Активные и пассивные цвета.
По степени возбуждающего влияния на людей все цвета могут быть разделены на активныеи пассивные.
Активные цвета – красные и оранжевые – действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, улучшают самочувствие человека. Но это справедливо при количественном регулировании обучения, особенно красными лучами. Так, цвета длинноволнового участка спектра (красный, оранжевый, жёлтый) повышают деятельность вегетативной нервной системы, давление крови, увеличивают частоту пульса, т.е. стимулируют человеческий организм к большой активности. Красный цвет приводит к резкому кратковременному подъёму работоспособности, после которого наступает депрессивное состояние, усталость и даже апатия.
Пассивныецвета – синий и фиолетовый – оказывают противоположное воздействие. Применение их следует ограничить (особенно фиолетового). Эти цвета выступают чаще как дополнительные (подчёркивают чистоту, ярче выявляют оранжевые и жёлтые) или в роли цвета отличительной или предохранительной окраски технологического оборудования.
Следовательно, крайние участки спектра – активные и пассивные цвета в большинстве случаев не могут быть положительными в основу выбора цветового решения интерьера. Чаще применяются оптимальные цвета средневолновой части спектра. Это цвета – жёлтые, жёлто-зелёные, зелёные, зеленовато-голубые и голубые. Зелёные и желтовато-зелёные цвета благотворно влияют на зрительно-нервный аппарат человека, обостряют зрение и ускоряют восприятие, способствуют устранению зрительного и цветового утомления.
Желто – зеленое колористическое решение способствует, как правило длительному, прочному, хотя и не высокому, подъему работоспособности при максимальном сохранении физических и моральных сил.
Вывод: Т.о. по степени возбуждающего влияния на людей цвета располагаются в том же порядке, в каком они расположены в спектре, - интенсивность зрительной чувствительности меняется в зависимости от частоты волны. Наблюдается переход в состоянии человека от спокойствия при фиолетовом цвете до возбуждения при красном. Зеленый, находящийся в середине спектра, - цвет физического равновесия.
Сочетание цветов
Цвет не только обнаруживает скрытые импульсы характера и темперамента человека, но и во многом управляет его эмоциональным состоянием. Впечатление от интерьера создаётся не только по отдельным цветам, но также и от их сочетаний. Различные сочетания цветов по-разному воздействуют на зрителя: одни воспринимаются легко, другие вызывают чувство напряжения и тяжести.
Рядом и последовательно расположенные в цветовом круге цвета образуют гармоничное сочетание. Оно может состоять из двух, трех или более цветов (желтый и оранжевый; желтый, желто – оранжевый и желто – зеленый). Гармоничное сочетание трех цветов можно определить по цветовому кругу, используя схему равностороннего треугольника, вершины которого соединяют дополнительные цвета. Четырехцветное гармоничное сочетание определяется двойными дополнительными цветами. На цветовом круге их находят при замене двух дополнительных цветов на четыре симметричных относительно диаметра, соединяющего дополнительные цвета. Расширить гармоничные сочетания цветов можно заменой треугольника на правильные геометрические фигуры ( см. «Взаимодополнитнельные цвета»).
Различают три группы сочетаний в зависимости от размера интервала между цветами в цветовом круге: малые и большие интервалы в большинстве случаев являются лёгкими, а средние – трудными сочетаниями.
При выборе цветовой гаммы интерьера гостиниц следует ориентироваться на использование лёгких сочетаний.
На восприятие цвета большое влияние оказывает другой цвет, который наблюдатель видит одновременно с данным цветом или на который он смотрел непосредственно перед этим. В известных сочетаниях возникают явления одновременного (единовременного)и последовательного цветовых контрастов.
Воздействие насыщенных цветов может быть настолько сильным, что глаз, утомившись от переизбытка впечатлений, перестаёт объективно воспринимать обстановку, его чувствительность снижается. Дизайнер, применяя яркие краски, рассчитывает вызвать ощущение буйства красок, но сталкивается с парадоксальной ситуацией: «сильные» колористические сочетания с течением времени теряют своё влияние. К примеру, если в интерьере доминируют насыщенные оранжево-жёлтые, это может улучшить самочувствие, ускорить жизнедеятельность. Но - до определённого предела, после чего чувствительность к ним притупляется. С ростом утомления одним цветом мы становимся более восприимчивыми к другому, противоположенному – в данном случае – к фиолетово-синим оттенкам. Даже если с оранжевым поместить нейтральный серый, «уставшее» зрение начинает подмечать в нём присутствие синевато-фиолетового.
В качестве иллюстрации к вышесказанному можно привести пример из жизни. Дело происходило в конце XIX века. Одна торговая фирма заказала на фабрике большую партию сукна серого цвета. Товар был поставлен, но вскоре хозяин магазина обвинил производителей в том, что вместо чисто серого ему подсунули ткань с зеленоватым оттенком. Дело дошло до суда. Недоразумение решили эксперты, прибывшие в торговый зал. Оказывается, красно-терракотовые кирпичные стены помещения, лишённого естественного освещения, вызвали утомление зрения работников магазина, и в сером сукне они видели зелёный оттенок (противоположный красному). Этот эффект получил название единовременного контраста.
Вывод: Т.О. единовременным цветовым контрастомназывается изменение цветового тона или насыщенности под действием соседних хроматических цветов. Если цвет окружён хроматическим фоном, то он изменяется в сторону цвета дополнительного к цвету фона. Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного цвета, выигрывает в насыщенности.
Одновременный цветовой контраст используется для приглушения одних элементов интерьера или, наоборот, для усиления декоративного звучания других элементов.
Суть явления последовательного цветового контраста сводится к тому, что если в течение некоторого времени задержать взгляд на каком-либо цветном предмете, а затем отвести в сторону, то создаётся впечатление, что мы видим этот же предмет, но окрашенный в менее интенсивный дополнительный цвет. То же самое произойдёт, если мы из окрашенного, скажем, в красный цвет помещения перейдём в помещение, окрашенное в белый или серый цвет; цвет последнего нам покажется слегка зеленоватым. Если же помещение будет окрашено в зелёный цвет, то его окраска будет нам казаться ещё насыщеннее.
Помимо цветовых фонов на гармоничность сочетания дополнительных цветов влияют их насыщенность и отношение площадей. Светлые элементы на тёмном фоне кажутся нам больше, тёмные на светлом фоне меньше истинных размеров.
Отношение площадей дополнительных цветов, вызывающие ощущение равновесия, приблизительно выражают следующим образом: жёлтый – фиолетовый 1/3; синий – оранжевый 2/1; красный – зелёный 1/1.
Следует помнить, что сочетание сближенных цветов рассеивает внимание, повышает утомляемость при однообразной работе. Поэтому в таких интерьерах используют мелкие элементы контрастных цветов, распределяя их по функциональным зонам.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 1698;