Процессуальные права и права-гарантии.
Права-гарантии обеспечиваются государством и с правовой и с организационной точки зрения в качестве средства защиты личных, политических, социально-экономических и коллективных прав. Права гарантии принадлежат любому человеку, независимо от его гражданства
Право на судебную (ст. 46 Конституции РФ) и иную государственную защиту прав и свобод (ст. 45 и 52 Конституции РФ)
Право на судебную защиту включает (а) право обращения в суд (отказ возможен только по формальным основаниям, установленным в законе, которые делают невозможным вынесение решения по делу), (б) право на объективное и беспристрастное рассмотрение дела компетентным судьей в разумный срок, (в)право на участие в судебном разбирательстве, представлении своей позиции и доказательств в её обоснование (г) право на получение решение суда, принятое в соответствии с действующими нормативными актами, учитывая их юридическую силу (это распространяется как на материальные, так и процессуальные нормы), (д) право на обжалование решения суда в вышестоящем суде и (е) право на реальное исполнение судебного решения, а также действительное восстановление прав в разумный срок. Право на судебную защиту включает также право на решение в суде спора с государственными органами по поводу правомерности их действий, и даже оспаривания правомерности принятия закона как в национальных, так и в международных судах (если гражданин не считает свои права восстановленными после вынесения окончательного решения последней судебной инстанцией). Компетентность суда обеспечивается распределением категорий дел законом между специализированными судами. Право на судебную защиту связано также и с тем, что ограничение прав граждан должно осуществляться только в судебном порядке. Право на судебную защиту не подлежит ограничению [Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.1999 N 9-П].
Помимо права на судебную защиту, государство должно обеспечивать защиту прав человека всеми зависящими от него экономическими, организационными и иными способами. Деятельность органов государственной власти должна быть направлена на обеспечение эффективной защиты прав человека как административными, так и юрисдикционными способами. Чтобы обеспечить защиту прав и свобод, государственные органы должны в первую очередь действовать в рамках своих полномочий, установленных законом. Однако если такого закона нет, и государственный орган встает перед выбором – или соблюсти закон, или отказать в защите права, он должен непосредственно обращаться к конституционной норме о государственной обязанности защиты прав. Задача законодательной власти в данных условиях – предоставлять необходимые полномочия исполнительной и судебной власти, оставляя возможность их усмотрения только для более эффективной защиты прав.
Право на законного судью (ст. 47 Конституции РФ)
Статья 47 Конституции устанавливает гарантию от произвольного изменения подсудности. В совокупности с независимостью судей эта гарантия призвана обеспечить независимость и беспристрастность суда. Процессуальным законодательством устанавливается территориальная и инстанционная подсудность. Вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.
Вместе с тем возможно изменение подсудности в случаях, когда рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом, невозможно, например, ввиду недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела; наличием обстоятельства, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела. Вместе с тем следует отметить, что фактически нормативное (законное) определение подсудности относится только к определению компетенции суда, но не судьи, т.к. между судьями дела распределяет председатель соответствующего суда. Что же касается определения законом подсудности судьи, это следует понимать исключительно в отношении мировых судей.
Указанное право включает, в том числе и право на рассмотрение составом суда, который сформирован в установленном законом порядке. [Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 N 9-П] Постановление КС РФ от 02.02.1999 N 3-П ] [Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. N 4-П]
Право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ)
В случае, если у гражданина в силу его материального положения нет средств на получение юридической помощи, государство обязано предоставить её бесплатно. Однако это право вместе с социально-экономическими правами не имеет абсолютного характера. Государство создает условия для предоставления квалифицированной юридической помощи, однако бесплатно предоставляет её только в случаях, указанных в законе, т.е. на основании принятого на себя обязательства.
Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ)
Это одна из важнейших гарантий прав человека в рамках судебного разбирательства. Её юридическое значение состоит в распределении бремени доказывания при обвинении гражданина в совершении какого-либо правонарушения. Действующее законодательство распространяет презумпцию невиновности не только на уголовное преследование, но и на производство по делам об административных правонарушениях *. Вместе с тем презумпция невиновности связана не только с невозможностью применения к обвиняемому правовых последствий совершения им правонарушения, но и с отношением к нему окружающих, распространение информации, которая может причинить ущерб его чести и деловой репутации. Прекращение дела по нереабилитирующим основаниям (например, по амнистии) не означает признания лица виновным. [Постановление Конституционного Суда РФ от 28.10.1996 N 18-П].
Правовые последствия в виде ограничения прав, связанные с признанием лица виновным в совершении преступления, могут применяться только с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, обязательным условием признания лица виновным является соблюдение всех процессуальных правил и норм.
Право на однократную ответственность, законные доказательства вины и пересмотр приговора (ст. 50 Конституции РФ)
Общеправовой принцип non bis in idem Конституция формулирует как относящийся исключительно к сфере уголовного преследования. Речь идет, разумеется, о невозможности повторного назначения наказания за один и тот же факт нарушения закона, но не за неоднократное совершение однотипных правонарушений.
Из данного принципа выкает невозможность применения к лицу двух видов ответственности, каждая из которых носит карательный характер.
Доказательства, полученные с нарушением процессуальных правил их получения и оформления, не могут быть положены в основу обвинительного приговора, даже если нарушения процедуры носят несущественный характер и не связаны с характером тех обстоятельств, которые подтверждаются данными доказательствами [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8].
Свидетельский иммунитет (ст. 51 Конституции РФ)
Помимо указанного в конституции права не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, в действующем законодательстве установлена возможность отказа от дачи свидетельских показаний представителей тех профессий, которые предполагают доверительные отношения при осуществлении профессиональной деятельности – священников, адвокатов, врачей, депутатов, и только по сведениям, ставшим им известными в связи с такой деятельностью [Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 N 5-П].
Запрет обратной силы закона (ст. 54 Конституции РФ)
Даная гарантия из числа общеправовых принципов привлечения к ответственности обеспечивает каждому человеку определенность в вопросе о том, чего он не вправе делать. Запрет обратной силы закона предполагает возможность привлечения к ответственности за действия, которые в момент их совершения были оценены законом как преступные. Отражением этого является общеизвестное правило, что незнание закона не освобождает от ответственности. Вытекающим из указанного общего правила определенности правовой ответственности для гражданина является также и то, что закон не может вступать в силу до момента своего официального опубликования. Закон, который непосредственно не влечет правовой ответственности, и не вводит новых налогов (ст.57 Конституции РФ) под действие данного правила не подпадает. [Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ] [Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П][Постановление КС РФ от 24.02.1998 N 7-П]
Право на возмещение ущерба от незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ )
Возмещение ущерба осуществляется в порядке гражданско-правовой ответственности государства. С одной стороны, предполагается ответственность государства на тех же условиях, что и других лиц. Гражданское законодательство РФ в настоящее время закрепляет правило «генерального деликта», согласно которому причинение любого вреда является противоправным. С другой стороны, специфика деятельности государства заключается в возможности ограничения прав граждан и юридических лиц (в том числе причинение им вреда) в процессе реализации власти. Поэтому государственно-властная деятельность влечет обязанность государства по возмещению вреда только в тех случаях, когда действия государственных органов были осуществлены вне надлежащей правовой процедуры или при осуществлении этих действий орган вышел за пределы установленных полномочий и если причинение вреда не являлось необходимым, обоснованным и соразмерным тем целям, ради которых оно состоялось. Противоправность в данном случае складывается из двух аспектов: частно-правового и публично-правового.
Процедурно возмещение вреда осуществляется после признания в установленном порядке действий государственных органов и должностных лиц незаконными. Вред подлежит возмещению за счет государства в целом, т.е. за счет средств казны. [Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 N 4892-X] [Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 N 1-П] [Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 N 22-О]
Коллективные права
Спецификой коллективных прав, или прав третьего поколения, является развитие после второй мировой войны совершенно новых отношений, которые предполагают правовое закрепление прав, нереализуемых в индивидуальном порядке. В какой-то мере эти права принадлежат человеку как члену определенного сообщества, хотя важное значение здесь имеет главным образом факт невозможности нарушения таких прав у отдельной личности. В отличие от, например, права на объединение, которое может реализовываться отдельными гражданами, создающими новое или входящими в состав уже существующего объединения, права третьего поколения, например, право на благоприятную окружающую среду, не может быть реализовано отдельным гражданином: создать лично себе благоприятную окружающую среду невозможно. О разнице коллективных и индивидуальных прав см. Пост КС 23.11.1999.
Информационные права (ст.29 Конституции РФ )
В числе новейших прав фигурируют информационные права, в том числе свобода информации. Обширность регулирования данной области позволяет говорить о появлении в последние годы даже отрасли или подотрасли информационного права. Основным принципом его правого регулирования является общее правило о доступности всей информации, кроме ограниченной в доступе, которая предоставляется при наличии специального разрешения (тайны). Получение информации возможно и в индивидуальном порядке, но современный характер отношений в обществе предполагает открытость каналов передачи информации, общедоступности информации, поскольку зачастую гражданин не может получить какие-то сведения, просто не зная об их существовании. К информационным правам следует относить и право, гарантированное ст.42 Конституции в части информации о состоянии окружающей среды. См. [Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ] [Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"]
Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ )
Право на благоприятную окружающую среду отражает право на охрану здоровья. Нормативное содержание этого права установить весьма затруднительно. Едва ли это можно рассматривать как позитивную обязанность государства, однако в целях обеспечения этого права государство устанавливает контроль за хозяйственной деятельностью, в том числе прогнозирование результатов воздействия такой деятельности на охрану окружающей природной среды. В то же время в практике Конституционного Суда РФ фактически это право расширяется до обязанности государства компенсировать, по крайней мере частично, вред причиненный воздействием неблагоприятной окружающей среды[Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 N 7-П].
Право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ)
Это право предполагает доступность музейных, библиотечных, архивных фондов. На индивидуальном уровне его реализация затруднительна, т.к. неизбежно вступает в противоречие с имущественными правами на объекты культурного наследия. Точно также, как в области информационных прав, культурные права следует рассматривать как нормативное закрепление обязанности государства обеспечивать режим общественной доступности культурных ценностей, хотя едва ли из него можно выводить обязанность государства устанавливать законом ограничения имущественных прав.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2241;