Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Б. Вышеславцев, И. Ильин, Н. Лосский, Ф. Степун, С. Булгаков, ставшие духовными пастырями русского зарубежья. Их работы, созданные за рубежом, продолжали лучшие традиции русской философской мысли.
Среди них работы Н. Бердяева «Смысл истории», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека», Б. Вышеславцева «Кризис индустриальной культуры», «Душа человека», «Свобода воли», «Характер русского народа», И. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры» и многие другие.
Русская философская мысль не только оказала влияние на развитие философии на Западе, но в ряде случаев опережала ее. Развитие русской философии за рубежом нельзя отделить от религиозного сознания философов. Многие из философов-эмигрантов (С. Булгаков, Г. Флоровский, С. Франк и др.) писали не только философские, но и богословские труды, в которых осмысливали роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире.
Среди эмигрантов послереволюционной поры были ученые, представлявшие практически все научные направления. В Пастеровском институте в Париже работали ученик И. Мечникова С. Виноградский и ученик И. Павлова С. Метальников.
Большой вклад в развитие аэродинамики и самолетостроения внесли известные профессора Д. Рябушинский, И. Сикорский. Геолог Н. Меншиков совершил для Франции в Сахаре важные открытия подземных вод. В почвоведении были известны имена таких ученых, как В. Агафонова и В. Малышева. Признание за рубежом получили представители не только технических и естественных наук, но и гуманитарии. Так, византолог А. Грабер избран членом Австрийской, Болгарской, Английской, Датской, Норвежской, Сербской и Американской академий. Признанными авторитетами в области социологии были Н. Тимашев и П. Сорокин. В 1930 г. в разных странах находилось около 500 крупных российских ученых, в частности, агробиолог С. Виноградский, геолог Н. Андрусов, зоолог К. Давыдов, химик А. Титов. Третья волна эмиграции не создала подобного тому, что было создано в 1920-е – 1930-е гг. Рассматривая четвертый и пятый периоды, нельзя не отметить такие факты: в настоящие время в Израиле эмигранты этих волн составляют 95% среди специалистов военной промышленности, 40% – в медицине. В США советские инженеры занимают важные позиции в электронной промышленности, в строительстве, науке. Так, Р. Казаринов – известный специалист в области полупроводников, работает в фирме «Белл телефон», А. Каплин – авторитет в области оптоэлектроники – заведует кафедрой в университете Балтимора, физик А. Хачатурян – профессор в Беркли и т.д.
О вкладе ученых-эмигрантов в мировую науку свидетельствует присуждение Нобелевских премий: по экономике – С. Кузнецу (1971) и В. Леонтьеву (1973); по химии – И. Пригожину (1977).
Большой приток высококвалифицированной русской профессуры позволил поднять уровень высшего образования в Югославии. Там работали академики Г. Острогорский, профессора А. Соловьев, А. Погодин, С. Кульбакин. 10 русских ученых были избраны в Сербскую академию наук и искусств. В университетах Белграда, Загреба, Скопье преподавали 69 русских профессоров, 240 учителей работали в сербских и хорватских гимназиях и школах. Функционировали русские школы; в Белграде была основана Русская публичная библиотека, при которой создано общество русских писателей, председателями которого стали И. Бунин и В. Немирович-Данченко. Либерально-демократическая часть эмиграции в Белграде организовала Русский дом, во главе которого стояли П. Струве, граф И. Толстой. Русские врачи внесли заметный вклад в создание современной системы медицинского обслуживания в Болгарии.
Для того чтобы выжить, эмигрантами создавались различные организации. Только в Берлине было около 60 благотворительных организаций. В Чехословакии действовал православный приход и братство по погребению православных. Значительная благотворительная деятельность была проведена организациями российских земских и городских деятелей (Земгор), их организации существовали в Праге, Белграде, Париже. Большую роль в оказании помощи, духовной жизни играла православная церковь. В 1930–1940-е гг. возникли Толстовский фонд в США, «Общество помощи русским детям за рубежом» и другие организации. Они существуют до настоящего времени. Так, Толстовский фонд оказал в 1988 г. помощь более чем 3 тыс. человек.
Сегодня, несмотря на провозглашенную демократию и открытость российского общества, из страны уезжает интеллигенция, которую можно отнести к политическим безработным. Это такие известные в стране люди, как С. Хрущев (с 1989 г. занимается историческими изысканиями в Брауновском университете, а в апреле 1993 г. обратился к американским властям с просьбой выдать вид на жительство), Г. Трофименко – бывший аналитик в институте США и Канады; Ф. Бурлацкий – бывший редактор «Литературной газеты»; С. Микоян – бывший редактор журнала «Латинская Америка» и др.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2140;