Русская живопись ХIХ – начала ХХ вв.
В первой половине ХIХ в. в русском искусстве происходит переход от классицизмакромантизму. Хотя романтизм и не стал у нас столь мощным явлением, как во Франции, он представлен именами таких известных художников-портретистов, как О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. А.Г. Венецианов был заметным представителем русского сентиментализма, создателем образа простого человека в его единении с природой. К.П. Брюллов (картина «Последний день Помпеи») и А.А. Иванов («Явление Христа народу»), сохраняя традиции академической живописи, подняли русское искусство на новый уровень.
Картинами П.А. Федотова открывается страница «социального» реализма. Продолжателем «федотовского направления» во второй половине века стал В.Г. Перов, сумевший показать многие стороны простой будничной жизни крестьян и других сословий. На примере картин этого художника можно проследить основные тенденции развития живописи 1860–1870-х гг.: становление реализма, взаимодействие с другими видами искусства (в частности с литературой), выделение пейзажаипортрета из бытового жанра, начало деятельности передвижников.
В 1870 г. выпускники Академии художеств, недовольные господствовавшей там системой обучения, создают «Товарищество передвижных выставок», своего рода художественный вариант «хождения в народ», просуществовавшее до 1923 г. Социальная направленность и высокая гражданственность отличают картины художников, входивших в это объединение.
Их творчество многолико. Это – христианские сюжеты Н.Н. Ге; пейзажи А.К. Саврасова, И.И Шишкина И.И.Левитана; батальные сцены В.В. Верещагина; многообразное творчество И.Е. Репина; исторические картины В.И. Сурикова и т.д.
Однако к 1890-м гг. ситуация меняется. Среди художников и критиков на смену принципу «Прекрасное есть жизнь» приходит принцип «Искусство для искусства». Ему начинают следовать те, кто позже войдут в историю как представители «серебряного века». Именно в период 1890-х – начала 1920-х гг. значительная часть интеллигенции попыталась осмыслить бытие через обращение к духовному миру человека и выразить свое мироощущение, обращаясь к необычным изобразительным средствам и формам. В художественном творчестве наиболее яркое воплощение эти искания нашли в русском модерне. Новое направление становится все более сложным, элитарно-изысканным, настроенным на диалог с Западом и, одновременно, на обращение к национальным традициям.
Живопись «серебряного века» интересна и многогранна. Религиозные искания русских художников получили второе дыхание. Так, М.В. Нестеров создает образ святого Сергия Радонежского. Вместе с В.М. Васнецовым он занимается монументальной живописью, расписывая Владимирской собор в Киеве. По-новому развивается пейзажный жанрв творчестве К.А. Коровина. Неподдельный интерес вызывает творчество В.А. Серова, М.А. Врубеля.
Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти и живописные, и графические жанры, где бы не работал В.А. Серов. Его новаторство и талант были признаны уже современниками. Мощью и экспрессией поражают необычные работы М.А. Врубеля. Свои лучшие произведения он создает не только в уже привычных жанрах, но и в книжной иллюстрации, театральных декорациях.
Характерной чертой этого периода является размежевание художников по многочисленным объединениям и группировкам в зависимости от их творческой направленности. Первой подобной организацией в 1898 г. становится «Мир искусства».
В него вошла А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих и др., ставившие перед собой цель воспитания эстетических вкусов русского общества. В 1903 г. возникает «Союз русских художников», яркими представителями которого были московские живописцы передвижнического направления (В.Д. Поленов, И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон). В 1910 г. молодые художники П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн объединились в организацию «Бубновый валет», выступая против символизма и эстетического стилизма. К ним примкнул и М. Шагал, тяготеющий к западному экспрессионизму и народному примитивизму. К 1914–1915 гг. формируются и первые группировки авангардного абстрактного искусства (К. Малевич и В. Кандинский).
Таким образом, мы видим, что живопись ХIХ – начала ХХ вв. прошла в своем развитии сложный путь, пытаясь отразить происходившее в стране и мире, решить непростые проблемы того времени.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1605;