Лекарственная терапия.
− Для снижения тревожности первоначально назначают: бензодиазепины или буспирон в обычных дозировках; рекомендовано быстрое снижение дозы и ранняя отмена лечения.
− Эффективны антидепрессанты, трициклические антидепрессанты или новейшие ингибиторы обратного захвата серотонина. Лечение начинают с малых доз, постепенно их увеличивая; необходимо часто контролировать состояние больного для раннего выявления побочных эффектов. При длительных проблемах с засыпанием и частых пробуждениях, а также во избежание полипрагмазии, предпочтительно назначение антидепрессантов с седативным действием.
− При превалировании в клинической симптоматике гиперактивности вегетативной нервной системы можно рекомендовать неселективные (β-адреноблокаторы или другие лекарственные средства, угнетающие симпатическую активность).
− Необходимо помнить о склонности пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством к самолечению алкоголем.
Психотерапия.
− Поддерживающую контактную терапию, часто сочетают с фармакотерапией.
− Индивидуальная или групповая терапия под руководством специалистов по стрессовым (кризисным) реакциям в учреждениях здравоохранения.
− Специальная терапия в условиях психиатрического учреждения, например релаксация, десенситизация, короткая психодинамическая терапия, гипнотерапия.
− Краткосрочное лечение и периоды обследования в психиатрическом отделении больницы общего профиля или в амбулатории психиатрической больницы.
Адаптированность к стрессовым влияниям экстремальной (боевой) обстановки возрастает с увеличением продолжительности пребывания в психотравмирующей ситуации. При этом более специфичными и устойчивыми становятся следующие компенсаторные проявления:
а) восприятие окружающей среды как враждебной;
б) гиперактивизация внимания, настороженность, автоматизация навыков;
в) снижение восприимчивости к страданиям и смерти, «уход» от решения нравственных проблем;
г) эффективное межличностное взаимодействие в микрогруппе включающее способность к коллективной индукции;
д) способность к моментальной полной мобилизации сил с последующей быстрой релаксацией;
е) оптимальное нейровегетативное обеспечение данного режима психического функционирования.
1.7.6. Особенности личности персонала аварийно – спасательных формирований
Деятельность профессиональных контингентов, осуществляющих помощь людям и аварийно-восстановительные работы в очагах стихийных бедствий и антропогенных катастроф, определяются их особой ролью в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Особенности данной деятельности обусловливают высокую ответственность персонала и требуют наличия развитых профессиональных навыков. Требования неуклонно повышаются в связи с усложнением аварийных ситуаций, вовлечением в них современной техники и материалов, энергоносителей и химических веществ, обладающих вредными и опасными свойствами. Совершенствование техники и снаряжения, применяющихся при работах в очагах бедствий, также требует от персонала новых, часто достаточно сложных знаний и навыков. Работа, выполняемая персоналом, связана со значительными физическими и в еще большей степени нервно-эмоциональными нагрузками и осложнена воздействием многочисленных неблагоприятных и опасных факторов окружающей среды. Успешность ее выполнения зависит не только от общей и специальной подготовки, но и от степени выраженности ряда неспецифических профессионально значимых качеств. К числу таких качеств относятся индивидуально-личностные особенности, характеристики нервно-эмоциональной устойчивости, особенности интеллектуальной и мотивационной сфер, показатели операторской работоспособности.
Обобщенный психологический портрет спасателя | Спасатели характеризуются незначительно повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Они умеренно общительны, не склонны уклоняться от контактов с окружающими. |
Вместе с тем у них могут отмечаться черты тревожности, мнительности, определенной неуверенности в себе. Принимая решения, они стремятся тщательно проанализировать все варианты, выбрать тот из них, который в наибольшей степени гарантирует от неудачи. Однако сочетание черт тревожности с повышенной активностью обусловливает в некоторых ситуациях поспешность и непоследовательность при принятии решений. При этом анализ правильности принятых ими решений может осуществляться ретроспективно, а вновь принимаемые решения могут быть недостаточно взвешенными.
Спасатели, характеризующиеся высокой успешностью выполнения профессиональных обязанностей (высокоуспешные), имеют ряд существенных отличий от всех остальных спасателей, особенно от своих коллег с низкой успешностью деятельности в ЧС (низкоуспешные).
Высокоуспешные спасатели характеризуются положительным фоном настроения, меньшей склонностью к его колебаниям и снижениям, высокой активностью и общительностью. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление, затушевывают свои трудности и недостатки, легко вытесняют их из своего сознания. Они достаточно гибки, способны под влиянием обстоятельств менять точку зрения, не обидчивы, не склонны видеть в действиях окружающих проявлений недоброжелательности.
Высокоуспешные спасатели придерживаются подчеркнуто мужского стиля поведения, более других агрессивны и склонны к лидерству. Они менее других ранимы и чувствительны, лучше контролируют свои эмоции и противостоят физическим опасностям, кроме того, их поведение более реалистичное и организованное. У высокоуспешных спасателей способность к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщениям, способность ориентироваться в незнакомых ситуациях, обучаемость развиты существенно выше. Они быстрее и точнее принимают решения в условиях дефицита времени, делают меньше логических ошибок.
Среди низкоуспешных спасателей выделяются два качественно разных типа личности. Первый из них чаще встречается среди спасателей, имеющих большой стаж и опыт работы. Для этого типа характерны повышенная тревожность, мнительность, неуверенность в себе, склонность к выраженным снижениям и колебаниям настроения. Активность таких спасателей снижена, они хуже других понимают эмоциональное состояние партнера, с трудом общаются, замкнуты, не стремятся учитывать интересы и потребности окружающих. Они испытывают затруднения в принятии решений, стараясь рассмотреть множество возможных вариантов. Дефицит времени и информации является для них сильным стрессовым фактором. Они осторожны, боязливы, чувствительны к опасностям, легко дезорганизуются в критических ситуациях.
Чаще других они склонны считать, что ситуациями, в которых им приходится участвовать, управляют другие люди и «неживые» обстоятельства, а их возможность влиять на течение событий весьма ограничена. Они склонны преувеличивать свои трудности, дают на них тревожно-депрессивные реакции со склонностью к самообвинениям. Способность к абстрактно-логическому мышлению у таких спасателей снижена за счет невысокого темпа мышления и большого числа логических ошибок.
Для второго типа низкоуспешных спасателей характерна высокая активность, непоследовательность, беспечность и неорганизованность, неизбирательная общительность. Они импульсивны, недостаточно тщательно контролируют свое поведение, мало учитывают свой негативный опыт. Они могут давать вспышки раздражения, реакции протеста на ущемление своих интересов, они обидчивы и конфликтны. Способность контролировать эмоции и рациональность поведения у них снижена. Однако, в отличие от ранее описанного типа низкоуспешных спасателей, они не дают тревожных реакций со склонностью к самообвинениям и, напротив, в трудностях и неудачах стремятся обвинять окружающих, сохраняя при этом высокую, не всегда адекватную самооценку. Их способность к абстрактно-логическому мышлению и обучаемость могут быть достаточно высокими, и основной причиной нарушений их адаптации являются неблагоприятные личностные особенности.
Психологические особенности персонала службы медицины катастроф | Мужской персонал СМК (медики), оказывающий помощь пострадавшим в очагах ЧС, характеризуется незначительными (еще меньшими, чем у спасателей) отклонениями психических особенностей от нормативов, рассчитанных для всего населения. |
Им присущи отдельные признаки повышенной активности, отсутствие склонности к тревожности, мнительности, неуверенности в себе, высокая самооценка, некоторая непоследовательность и легкая переключаемость. Медикам-мужчинам присущи также развитые способности к сопереживанию, интуитивному пониманию партнера; стремление предстать в глазах окружающих в максимально благоприятном свете. Они могут проявлять стойкость эмоций, иногда — обидчивость и раздражительность, способны изредка видеть в действиях окружающих ущемление собственных интересов. В то же время медики не придерживаются традиционно мужского стиля поведения, мягки, не агрессивны, не склонны к лидерству. У медиков достаточно хорошо развита способность к абстрактно-логическому мышлению, обучаемость и способность ориентироваться в незнакомых ситуациях.
Медики по ряду психологических характеристик отличаются от спасателей. Они более демонстративны, больше стремятся произвести внешнее впечатление, завоевать симпатии и поддержку окружающих, при этом меньше ориентируясь на реальные достижения. Медики менее тревожны, более уверены в себе, легче принимают решения, но менее тщательно, чем спасатели, их обдумывают. Они также менее чувствительны к опасностям, меньше ими обеспокоены. Их интересы, оценки, ценности, подходы к решению задач более традиционны, чем у спасателей. Кроме того, они более самостоятельны, для них менее значимы контакты с окружающими, менее существенно «чувство локтя», вследствие чего они лучше спасателей работают вне группы и хуже — в группе.
При воздействии экстремальных факторов ЧС наиболее заметны изменения в поведении, связанные с нарушениями деятельности корковых отделов ЦНС. Г.С. Човдырова (1997) выделяет следующие особенности личности спасателя (военнослужащего) в экстремальных ситуациях:
ü повышенная тревожность личности;
ü реактивная тревожность;
ü эмоциональные срывы;
ü психомоторные срывы (физические и интеллектуальные);
ü психосоматические заболевания.
1. Повышенная тревожность личности может приводить к тому, что человек порой реагирует на слабые стрессогенные факторы так же, как если бы они были более сильными. У некоторых личностей тревожность выступает как один из компонентов характера, как свойство темперамента.
2. Реактивная тревожность (РТ) характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, которые могут возникнуть у любого человека только в экстремальных условиях деятельности. У лиц, не склонных к личностной тревожности, реактивная тревожность возникает при накоплении утомления в этих условиях. Высокая реактивная тревожность вызывает иногда нарушения тонкой координации и внимания. РТ коррелирует с появлением диссонанса или конфликта между тремя биоритмами человека: физическим, эмоциональным и интеллектуальным, определяющими пик активности соответственно тела, чувств и ума. Отсутствие срывов по этим трем параметрам – гарантия сбалансированной и надежной деятельности человека.
3. Эмоциональные срывы внешне проявляются притупленностью эмоций, когда трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, недоступностью выражений радости, творческого подъема, спонтанности или эмоциональной и вербальной агрессивностью, приливами гнева и ярости.
4. Психомоторные срывы (физические и интеллектуальные) – это немотивированная бдительность, когда человек постоянно находится в напряженном движении, следит за всем, что происходит вокруг, хотя ему в конкретный момент опасность не угрожает. При малейшей неожиданности делает стремительные движения, резко оборачивается, принимает боевую позу; нарушается сон, после которого человек не испытывает облегчения и готовности к физической и интеллектуальной работе.
5. В результате функционирования в напряженных условиях у человека формируются психосоматические заболевания: головные боли, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркты и инсульты, неврозы и психозы, обострения уже имевшихся ранее хронических заболеваний.
Спасатель как человек, оказывающий помощь в ЧС, находится в наиболее сложном положении по сравнению с пострадавшим и не пострадавшим населением. Ему необходимо выполнять комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни раненых и больных. А. Чурсин, Г. Неудахин, О. Наливаева (2005) считают, что адекватному оказанию помощи спасателями могут препятствовать следующие особенности (рис. 28):
Рис. 28. Препятствия адекватному оказанию помощи.
1. Дефицит времени, требует быстрого принятия решения. Однако без специальной подготовки люди часто теряются и не могут быстро реагировать на изменение оперативной обстановки.
2. Чувство ответственности и долга. В экстремальных ситуациях желание оказать помощь всем пострадавшим (без учета степени тяжести и прогноза) приводит к гипернапряженности и нервно-психическим срывам.
3. Необходимость четких и правильных действий при отсутствии специальной подготовки может привести к развитию боязни ошибки и, как следствие, к тому, что спасатель просто перестанет оказывать помощь.
4. Влияние личности пострадавшего на спасателя (родственные и дружественные связи и т.д.). Увидеть близкого человека с тяжелыми повреждениями, в крови – это серьезный психоэмоциональный стресс. А действия по оказанию ему помощи – стресс еще больший. При массовых поражениях иногда приходится начинать оказывать помощь незнакомым людям с более тяжелыми повреждениями, временно оставляя без помощи менее пострадавших родственников и знакомых, что может привести к срыву психологических адаптационных возможностей спасателя.
Все это может привести к усилению стрессовых воздействий на спасателя и, как следствие, к менее эффективному и адекватному оказанию помощи пострадавшим.
Во избежание этого следует отработать навыки оказания первой помощи пострадавшим до автоматизма путем многократного повторения четкого алгоритма действий помощи, с использованием табельных средств и устройств. В результате этого спасатель будет действовать максимально эффективно.
1.7.7. Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций
Работа спасателей в зонах ЧС связана с большой физической и психологической нагрузкой, воздействием неблагоприятных факторов внешней среды. Это тяжелая работа, требующая больших энергетических затрат. Под тяжестью работы понимают степень совокупного воздействия всех факторов среды на работоспособность и здоровье человека.
Спасательные работы по степени тяжести дифференцируются следующим образом (рис. 29):
Рис. 29. Дифференцировка спасательных работ.
Легкие работы | Работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной обработки. |
Работы средней тяжести | Работы, выполняемые стоя или связанные с постоянной ходьбой и переноской тяжестей массой до 15 кг, а также ходьба без груза по пересеченной местности со скоростью 4 км/ч, перенос носилок массой 60–70 кг вчетвером. |
Тяжелые работы | Ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ вручную, переноска носилок массой 60–70 кг вдвоем по ровной или вчетвером по пересеченной местности и другие. |
Существуют и другие подходы к градации степени тяжести работ. Л.А. Александрова (2005) выделяет шесть категорий тяжести работ:
1. Работы, выполняемые в оптимальных условиях рабочей среды при благоприятной физической, умственной и нервно-эмоциональной нагрузке.
2. Работы, выполняемые в условиях, соответствующих предельно допустимым концентрациям и уровням производственных факторов по действующим санитарным правилам, нормам и психологическим требованиям.
3. Работы, при которых вследствие не вполне благоприятных условий труда у людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма.
4. Работы, при которых неблагоприятные условиях труда приводят к реакциям, характерным для предпатологического состояния для большинства людей Поддержание работоспособности осуществляется за счет перенапряжения компенсаторных механизмов организма.
5. Работы, при которых в результате воздействия весьма неблагоприятных условий труда у людей в конце рабочего периода формируются реакции, характерные для патологического состояния организма.
6. Работы, при которых подобные реакции формируются вскоре после начала трудового периода (смены, недели).
Первые две категории тяжести соответствуют комфортной рабочей среде, третья – относительно дискомфортной, четвертая и пятая – экстремальной среде, шестая – сверхэкстремальной.
Рабочая смена спасателя составляет 3 – 5 часов в зависимости от тяжести и интенсивности работ. Время выполнения работ не должно превышать:
ü для легких и средней тяжести работ — 30 минут для каждого часа работы;
ü для тяжелых работ — 3–5 минут на каждые 30 минут работы.
Время отдыха спасателей должно составлять не менее 12 часов в сутки. Режим отдыха:
Ø 15 минут после каждых 45 минут работы;
Ø 3 часа после окончания рабочей смены.
Время работы уменьшается:
o во влажном климате — на 30–60 минут;
o для спасателей старше 45 лет — на 30 %;
o в ночное время — на 5–10 минут с соответствующим увеличением времени на отдых.
При высоких и низких температурах окружающей среды организуются и проводятся мероприятия по предупреждению переохлаждений или перегреваний организма спасателей.
Масса экипировки спасателя не должна превышать 1/3 массы его тела.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 431;