Архитектура Московского Кремля
Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы, местопребывание высших органов государственной власти страны.
Стены и башни сооружены в 1485 – 1495 гг. из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Так как свои мастера не имели достаточных знаний, чтобы производить постройки, то великий князь всея Руси Иван III Васильевич по совету своей жены Софьи нанял итальянских архитекторов: Антона Фрязина (Антонио Джиларди), Марко Фрязина (Марко Руффо), Петра Фрязина (Пьетро Антонио Солари), Алевиза Фрязина Старого (Алоизио да Каркано) во главе с Аристотелем Фьораванти. Это не братья и даже не однофамильцы. На Руси в то время "фрягами" или "фрязинами" называли итальянцев.
Следует сделать предположение, что некоторые башни Кремля построены русскими мастерами, так как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Надо думать, что наши мастера не могли отрешиться от усвоенных ими в совершенстве форм деревянных башен, которые, как известно, были построены во множестве по стенам, окружавшим тогдашний город Москву, и отличались своей громадностью, сложностью конструкции и мастерством исполнения. Плотничное мастерство достигло возможного совершенства в древней деревянной Руси, так как чудный свой материал и постоянная, благодаря пожарам, обильная работа этому крайне способствовали. И вот думается, что этому-то именно обстоятельству и следует приписать формы нынешних небольших башен Кремля.
Стены Кремля
В настоящее время кремлевские стены раскинуты на протяжении 2235 м. Как бы следуя за очертанием кремлевского холма, они то спускаются вглубь, то подымаются на самый холм, образуя неправильный треугольник с длиной южной части 300 сажен, восточной — 350 сажен и западной — 390 сажен при толщине 3,5 – 6,5 м и высоте от 5 до 19 м. По верху стены идет боевой ход шириной 2 – 4 м, уложенный квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине их часто можно встретить коридоры. В былое время в них помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы их были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые мерлоны, или "ласточкины хвосты", высотой 2 – 2,5 м, толщиной 65 – 70 см), с внутренней — парапет. Сверху над ходом была деревянная двускатная кровля для защиты от непогоды (сгорела в 1737 году).
На протяжении стен высится 20 башен различных высот, форм и стилей.
Три круглые угловые (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая арсенальная) выступали далеко за плоскость стен и были рассчитаны на круговую оборону.
Шесть проездных башен: Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская — самые мощные оборонительные сооружения, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (сохранилась Кутафья башня), каменные бастионы, подъемные мосты. В проемах ворот были установлены опускные решетки (герсы). Расположенные в промежутках 9 глухих (не имевших ворот) прямоугольных в плане башен имели по 3 – 5 боевых ярусов с бойницами для фронтального и фланкирующего огня, верхние площадки с бойницами навесного боя (машикулями) для обстрела противника у подножия башни, тайники-колодцы и подземные ходы-слухи для предотвращения подкопов.
С юга и северо-запада подступы к стенам прикрывали реки Москва и Неглинная, а с востока (со стороны современной Красной площади) — ров (ширина 30 м, глубина 10 м). Берег Москвы-реки и оба края рва в 1508 – 1516 гг. были укреплены дополнительной стеной с зубцами.
В XVII веке все башни, кроме Никольской, увенчаны шатрами; подъемные мосты заменены каменными арочными, на восточной стене возведена декоративная Царская башня. В XV – XVIII веках на ряде башен были установлены часы (сохранились Кремлевские куранты на Спасской башне). В 1707 – 1708 гг., в связи с угрозой нападения шведов, Кремлевские стены и башни были укреплены бастионами, следы которых сохранились у Средней Арсенальной и Оружейной башен.
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ
Соборная площадь Кремля - одна из древнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и другие памятники русской архитектуры. В XVIII и XIX веках площадь несколько раз покрывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30-х годах нашего столетия асфальтировали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили прежнее каменное покрытие.
Соборная площадь была главной площадью Кремля. В старину на ней происходили церемониальные торжественные шествия по случаю венчания на царство царей и коронования императоров. Они сопровождались обычно пышными воинскими эскоpтами. Пеpед Кpасным крыльцом Гpановитой палаты встречали иностранных послов. Здесь проходили также похоронные процессии в Архангельский собор -усыпальницу московских великих князей и царей - и Успенский собор - место погpебления московских митрополитов и патриархов. Неповторимый по красоте архитектурный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских архитекторов.
Построенный более 500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня волнует грандиозностью своего замысла.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними - изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века. Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века Чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652-1653 годах живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора - «Святой Георгий» (перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) - «Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение»,
«Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» - принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса - «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова «деисус»- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады - пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, боковые покрашены серебряной краской. С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII века были пристроены две одноглавые церковки - «святого Уана» и «Иоанна Пpедтечи». На севере и западе собор украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII веке (сохранилась галерея только с южной стороны). В конце XVIII века с северной стороны архитектором М.Ф.Казаковым был пристроен в готическом стиле портал, разобранный в 1920 году. С юго-западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней. Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде. Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными паникадилами, сделанными в XVII веке. Архангельский собор еще со времен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится у южной стены собора. Погребения в соборе продолжались до Петра I. Исключением является захоронение императора Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид.
ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ
Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена московскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы» В память этого и была названа церковь. В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью-гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор. В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому иногда называли Печерской.
КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО И ЗВОННИЦА В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она
объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско-псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.
Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шторм. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.
К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Кремлевского казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или «палатах». Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов.
До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся ниже карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола Грановитой палаты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля следует, что слово «красный» у наших предков означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век – Мавзолей В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены.
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Храм построен в 1555-1560 годы в память взятия Казани, этого решающего этапа в тяжелой борьбе Руси со своим сильным и опасным противником – Казанским ханством.
Храм представляет собой грандиозную композицию из 9 столпов, поднимающихся над цокольным этажом (подклетом) и соединенных между собой галерей, идущей вокруг центрального столпа здания. Над всей композицией, объединяя ее, господствует центральный восьмигранный столп, переходящий ярусами полуциркульных кокошников во второй, меньший восьмерик. Столп увенчивается шатром с декоративной главкой вверху; восемь главок, находившихся на углах звездчатого основания шатра, не сохранились.
Центральный шатер окружен восьмью столпами, из которых четыре осевых – большей, а четыре диагональных – меньшей высоты. Все эти столпы увенчаны луковичными главами. Декоративное убранство здания поражает исключительным разнообразием форм и деталей.
Два крыльца со стороны Спасской башни Кремля вели на террасу и оттуда – в обходную галерею. Переход из темной низкой галереи в стремительно уходящие ввысь белые столпообразные церковные помещения вызывают острое волнующее впечатление. Древняя расцветка храма снаружи представляла благородное сочетание естественных цветов, красного кирпича и белого камня, из которого сделаны детали. Яркую расцветку снаружи и роспись внутри – храм получил позднее, в XVII веке. Позднейшими пристройками являются колокольня и ссеверо-восточный придел. Документы сохранили нам имена гениальных зодчих – Бармы и Посника.
Билет №13
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 7259;