Отношение политических группировок Югославии к оккупации страны
Апрельская война и оккупация привели к еще большей дифференциации как политических группировок, так и военных кругов. Эмигрантское королевское правительство объявило, что война с оккупантами будет продолжаться. Но среди членов правительства, представлявших различные партии начались жестокие споры. Сербские политики обвиняли членов ХКП в поражении армии, последние, в свою очередь, вспоминали убийство С.Радича и диктатуру короля Александра.
Примерно то же происходило в самой Югославии, среди руководства партийных группировок. Весной 1941 г. было неясно, на чью сторону склонится чаша весов: Германия оккупировала или вынудила к союзу большинство европейских стран; английские войска высадились в Греции и вели успешные военные действия против итальянцев в Северной Африке, английский флот господствовал в Средиземном море. Поэтому ряд политических деятелей бывшей Югославии, в соответствии с их симпатиями, заняли или пронемецкую или проанглийскую ориентацию.
Бывший министр обороны Югославии генерал Милан Недич осенью 1941 г. возглавил коллаборационистское правительство в Сербии. Оккупантов открыто поддержала группировка фашистского толка “Збор”, возглавляемая Дмитрием Летичем.
Своеобразную политику проводил лидер ХКП В.Мачек. призвав к сотрудничеству с новой усташеской властью. Он и некоторые лица из его окружения заняли выжидательную позицию. Усташеское руководство обвинило его в том, что некоторые члены ХКП вошли в состав эмигрантского правительства в Лондоне.
Не было согласия и среди словенских политических деятелей: часть из них была вместе с лондонским правительством; часть, во главе с Марко Натлачетом, стала опорой оккупационных властей Италии; некоторые, несколько позже, примкнули к коммунистическому антифашистскому движению; другие вовсе отошли от политической деятельности.
После капитуляции югославской армии часть офицеров и солдат, сумевшая избежать плена, скрывалась в лесах и горах Сербии и Восточной Боснии. Здесь они объединились вокруг Драголюба (Дражи) Михайловича.
Сам Д.Михайлович до войны был офицером разведотдела Генштаба югославской армии, затем военным атташе в Праге и Софии. Учась на высших офицерских курсах во Франции, был хорошо знаком с Шарлем де Голлем. По воспитанию и убеждениям - антикоммунист и монархист.
В начале мая 1941 г. Д.Михайлович перебрался с группой военных в район горного массива Равна Гора в Западной Сербии. В дальнейшем это название стало символом сербских четников, их военных частей и организаций англо-американской политической ориентации.
Вскоре в центральный штаб четников стали пробираться и некоторые политические деятели, такие как один их руководителей сербской, а затем югославской социал-демократической партии Д.Лапчевич, известный своими прорусскими симпатиями адвокат Д.Васич и другие. Вооруженные столкновения четников с оккупантами начались уже в мае 1941 г.
Нападение Германии на СССР значительно активизировало деятельность всех югославских антифашистов и, прежде всего, коммунистов и комсомольцев. Пробыв в подполье около 20 лет, члены этих организаций, преодолев множество кризисных ситуаций, острейших дискуссий и разногласий, к 1941 г. стали реальной силой. КПЮ и СКМЮ насчитывали к началу вооруженной борьбы с оккупантами соответственно 12 и 30 тысяч человек, их организации были почти во всех национальных регионах страны; им удалось и после раздела и оккупации страны сохранить хорошо налаженные конспиративные связи, многие подпольные организации. Однако до 22 июня 1941 г. их активность в борьбе с оккупантами сдерживалась пактом Молотова - Риббентропа и соответствующими инструкциями Коминтерна.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 333;