Теория символического интеракционизма.
Представителей этого направления, как правило, больше интересуют «микроаспекты» социальной жизни. Дж. Г. Мид, Ч. Х. Кули, М. Кун и Г.Блумер изучали социальное взаимодействие (интеракцию) индивидов и задавались вопросом, как им удается согласовывать свои действия. Важнейшими интеллектуальными источниками символического интеракционизма являются философия прагматизма и психологический бихевиоризм. Основателем этой теории считается Джордж Герберт Мид – американский философ и социолог, профессор философии Чикагского университета. Он написал очень мало работ. Большинство идей изложено в центральной работе Мида «Разум, Я и Общество» (1934). Эта книга была издана посмертно на основании студенческих записей его лекций.
Дж. Мид признает примат социального над индивидуальным, содержание социальных процессов сводит к взаимодействию индивидов в группе и в обществе. Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение». Символы – это особые средства общения между людьми – жест и язык. Жест, как специфический символ, выступает в непосредственной или опосредованной форме как начальный, незавершенный элемент поведенческого действия. Смысл жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, как правило, инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношении язык является более зрелой формой, обладает значительными преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов.
В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение Мид усматривал в «практических последствиях», т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. Особенность символического взаимодействия заключается в том, что индивид может представить себе эффект воздействия символической коммуникации на других социальных деятелей. Деятели как бы ведут «внутренний разговор» с собой и предвосхищают реакцию других. В своем воображении мы принимаем другие социальные роли и интернализуем (принимаем как обязательные) установки так называемого «обобщенного другого», то есть установки социальной группы.
Дж. Мид различал два уровня взаимодействия: несимволический и символический. На первом уровне индивиды реагируют на действия друг друга непосредственно по схеме: «стимул – реакция». На втором уровне происходит обмен значениями и установками по схеме: «стимул – интерпретация – реакция». Иначе говоря, индивид реагирует не на сам стимул, а на его значение, т.е. символ. Например, получив приглашение в гости, человек реагирует не на слова, а на то, как они сказаны. Если приглашение сделано сухим, формальным тоном, то приглашенный понимает, что это просто знак вежливости и на него всерьез можно не реагировать.
Символический интеракционизм изучает преимущественно второй уровень взаимодействия, на котором индивиды реагируют в результате истолкования действий и слов друг друга. В рамках этого направления сложились две школы, одну из которых возглавил Г. Блумер, вторую – М. Кун.
Кстати, сам термин «символический итеракционизм» ввел в 1937 г. Герберт Блумер– крупнейший теоретик второго поколения интеракционистов. Он написал целый ряд трудов, которые способствовали развитию данного направления. В своей работе «Символический интеракционизм: Перспективы и метод» он дал наиболее краткое и четкое изложение основных положений теории:
§ Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают.
§ Сами значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами.
§ Значения изменяются и применяются посредством интерпретации – процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов) со стороны его окружающих.
Представители символического интеракционизма считают, что общество есть символическое взаимодействие. Разновидностями взаимодействия являются кооперация, конфликт, разногласие, идентификация, эксплуатация и т.д. Индивиды в процессе взаимодействия сами придают значение и наделяют смыслом не только различные типы отношений, но и любые социальные объекты. Социальные объекты существуют не сами по себе, а только через значение, которое в них вкладывает действующий индивид. Например, стул, в зависимости от того, какое значение придает ему человек, может быть объектом сидения или объектом любования (музейный экспонат). При этом, значение предмета или какого-либо явления создается людьми не индивидуально, оно возникает в их взаимодействии. Таким образом, смыслы, значения, символы суть социальные феномены, изучать которые и призвана социология. При этом, как подчеркивается представителями другой школы – Манрерда Куна, нормы неопозитивистской научной теории не должны отрицаться. Напротив, понятия символического интеракционизма необходимо переводить в переменные величины эмпирических исследований, подлежащие эмпирической проверке. Перед символическим интракционизмом стоит важная проблема – исследование коллективного поведения, т.е. взаимодействия нескольких человек. В рамках этого направления осуществляются масштабные исследования поведения в общественных местах, слухов, паники, механизмов поведения толпы и больших масс людей. Эмпиризм данного направления привел к разработке методов и инструментария конкретных исследований. Неудивительно, что в вопросах социального диагностирования, уровня его точности ему нет равных. Символический интеракционизм не разрабатывает теорию общества, считая это бессмысленным, но он и не создает интерпретационную теорию личности. Его представители просто «работают» с повседневной жизнью, частенько забываемой другими теоретическими школами.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 522;