ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗ МНОГООБРАЗИЯ


ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ СЛОВАРЯ

Когда мы пытаемся изобразить великий процесс становления жизни в согласии с его природой, мы неизменно сталкиваемся с тем, что словарный запас культурных языков сло­жился в то время, когда единственным известным видом разви­тия был онтогенез, т. е. индивидуальное развитие живого сущест­ва. В самом деле, такие слова, как Entwicklung2, Development3, Evolution4 и т. п., означают в этимологическом смысле, что разви­вается нечто, уже бывшее прежде в неразвитом или свернутом состоянии, подобно цветку внутри почки или цыпленку внутри яйца. Указанные выражения удовлетворительно описывают такие онтогенетические процессы. Но они, к несчастью, полностью от­казываются служить, когда мы пытаемся правильно изобразить сущность творческого процесса, состоящего именно в том, что все время возникает нечто совершенно новое, чего прежде попросту не было. Даже прекрасное немецкое слово Schopfung (творение)5 этимологически означает, что нечто уже существую­щее черпается из некоторого также существующего резервуара. Некоторые философы-эволюционисты, осознав недостаточность всех этих слов, ухватились за еще худшее слово «эмергенция»6, вызывающее по логике языка представление о чем-то заранее сформировавшемся и внезапно появившемся, подобно киту, вынырнувшему для вдоха на поверхность моря, которое при буквально поверхностном рассмотрении казалось пустым.

ФУЛЬГУРАЦИЯ

Философы-теисты и мистики средневековья ввели для акта сотворения нового выражение «Fulguratio», что означает

2 Развитие (нем.). Подобно русскому слову и приводимым дальше словам, означает развертывание чего-то свернутого (от wickein — мотать, нави­вать, обертывать).—Примеч. пер.

3 Развитие (англ.).Примеч. пер.

4 Развитие, эволюция (от лат. evolutio — развертывание (свитка)).— При­меч. пер.

5 Schopfung от schopfen — черпать; Schopfung означает сотворение мира и все мироздание, но Schoplwerk — водокачка.— Примеч. пер.

6 Emergenz — философский термин, означающий внезапное появление (от лат. emergere — вынырнуть, выплыть, возникнуть).

«вспышка молнии». Несомненно, они хотели выразить этим не­посредственное воздействие свыше, исходящее от Бога. По эти­мологической случайности — если не вследствие более глубоких неожиданных связей — этот термин гораздо лучше приведенных выше выражений описывает процесс вступления-в-существова­ние чего-то прежде не бывшего. Для естествоиспытателя Зев­сов перун — такая же электрическая искра, как и всякая дру­гая, и если, мы замечаем искру, проскочившую в неожиданном месте системы, то первое, что нам приходит на ум, это корот­кое замыкание — вновь возникшая связь.

Когда, например, совместно включаются две независимые системы, как это изображено на приведенной рядом простой электрической модели, заимствованной из книги Бернгарда Гас-сенштейна, то при этом внезапно возникают совершенно новые системные свойства, ранее не существовавшие даже в зачаточ­ном виде. Это и есть глубокое содержание мистически звуча­щего, но вполне справедливого принципа гештальт-психологии: «Целое больше своих частей».

Особый случай возникновения новых системных свойств (ряд примеров которого нам еще встретится в дальнейшем) состоит в следующем. В последовательности подсистем, соединенных друг с другом в линейную цепь, где каждая подсистема причинно воздействует на следующую, так что первая может быть только причиной действия, а последняя функционирует только как дей­ствие, возникает новая причинная связь, с помощью которой именно эта последняя система приобретает влияние на первую; вследствие этого причинная цепь замыкается, превращаясь в круг. С примерами таких замкнутых цепей, а именно цепей с положительной обратной связью, мы уже познакомились при рассмотрении способов получения энергии и информации. Не менее важное значение имеют круговые процессы с отрицатель­ной обратной связью; но поскольку они относятся к механиз­мам получения информации, я займусь ими подробнее в соот­ветствующем разделе. Здесь же достаточно указать следующее. Когда в крут причинных связей встроен в некотором месте «знак минус» и тем самым действие процесса уменьшается в этом ме­сте цепи тем больше, чем сильнее действие в предыдущем зве­не, то возникает эффект регулирования. Например, чем выше уровень жидкости в резервуаре карбюратора или в туалетном бачке, тем выше поднимается поплавок, перекрывая тем самым Дальнейший приток жидкости. Следствием этого процесса явля­ется постоянство уровня жидкости.

Кибернетика и теория систем, объяснив внезапное возник­новение новых системных свойств и новых функций, устранили

13~1404 193

Рис. 1. Три электрические цепи, в том числе колебательный контур (с), .ил­люстрирующие понятие «системное свойство». Полюсы батареи с элект­родвижущей силой Ео и напряжением на зажимах VB соединены провод­ником. Омическое сопротивление цепи в целом обозначается R. В случае (а) в цепь включен конденсатор емкости С, в случае (Ь),— катушка индуктив­ности L, в случае (с) — и конденсатор, и катушка. Напряжение U может быть измерено на двух зажимах. Графики справа показывают изменение напряжения после включения тока в нулевой момент. В случае (а) конден­сатор постепенно заряжается через сопротивление до тех пор, пока он не достигает напряжения Uo. В случае (Ь-J сила тока — вначале сдерживаемая самоиндукцией — возрастает до тех пор, пока не достигнет заданной за­коном Ома величины; приэтом напряжение U теоретически обращается в нуль, поскольку общее сопротивление цепи заключено в Д. В случае (с) возникают затухающие колебания. Наглядно очевидно, что поведение сис­темы (с) не может быть получено простым сложением процессов (а) и (Ь), хотя можно представить себе, что (с) получается соединением (а) и (Ь). Схема действует, например, при следующих значениях величин:

С = 0,7* 10 9F; L = 2- 103 Ну; R = 103tl; X= 1.2- 10 е.

Последнее значение определяет также общую для всех трех кривых временную ось. (Расчет выполнил Э. У, фон Вейцзеккер.)

неприятную видимость, будто в таких случаях происходят чуде­са. Нет совершенно ничего сверхъестественного в том, что ли­нейная причинная цепь замыкается в круг и тем самым возни­кает система, отличающаяся от всех предыдущих вовсе не сте­пенью ее свойств, а принципиально. «Fulguratio» этого рода может быть единственным по значению, в самом подлинном смысле слова эпохальным событием в эволюции.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗ МНОГООБРАЗИЯ

Как поняли многие мыслители, и философы, и есте­ствоиспытатели, прогресс в развитии жизни почти всегда дос­тигается таким образом, что некоторое число различных и ра­нее функционировавших независимо друг от друга систем ин­тегрируется в некоторое целое высшего порядка и что в процессе такой интеграции в них происходят изменения, дела­ющие их более подходящими для сотрудничества с вновь воз­никающей целой системой. Как известно, Гёте определил раз­витие как дифференциацию и подчинение частей. Людвиг фон Берталанфи с большой точностью описал этот процесс в своей теоретической биологии и привел ряд примеров. У. Г. Торп в кни­ге «Наука, человек и нравственность» весьма убедительно по­казал, что возникновение некоторого целого из многообразия раз­личных частей, которые становятся при этом еще более непохо­жими друг на друга, есть важнейший творческий принцип эволюции: «Unity out of diversity»7. Наконец, Тейяр де Шарден выразил то же в самой краткой и поэтически самой прекрас­ной форме: «Creer, c'est unir»8. Этот принцип, по-видимому, дей­ствовал уже при самом возникновении жизни.

Творческое соединение многообразного в единое функцио­нальное целое само по себе означает усложнение живой систе­мы. Но в ходе дальнейшей эволюции новая система часто упро­щается посредством «специализации» соединившихся в нее под­систем, так как каждая из них ограничивается той функцией, которая приходится на ее долю при новом разделении труда, тогда как другие функции, которые ей также приходилось вы­полнять во время ее независимости, переходят к другим членам Целой системы. Даже клетки ганглий нашего мозга, осуществ­ляющие в совокупности высшие духовные функции, каждая в

«Единство из многообразия» {англ.).Примеч. пер. «Творить—значит соединять» {фр.}.Примеч. пер.

отдельности далеко уступают амебе или туфельке, причем не только в отношении отдельной функции клетки, но также и в отношении существенной информации, лежащей в основе этой функции. Амеба или инфузория располагают целым рядом ос­мысленных ответов на внешние стимулы и «знает» много важ­ных вещей об окружающем мире. Клетка ганглии «знает» лишь, когда она должна выстрелить, и даже этот выстрел она не мо­жет сделать ни сильнее, ни слабее: он должен быть лишь про­изведен или нет по принципу «все или ничего». Это «поглупе-ние» члена, встроенного в высшее целое, имеет, естественно, свой положительный смысл: оно необходимо для функции цело­го, поскольку обеспечивает однозначность передачи сообщений. «Депеша», переданная клеткой, не должна быть слабее или силь­нее в зависимости от случайного, сиюминутного состояния клет­ки, точно так же как дисциплинированный солдат не должен выполнять приказ с большей или меньшей энергией по его соб­ственному усмотрению.

Такое упрощение первоначально независимых подсистем в ходе их интеграции в высшее целое представляет собой явление, наблюдаемое на всех ступенях эволюции. На уровне психосо­циального развития человека и его культуры оно ставит перед нами трудные проблемы. Неизбежное развитие обусловленного культурой разделения труда неудержимо ведет к возрастающей специализации во всех человеческих занятиях, и прежде всего в науке. Процесс этот приводит к тому, что, как говорит старая острота, специалист знает все больше и больше о все меньшем и меньшем и в конечном счете знает все ни о чем. Существует серьезная опасность, что специалист, которого конкуренция кол­лег вынуждает к все более детальному и более специальному знанию, будет все меньше и меньше ориентироваться в других отраслях знания, пока наконец не утратит всякое суждение о том, каковы значение и роль его собственной области в рамках большей системы отсчета, сверхличного общего знания челове­чества, составляющего достояние его культуры.

Другой вид упрощения более высокоорганизованной систе­мы составляет то, что в человеческой общественной жизни на­зывается «улучшением организации». Так же как любая сконст­руированная человеком машина в своих первых, опытных об­разцах устроена сложнее, чем в окончательном варианте, часто упрощаются и живые системы. Взаимодействия, в частности об­мен информацией между подсистемами, упрощаются или направ­ляются на более прямые пути, ненужные исторические пере­житки устраняются или, как это называется на биологическом

языке, «рудиментируются». Особенно типично упрощение посред­ством «лучшей организации», происходящее в сверхличных, объе­диненных культурой сообществах людей.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1069;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.