратился ангел к Мухаммаду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею читать!» — ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был настойчив и стал властно диктовать: «Во имя Аллаха, Господа твоего милостивого и милосердного...». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувствовал, что все слышанное было будто бы написано в его сердце.

Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он воскликнул: «Я поэт или сумасшедший?..»

Теперь видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет сообщал Мухаммаду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родилсяКоран (с ар. чтение вслух) — священная книга новой религии, которая называетсяислам (с ар. покорность) илимусульманство (религия исповедующих ислам). Иногда эту религию называютмагометанством (устаревшее название от русского варианта произношения имени ее основателя — Магомет).

В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам — государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама — Иран, Ирак, Афганистан, Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его неискренность тоже является непростительным грехом.

Как видно из этого короткого изложения, вероучение мусульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять:

1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения).

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву(намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3. Мусульманин должен соблюдать пост, который длится целый месяц — рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты — праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя вести военные действия.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.

5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку(хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму (зеленый — цвет ислама) и титул хаджи.

Священный день мусульман — пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.

 

Ислам в России

 

Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с XVI в., когда при Иване Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами. Эти государства можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды. Монголо-татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычниками, ислам они окончательно приняли позже, уже в XVI в. В это же время к России присоединились Большая Ногайская Орда, часть Башкирии, Сибирское ханство — огромные территории, среди населения которых уже господ­ствовал ислам.

В XVIII в. между двумя русско-турецкими войнами (при Екатерине II) в состав России вошло мусульманское Крымское ханство. В начале XIX в. активно шел процесс присоеди­нения Закавказья, в результате которого под покровительство России перешла православная Грузия, часть монофизитской Армении и мусульманский Северный Азербайджан.

В 1817—1864 гг. Россия вела длительную и кровопролитную войну за присоединение народов Северного Кавказа, которые в большинстве своем были мусульманами (это, главным образом, многочисленные народы Чечни и Дагестана). Движение горцев, сформировавшееся там под религиозными лозунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм (воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть, а победа далась России очень дорогой ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жителя г. Калуги. Под конец жизни правительство отпустило его в Святые места. Немного не доехав до Мекки, он умер. Противоречия и конфликты середины XIX века оказались далеко не исчерпаны и дали о себе знать в недавних трагических событиях, связанных с Чечней и всем регионом Северного Кавказа. Распутать этот больной узел противоречий будет очень непросто: здесь нужны время, терпимость и добрая воля всех сторон, участвующих в конфликте.

В 60—70-х гг. XIX в. активно шел процесс присоединения к России народов Средней Азии — в основном носителей ислама.

Мусульманство в России могло существовать свободно, но было лишь терпимой религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику, хотя под флагами исла­ма иногда вспыхивали восстания и антиправительственные движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после ок­тября 1917 г. их число еще больше возросло (в связи с уравнением религий в правах). В 20—30-х гг. мусульманство пострадало от антирелигиозных кампаний, как и христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви отправляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой Отечественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно и годами возрождения православной церкви.




Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1025;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.