В современной архитектуре
Каждая эпоха вносит в облик города свой образ и стиль. Применяемые же строительные материалы характеризуют особенности архитектуры, свойственной тому времени. Образно говоря, сооружения из камня – это как бы осуществление думы одного поколения, передаваемые другому. В них, как в книгах, отражается и век, и дух, и нрав народа. Запечатленные в камне архитектурные замыслы сохраняются надолго и волнуют потомков своей красотой, доставляя эстетическое наслаждение и возбуждая гордость за их созидателей.
Природный камень оказал большое влияние на архитектуру. На всех этапах развития архитектуры он был основным строительным материалом. Прочность и красота камня, разнообразие цветовых оттенков и богатство рисунка во все времена помогали архитекторам создавать подлинные шедевры зодчества. А долговечность природных камней позволила сохранить до нашего времени шедевры архитектуры, созданные многие столетия назад [38].
Камень – великолепный строительный материал, созданный природой. Многие архитектурные сооружения, облицованные природным камнем, создававшиеся веками разными народами, сегодня являются бесценными и представляют культурное наследие всего человечества. В развитие мировой культуры камня заметный вклад внесла Россия. Многие произведения декоративно-прикладных искусственных материалов XVIII–XIX вв. приобрели мировое признание специалистов и составляют экспозиции эрмитажа и других крупных музеев мира. В советский период российские традиции в области культуры камня были продолжены при строительстве метрополитенов. Природный камень использован в архитектурных ансамблях Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Но в целом использование природного камня в отечественном строительстве существенно сократилось.
Современные принципы использования камня отличаются от тех, которые имели место даже несколько десятилетий назад. Благодаря значительному скачку в развитии новых технологий обработки природного камня снизились затраты производства. В совокупности с ростом уровня жизни населения развитых стран это изменило сложившиеся представления о роли природного камня в строительстве и культурной сфере, определило рост потребления всех его разновидностей. В мире все шире начинают применять декоративный камень в архитектуре, для внутренней и наружной облицовки зданий и сооружений. Цветные камни, наряду с облицовочными, используются в оформлении интерьеров как общественных, так и жилых помещений, объектов культурного назначения.
История архитектуры показывает, что монументальные формы разрабатывались в органичной связи со свойствами камня как строительного материала, придавшего зданиям массивность, выражение прочности и вечности. Это богатый по своим архитектурным качествам материал. Применение камня с высокими декоративными свойствами (естественным цветом и рисунком) позволяет при минимуме художественных средств (фактурная обработка) добиваться сильного эстетического воздействия архитектурного произведения.
Применение природного камня позволяет подчеркнуть национальные черты в архитектуре. Являясь на протяжении веков почти единственным строительным материалом в ряде районов нашей страны, камень способствовал выработке специфических национальных черт архитектуры. Строители брали материал непосредственно из окружающей природы. Естественный материал позволял сооружениям органично вписываться в ландшафт и в то же время определил их архитектонику и художественный образ. Традиционные породы камня и формы, ими выработанные, каменная резьба и барельефы, органично связанные с архитектурным решением здания, стали основой композиции, обогатили лаконичные формы современной архитектуры, придали ей национальный характер (рис. 34, 35, 36).
Рис. 34. Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Фрагмент Ростральной колонны
Природный камень создает определенный колорит городской застройки, придает зданиям особое значение, помогает выделить роль общественных зданий в городских ансамблях, подчеркивает их монументальность и долговечность. Он прекрасно сочетается с новыми архитектурными формами, где его свойства оцениваются по-новому. Использование камня может также способствовать увязке архитектурных форм современных зданий с исторически сложившимися ансамблями.
В процессе формирования архитектурных стилей, изменения методов строительства, создания новых строительных материалов и конструкций из них изменилась область использования природного камня в архитектуре. В прошедшие исторические эпохи, когда выбор строительных материалов в основном определялся местными ресурсами, наблюдалось единообразие строительных материалов для различных элементов здания. Постепенно технический прогресс, возрастание ценности человеческого труда, расширение палитры строительных материалов и усложнение структуры сооружений за счет включения в нее различных систем инженерного обеспечения привели к использованию для разных элементов зданий различных по своим свойствам строительных материалов. Расширились возможности выбора, в результате чего во всех элементах, где раньше использовался природный камень, ему нашли рациональную замену другим материалом, имеющим преимущество в большей индустриальности изготовления, или экономичности, или меньшей массы и т.д. Но и в современном строительстве имеются возможности и необходимость применения природного камня.
Рис. 35. Исаакиевский собор. 1818–1858 гг., арх. А. Монферран
Роль природного камня в создании архитектурных форм чрезвычайно велика, так как камень – важнейший конструкционный материал в истории человеческой культуры. Можно с полным правом утверждать, что если бы на Земле не было камня, развитие архитектуры пошло бы совершенно иными путями. Камень продолжает играть значительную роль в архитектуре как материал с наиболее высокими, недостижимыми для искусственных материалов декоративными свойствами.
Несмотря на то, что камень – материал, полученный почти в готовом виде от природы, архитектор по отношении к нему, так же как и по отношению к искусственным материалам может и должен выступить в качестве заказчика
Несмотря на то, что камень – материал, полученный почти в
готовом виде от природы, архитектор по отношению к нему,
так же как и по отношению к
искусственным материалам, может и должен выступить в качестве заказчика
промышленности строительных материалов. Архитектор может не только выбрать породу с присущими ей цветом и текстурой, определить фактуру поверхности, задать размеры облицовочных плит, но и сам создать в соответствии с композиционным замыслом рисунок плит при изготовлении их из отходов камнеобработки или, задав определенное направление распила каменных блоков, получить декоративную поверхность с разной текстурой из одной и той же породы камня.
При всем разнообразии современных строительных и облицовочных материалов нет ни одного, который бы превосходил по своим характеристикам натуральный камень. Неповторимая красота расцветки и превосходные технические характеристики горных пород выделяют этот вид строительных материалов в особый, элитный вид строительного сырья. Любое изделие из натурального камня является уникальным, единственным в своем роде, и завершить рассказ о природном камне хочется словами выдающегося советского ученого – академика А. Е. Ферсмана: «Камень – не предмет роскоши, тщеславия или богатства, камень – практически выгодный материал, исключительный по своей прочности, неизменяемости, неувядающей окраске».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древесина и природный камень – древнейшие материалы, подаренные природой и нашедшие широкое воплощение в архитектурно-строительной практике. Это материалы, которые многие века использовало человечество в строительстве как доступный, сравнительно дешевый и надежный в эксплуатации материал.
Не утратили своих позиций природные материалы и сегодня. Было время, когда древесина была главным и почти единственным строительным материалом. А теперь многие, конечно же, несведущие люди считают ее, так же как и камень, материалом «уходящим», не способным выдержать конкуренцию искусственных «заменителей». Однако практика показала, что это далеко не так.
Импрегнированная водостойкая и трудносгораемая древесина, легкие и прочные клееные деревянные конструкции в корне изменили традиционные формы использования древесины в архитектурном творчестве, а современная техника распиловки каменных блоков с помощью высокоэффективного алмазного инструмента на тончайшие плитки открыла возможность широкого использования дорогого и дефицитного природного камня в качестве доступного облицовочного материала. Внедрение клееных конструкций на синтетических клеях совершило коренной переворот в использовании древесины в архитектуре: появились новые конструкции и новые формы, возросла «пролетность» сооружений, совершенно иными стали методы расчета и проектирования деревянных построек.
Во многих странах мира одним из важнейших критериев эффективности производства является масса 1 м3 строительного объема здания, сооружения. К сравнительно эффективным материалам с точки зрения рассматриваемого показателя следует отнести, наряду с пустотелыми и поризованными керамическими стеновыми материалами, легкими и особо легкими бетонами, элементы деревянных клееных конструкций и тонкопиленые плиты из природного камня [39].
Наряду с новыми конструкционными и отделочными материалами применяются и будут широко использоваться в будущем традиционные и модернизированные материалы из древесины и природного камня. Эти материалы при современных методах и формах их применения раскрывают перед архитектором новые возможности, расширяют и обогащают его палитру.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 3033;