Бидермейер(1815-1848гг)
В период буржуазных революций в Европе во второй четверти XIX в. мебель аристократических стилей трансформируется под влиянием буржуазного прагматизма и становится достоянием более широких масс зажиточного населения. Наиболее яркое воплощение этих тенденции проссматривается в мебельном искусстве стиля бидермейер,получивший широкое распространение в Германии, Австрии и других европейских странах, в том числе и в России.
Интерьер
Интерьеры стиля бидермейер просторные, светлые; членения в форме выдержанных в строгих линиях элементов архитектурного ордера делят стены на спокойные поля; в одном из углов помещения в круглой нише помещается изящная белая печь. Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремиться группироваться в центре и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная). Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций и производят целостное впечатление. Потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны, либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Стены украшаются миниатюрами, гравюрами, акварелями. Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо. Комнатные растения, также одно из непременных украшений жилища, содержатся в корзинах и вазах, устанавливаемых на различных подставках.
Мебель
От ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм, от рокок – плавные изогнутые формы. Критерием бытовой вещи, мебели стало прочность, доброкачественность, удобство.
Мебель стиля бидермейер характеризуется своей практичностью, она лишена архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов.
В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Широко развивается в этот период многофункциональная, «комбинированная» мебель: раздвижные столы; столы с выдвижными или откидными столешницами; стулья и столы, трансформируемые в библиотечную лестницу; письменные столы и шкафы с различными ящичками и т.д.
Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении. В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении.
Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких эллементов используется конский волос, для обивки - ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками. В оформлении спинок , локотников и ножек вводятся резные фигуры лебедей, грифонов, мотивы рога изобилия и растительной ветви, все это обычно в сочетании с позолотой. Кровати исполняются с простыми, гладкими поверхностями.
Романтизм
Романтизм – это один из самых волнующих и притягательных стилей. Первоначально романтизм возник как направление в литературе, но вскоре проник во все сферы искусства. Этот стиль настолько отвечал потребностям и духу того времени, что воплотился не только в художественных произведениях, но и в самой жизни
Интерьер
Интерьер в стиле Романтизма отличается в первую очередь глубокой индивидуальностью. Ведь Романтическая эпоха делает акцент именно на личность и ее индивидуальное восприятие. Еще одна важная сторона интерьера – это создание особой атмосферы уюта, тепла и утонченности
Основными атрибутами интерьера являются: роскошная мягкая мебель с отделкой изысканными тканями, мебель из дорогих пород деревьев, небольшой камин в гостиной, отделка стен шелкографией, покрытие полов – паркет, ковролин, арочные конструкции. Предметы и атрибуты романтического интерьера не должны перегружать помещения. Они должны быть гармоничны и представлять эстетическую ценность. Это изящные небольшие статуи или статуэтки, растения в красивых вазах и горшках, свечи в высоких подсвечниках, подушки разных размеров, фарфоровые куклы, книги и многое другое. Свет в романтическом интерьере должен быть мягким, завораживающим. Поэтому возможно размещение светильников на стенах. В спальне - это небольшая лампа с абажуром на ночном столике возле кровати.
.Романтическое внимание было обращено и на фольклор. Поэтому в интерьере могут присутствовать предметы и декор, которые привнесут фольклорный элемент.
В целом, романтический стиль – это всегда элегантность, особая теплота и попытка приблизится к идеалу.
Цвета выбираются пастельные, нежные, светлые. Романтический интерьер может пользоваться как многочисленным сочетанием оттенков, так и минимальным. Самое главное, чтобы помещение не было перегружено различными красками. Психологическое воздействие цвета на человека должно быть гармонизующим успокаивающим
Историзм
Эклектику 1870-1890гг историки именуют историзмом.
Историзм итропретировал исторические стили, такие как ренессанс, барокко, рококо, адаптируя их к современным материалам и делая ставку на массовое производство.
Историзм характеризуется постепенной сменой при общем смешении стилевых направлений того или иного преобладающего вкуса, задающего тон всем, создаваемым в этот период произведениям искусства. Так, романтизм по новому интерпретировал готические элементы в создаваемых художественных произведениях, отдавая должное присущему средневековью духу рыцарства и сентиментальности; хотя одновременно в романтическом историзме можно проследить отголоски барочных и рокайльных приемов, соединенных с изящной вязью пламенеющей готики и имитацией орнаментов эпохи Возрождения. Это первое стилистическое направление эпохи историзма способствовало окончательной ломке старых классицистических форм и послужило стимулом к созданию новых форм, приведших к появлению целой череды ретроспективных стилей.
В последующие десятилетия 19 века появляются и другие неостили, получившие названия в соответствии с теми историческими периодами, в которые они развивались в различных странах или же согласно основным декоративным элементам и приемам, используемым в те или иные годы в архитектуре и прикладном искусстве. Довольно часто разные стилистические направления сосуществовали в один и тот же период, взаимно дополняя друг друга.
В конце 1830-х годов готическое Возрождение уступает место так называемым помпеянскому стилю и стилю неогрек, навевавшим воспоминания о черно- и краснофигурной вазописи, меандрах и росписях, найденных в залах зданий Помпеи и Геркуланума. Тогда же формируется и стиль необарокко, окончательно развившееся в полноценный стиль к 1840-м годам. В этот же период продолжает свое существование и поздний классицизм, получивший в Австрии и Германии название бидермайер, ставшее символом бюргерского благополучия и уюта, во Франции же это стилистическое направление распространилось как ;стиль Луи-Филиппа. Простая, уютная обстановка интерьеров этого периода, рождающая ощущение интимности и замкнутости пространства, сменилась к 1850-м годам роскошным и блистательным неорококо, придавшим особнякам лоск и пышность покоев в домах высших слоев современного общества - состоятельной буржуазии.
Устав от утонченного переплетения элементов декора, первоисточниками которым служили готика, барокко и рококо в 1850-1860-х годах художники, мастера обращаются к благородному и строгому классицизму, который обрел свое второе рождение, сочетая простоту линий со стилистическими чертами Ренессанса, стилей Людовика XIII и Людовика XVI. Это богатое разнообразие нового стиля приобрело особую выразительность благодаря вновь вспыхнувшему интересу к стилю неогрек и помпеянскому стилю, а также к египетскому искусству, столь любимому в эпоху стиля ампир.
Если в 1870-е годы преобладают интерьеры и утварь во вкусе уютного стиля позитивизм, отразившего в себе все приметы нарастающего индустриального производства, подменяющего сделанное кустарным способом художественное убранство помещений, то в 1880-е годы происходит возвращение к роскоши рококо. Но это так называемое третье рококо выглядит уже несколько засушенным вследствие распространения машинного производства, работающего на массового потребителя, хотя в орнаментике и декоре мастера демонстрируют точные глубокие познания предыдущих стилей.
Последним этапом развития угасающего стиля историзм явился стиль Людовика XVI, благородство строгих форм и гладких поверхностей которого подчеркивалось изящными гирляндами и медальонами, а также использованием нежной пастельной цветовой гаммы.
Обостренное чувство времени и особый интерес к истории характеризуют все художественные направления эпохи стиля историзм, или эклектика, охватившего основной временной отрезок 19 века.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2113;