ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 15 глава


В 1898 г. США в результате короткой войны разгромили Ис­панию и отобрали у нее владения в Западном полушарии (Кубу, Пуэрто-Рико) и в Азии (Филиппины). Еще ранее, в 1897 г., бы­ли захвачены Гавайские острова. При этом подавлялось нацио­нально-освободительное движение. В XX в. «дипломатия каноне­рок» продолжалась. США неоднократно высаживают войска на. Кубу, подавляя там освободительное движение, ставят у власти своих марионеток; в 1903 г.. отрывают от Колумбии Панаму для облегчения строительства Панамского канала, вмешиваются в де­ла Доминиканской Республики. В отношении других стран при­менялся обычный «карибский» прием: кабальные займы — поли­тическое подчинение — выгодные возможности вложения капита­ла и сбыта товаров. Образовалась колониальная монополия «Юнайтед Фрут», контролировавшая марионеточные правительст­ва Центральной Америки.

США практиковали и более «тихие» инвестиции, особенно в Канаду. Последняя все более превращалась в аграрный придаток экономики США. К 1913 г. заграничные инвестиции США соста­вили 2,5 млрд. долл., причем по 1 млрд. в Канаде (железные дороги и промышленность) и Мексике (добыча нефти).

8. Нарастание классовых противоречий, буржуазный рефор­мизм. К началу XX в. в США образовалась глубокая пропасть между бедными и богатыми. Число миллионеров достигло 4 тыс.; 1% населения владел половиной всего национального богатства. Если в 1900 г. 40% крупнейших богачей США были еще выход­цами из низших слоев, то в XX в. начали складываться обособ­ленные от общества династии миллионеров. В круг финансовых воротил-монополистов стало невозможно попасть «со стороны». Сказочно разбогатевшие нувориши выставляли свое богатство напоказ.

Вместе с исчезновением свободного фонда награбленных у индейцев земель отошла в историю и «американская мечта» о безграничной возможности для каждого предприимчивого чело­века выбиться в люди. Если она была утопией уже в период свободной конкуренции, то в условиях диктатуры монополий све­лась к нулю. Явным стал факт усиливающегося относительного обнищания трудящихся масс.

Агитация против монополий все больше расширялась. Даже обе буржуазные партии в своих предвыборных манифестах откре­щивались от монополистов, принимая, впрочем, при этом от них значительные пожертвования. Однако такого рода обман изби­рателей не мог продлиться долго. Возникла опасность социаль­ного взрыва. В этих условиях власть получает республиканский президент Теодор Рузвельт (1901 —1909 гг.), который пытался для спасения капитализма в целом хотя бы частично ограничить, вопиющий произвол отдельных монополистов. При этом он отнюдь не покушался на само существование монополий: число трестов в его правление увеличилось, а их мощь возросла. Был-учрежден государственный контроль за качеством товаров взамен уничтоженного монополиями конкурентного механизма; вводились единые для всех тарифные ставки на железных дорогах.

Фактически при Т. Рузвельте в США впервые зародился госу­дарственно-монополистический капитализм. Государство взяло на себя дело охраны природных богатств страны. Последние в результате хищнической частнокапиталистической эксплуатации истощались. Правительство передало большую часть земель об­щественного фонда, подлежавшую продаже в частные руки, в го­сударственный земельный фонд, не подлежавший продаже. По­следний за годы президентства Т. Рузвельта увеличился в 4 раза. Расширилась ирригация засушливых земель.

Нападая на «плохие» тресты и заботясь о сохранении капи­тализма, Т. Рузвельт делал попытки расширить социально-полити­ческую опору правящего класса показными реформами. Его ло­зунгом было «повышать жизненный уровень бедных без ущерба для богатых». Однако большая часть американской финансовой олигархии, ослепленная своим могуществом, выступила против курса Т. Рузвельта. Его преемником на посту президента стал-У. Тафт, открыто покровительствовавший монополиям.

Это вновь обострило классовую борьбу. Начал давать сбои отлаженный механизм двухпартийной, системы. Образовалась третья крупная партия — «прогрессистов», выдвигавшая ради­кальные антимонополистические лозунги. Во главе её встал Т. Рузвельт. Власть удержалась в руках традиционных партий лишь посредством выдвижения демократами на пост президента Вудро Вильсона, заимствовавшего часть радикальной программы прогрессистов. При президенте Вильсоне в 1913—1914 гг. было допущено ослабление протекционизма в интересах широких масс потребителей. Пошлины были снижены до 25%, а на некоторые продукты питания отменены вообще. США, прочно занимавшие первое место в мире, могли уже не опасаться иностранной конку­ренции. Важным шагом правительства Вильсона было введение прогрессивного подоходного налога на доходы частных лиц и кор­пораций. В 1914 г. был принят закон Клейтона, признавший, что профсоюзы и союзы фермеров не должны подпадать под действие «антитрестовского» законодательства.

Реформы Т. Рузвельта и В. Вильсона укрепили капиталисти­ческий строй в США путем частичных уступок народным массам. Господство монополистического капитала осталось непоколебленным.

Источниками формирования американского пролетариата в XIX в. были иммиграция, разорение ремесленников и фермеров, освобождение негров-рабов. Главную роль сыграла массовая иммиграция квалифицированных рабочих из стран Западной Ев­ропы в 1860—1890 гг. и из Восточной Европы в 1890—1910 гг. Всего за 1870—1914 гг. в США въехало около 30 млн. человек.

В стране были организованы специальные компании по импорту рабочей силы. Процветала контрактовая система, когда часть бу­дущего заработка выдавалась иммигранту в виде аванса на про­езд в Америку. Фактически по приезде в США рабочий попадал в кабалу к хозяину, вынужден был соглашаться на низкие став­ки заработной платы. Наиболее жестокой эксплуатации подвер­гались китайские и японские рабочие — «кули». Система контрак­тов и заранее оговоренной низкой заработной платы подрывала более высокую заработную плату местных рабочих, вызывала их протесты. В результате в 1885—1888 гг. были приняты законы, запрещавшие ввоз законтрактованных рабочих. Но волна имми­грации не остановилась. В 1900 г. белые рабочие, родившиеся в США, составляли лишь У2 американского пролетариата.

Если потомки первых переселенцев составляли костяк рабочей аристократии, то негры и «цветные» иммигранты образовали наи­более угнетенный слой, низкооплачиваемый и занятый неквали­фицированным трудом. В негритянских районах Юга основную часть рабочих составляли батраки, а также занятые в текстиль­ной промышленности, где широко применялся женский и детский труд. Капиталистическая система США вообще отличалась широ­ким использованием женского труда. Женщины на рубеже XX в. составляли чуть менее У5 всех наемных рабочих и служащих. Потогонная система стала тяжелым бедствием.

За 1870—1900 гг. городское население США выросло с 5 до 25 млн. человек и составило 40% всего населения. Число городов с населением свыше 8 тыс. выросло со 141 в 1860 г. до 547 в 1900 г. Появились города-гиганты с населением свыше миллиона: Нью-Йорк, Чикаго и Филадельфия. Основную долю городского населения с самого начала составляли лица наемного труда.

Однако пролетариат страдал отсутствием сплоченности и ор­ганизованности. Это объяснялось экономическими и исторически­ми причинами. Сложившаяся в условиях колонизации западных земель текучесть рабочей силы, когда каждый рабочий стремил­ся, скопив денег, стать самостоятельным фермером, многонацио­нальный состав рабочего класса облегчали буржуазии задачу его раскола. Белых натравливали на негров, коренных американцев — на иммигрантов. После гражданской войны буржуазно-демокра­тические преобразования в США были завершены, и рабочий класс не мог закалиться в борьбе за общедемократические цели.

В результате борьба рабочего класса носила локальный ха­рактер и ставила перед собой узкоэкономические задачи. Тем не менее в -моменты экономических кризисов и депрессий отноше­ния между трудом и капиталом не раз сильно обострялись. Зна­менательным стал 1877 г., когда проходили крупные забастовки железнодорожников и горняков. Правительство жестоко распра­вилось с забастовщиками, устроив настоящую бойню. После этих событий была предпринята попытка организовать партию рабоче­го класса, так как буржуазные партии дискредитировали себя перед рабочими как защитники интересов капитала. Однако ос­новное влияние в новой партии захватили лассальянцы, напра­вившие ее деятельность в рамки лишь парламентской борьбы, Партия объединила преимущественно иммигрантов, представляв­ших наиболее эксплуатируемую и сознательную часть рабочих,

В целом рабочее движение оставалось слабым. Основным тре­бованием рабочих было установление 8-часового рабочего дня. Число членов всех видов профессиональных и рабочих союзов не превышало 1 млн. В наиболее влиятельных из них (Орден ры­царей труда и Американская федерация труда) возобладало со­глашательское или кооперативное течение.

К началу первой мировой войны 8-часового рабочего дня уда­лось добиться только 8% рабочих. Продолжительность рабочей недели осталась на том же уровне (57,3 часа в 1900 г. и 53,5 ча­са в 1915 г.). Очень высок был производственный травматизм. В 1914 г. травму получал каждый седьмой рабочий. В профессио­нальных союзах за этот период было объединено 2,7 млн. чело­век, т. е. лишь 9% рабочих. Без сомнения, слабость рабочего дви­жения составляла важнейший экономический и политический ре­зерв капитализма, способствовала беззастенчивому господству монополий в США.

 

Глава 25



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 175;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.025 сек.