Государственный строй в Др. Вавилоне.
В Месопатамии наиболее ранняя форма государственной организации – города – гос-ва, во главе первых таких городов стоял правитель-царь (энси и лугаль). В городах созывались общин собрания и советы старейшин. Эти общинные органы избирали, а иногда незвергали правителей, определяли объем их полномочий. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен), судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка. Правитель являлся главой общинного культа, ирригационным, храмовым и др. строительством, предводительствовал войском, председательствовал на совете старейшин или в народном собрании. Усиление царской власти при Саргоне и его приемниках, чему способствовали успешные войны этих правителей, было закономерным, оно было продиктовано необходимостью объединения общин, централизации и рационализации использования ирригационно-водного хоз-ва. Отсюда возник новый вид правителя лугаля-гегемона, власть которого выходила за рамки 1 города в силу чего не ограничивался общинными органами. Власть правителей стала приобретать наслед характер, местные энси былы низведены до положения местных чиновников, царю была подчинена храмовая администрация. Усиление централизационных тенденций способствовало представлению о божественном хараткре власти. Наибольшей степени концентрация царской власти достигла в Древневавилонском царстве, в котором складывается одна из разновидностей восточной рабовладельческой монархии. Хаммурапи пользовался уже формально неограниченными законодательны полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата, имел обширные хоз-е функции.
Страна была разделена на области, находящиеся под управленим царских чиновников шакканакум, ответственных за сбор налогов, за поддерж-е порядка и за созыв ополчения, контролировавших назначаемых глав общин – рабианум. Однако власть Древневавилонских царей нельзя однозначно назвать деспотической И во времена правления царя Хаммурапи существовали общинные органы управл-я, они сохраняли ряд адм-х, финансовых и суд-х функций. Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить сопротивление ряда сельских общин и племен (были смуты, мятежы). В интересах политической стабильности цари были вынуждены предоставлять ряд привелегий (освобождение от налогов, военной службы) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привелегии записываются на каменных монументах – кудурру. Отношения между центральной властью и храмами были также противоречивы и сложны. Храмы, опираясь на свое крупное землевладелие и значит число зависимых людей, стремились к экономической независимости лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены в административном и хоз-м отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хоз-й деятельности. Имя царя писалось со словом “бог”, но царь в Др. Вавилоне не был ни божеством, ни верховным жрецом.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1913;