Стимульный материал к методике «Дорожки»
Уровень самооценки. Если на дорожке у слова «Я» значком помечен один из первых трех расположенных слева кружков, то это свидетельствует о высокой оценке и положительном восприятии себя ребенком. Место, обозначенное одним из двух средних кружков (4 и 5 слева), характеризует самооценку ребенка как недостаточно определенную. Выбор ребенком одного из трех расположенных справа кружков указывает на свойственный ему негативно окрашенный образ «Я» (низкий уровень самооценки).
Социальная ориентация. Чем левее (ближе) к каждому из слов (начиная с последующего после «Я») метки на дорожках, тем сильнее (очевиднее) ориентация ребенка на данного человека. Соответственно, значки-метки, расположенные справа на дорожке, указывают на негативно окрашенное отношение к этому лицу и восприятие его ребенком.
Профиль идентификации. Профильная линия идентичности ребенка образуется при соединении всех отмеченных на дорожках значков. Исходным для «прочтения» профиля служит метка на дорожке слова «Я»: чем ровнее полученная линия, тем более благополучен механизм идентификации и, соответственно, образ «Я» ребенка (при условии, что линия сконцентрирована преимущественно слева), а его отношение к окружающим липам стабильно, уравновешено.
Методика «Автопортрет»[6, с. 176-203]
Методика предназначена для диагностики самосознания и личностных особенностей. Автопортрет — это изображение человека, созданное им самим, В целях психодиагностики, считает Е. С. Романова, важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.
Тест «Автопортрет» на сегодняшний день достаточно распространен в прикладной психологии, особенно в США и странах Европы. В отечественной практике используется преимущественно адаптированный Р. Бернсом вариант теста в его описательной интерпретации.
Развернутый качественный анализ рисунков осуществляется по критериям, разработанным Р. Бернсом, К. Маховер, С. Кауфманом, Д. Торрей, Ф. Гудинаф, Г. Фурт, С. С. Степановым, Е. С. Романовой и другими исследователями в целях получения развернутой интерпретации:
1. тип изображения;
2. расположение рисунка на листе;
3. величина изображения;
4. смысловые детали изображения, последовательность их рисования и степень прорисовки;
5. оценка характера линий (графика);
6. особенности деятельности и эмоционального состояния ребенка во время рисования, включая его спонтанные комментарии и реакции.
Необходимо, однако, подчеркнуть, что на основании обозначенных показателей возможно выявление неких типических тенденций, но не постановка точного психологического диагноза. Важно и то, что чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности.
Анализ типа изображения позволяет выявить представления рисующего о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. Е. С. Романовой на основе использования интегративно-оценочного подхода предложена следующая типология рисунков.
Эстетическое изображение выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Их рисунки отличают легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.
Схематическое изображение – рисунок выполнен в виде лица, схемы тела, бюста, представленных в профиль и анфас. К такому типу изображения зачастую тяготеют лица интеллектуальною склада («мыслители» — по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении, так как частности и детали интересуют их фрагментарно и ситуативно, по мере необходимости. По-видимому, подобное изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение – это рисунок, выполненный достаточно тщательно, с подробностями – прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
Метафорическое изображение – рисунок, на котором человек изображает себя в образе какого-либо объекта или явления (например, предмета бытового назначения, животного, растения, литературного персонажа, природного явления и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей юмора.
Интерьерно-атрибутивное изображение – рисунок человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
Аффективное изображение – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии. К этому типу изображения относят рисунки-шаржи и их подобия. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода изображениям. При этом переживаемая эмоция часто может быть противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
Динамическое изображение – человек рисует себя в период совершения какого-либо действия. Такой тип изображения свойственен лицам с экспрессивно-выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. п.
Инверсионно-анфасное изображение – рисунок, на котором у человека вместо лица изображен затылок. Обычно подобное изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении либо к инструкции, либо к экспериментатору, либо к диагностической ситуации в целом, или нежеланием рисовать лицо и другие детали изображения.
Типологизация рисунка может осуществляться и на основе разработанной применительно к детским рисункам классификации Г. Рида, в основе которой – принцип анализа формы художественного выражения. Все многообразие форм изображений было упорядочено Г. Ридом до восьми основных видов, каждый из которых характеризовался с точки зрения отличительных признаков. При анализе автопортретов их также можно классифицировать по схеме Г. Рида:
q перечисляющий рисунок – изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один;
q органический рисунок – человек рисует себя на фоне живой природы – в окружении растений, животных и т. д.;
q гаптический рисунок – человек изображает себя сквозь призму внутренних ощущений, отражая собственное эмоциональное или психосоматическое состояние, зачастую – болезненное («болит зуб», «болит голова», «плохое самочувствие» и т. д.);
q эмфатический (импрессионистский, экспрессивный) рисунок – человек изображает себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне;
q декоративный рисунок – человек изображает себя в явно приукрашенном виде: в красивой рамочке, с присутствием каких-либо узоров, орнаментов и другого декора;
q имажинарный рисунок – сюжетное изображение, в котором человек рисует себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения или созданного на основе собственного воображения;
q ритмический рисунок – изображение, в котором человек рисует себя в движении: идет по улице, бежит по лестнице, прыгает в «классики» и т. д.;
q структурный рисунок – изображение человека, в котором основное внимание сконцентрировано на передаче структуры целого: тщательно прорисовано только лицо, бюст, или детализированное изображение в полный рост.
Кроме того, обозначенные виды рисунков Г. Рид попытался привести в соответствие с концепцией типологических различий К. Г. Юнга. В своей основе типология Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ разнообразных концепций индивидуально-типологического развития человека, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил ученому разработать и обосновать идею экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Базисом типологии К. Юнга выступает доминирование основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Эмпирическое соотношение психологического типа, описывающего (по К. Юнгу) особенности личности, с формами художественного выражения по Г. Риду представлено в следующей таблице.
Соотношение вида рисунка с типологией личности
Вид рисунка (по Г. Риду) | Тип личности (по К. Юнгу) |
Перечисляющий | Экстравертированный мыслительный |
Органический | Интровертированный мыслительный |
Эмфатический | Экстравертированный ощущающий |
Гаптический | Интровертированный ощущающий |
Декоративный | Экстравертированный чувствующий |
Имажинарный | Интровертированный чувствующий |
Ритмический | Экстравертированный интуитивный |
Структурный | Интровертированный интуитивный |
Каждая из представленных типологий изображения позволяет осуществить первый этап обработки материала, по окончании которого приступают к анализу существенных признаков рисунка – это так называемый качественный анализ конкретного продукта изобразительной деятельности ребенка.
Так, расположение рисунка на листе свидетельствует о степени энергетизма, активности (социальной, деятельностной, эмоциональной) субъекта. В норме рисунок расположен по средней линии – одинаково удален от верхнего и нижнего краев листа, что по отношению к детям рассматривается как эмоциональность, концентрация на себе (нормативный в дошкольном возрасте эгоцентризм). Положение изображения на листе ближе к верхнему краю (чем больше, тем выраженнее) трактуется как наличие высокой самооценки, тенденции к самоутверждению и одновременно с этим недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, чувством незащищенности. И наоборот, если рисунок расположен в нижней части листа, то это свидетельствует о генерализованном чувстве неуверенности в себе, подавленности, нерешительности, незаинтересованности в своем социальном положении, признании, низкой самооценке и отсутствии тенденции к самоутверждению.
Подходы к анализу пространственного расположения рисунка на листе идентичны для всех проективных методик. Так, пространство «сзади и слева» от субъекта связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью и представлением и планированием и осуществлением), интровертивностью. Рисунок, сосредоточенный на левой стороне листа, выполненный представителем мужского пола, рассматривается как склонность к женской идентификации. И наоборот, девочки и женщины, рисующие свой автопортрет преимущественно на правой стороне листа, характеризуются наличием мужской идентификации. Расположение изображения в верхнем левом углу указывает на наличие регрессии. Правая сторона пространства спереди и наверху связаны с периодом будущего и действительностью, с ориентацией на окружение.
На листе левая сторона и нижняя часть связаны со спецификой эмоциональных переживаний и отражают наличие отрицательно окрашенных эмоций (неуверенность, пассивность). Правая сторона и верхняя часть указывают на специфику интеллектуальных переживаний, отражают положительно окрашенные эмоции, энергию, оптимизм, активность, способность к реализации конкретных действий.
Размер (величина) изображения свидетельствуют о психофизическом состоянии человека. Рисунок во весь лист свидетельствует об экспансивности, компенсаторном превознесении субъектом себя в воображении. Фигура, не помещающаяся на листе, свидетельствует об осознании субъектом среды как сильно сковывающей его действия, потенциальные возможности. Изображение маленькой фигуры указывает на наличие тревоги, эмоциональной зависимости (симбиотические отношения), чувства дискомфорта и скованности. Мелкая фигура с примитивными чертами свидетельствует о переживании чувства ущемленности «Я».
Рисование автопортрета предполагает в первую очередь отражение целостности образа себя. Следовательно, нормой является изображение фигуры человека полностью – голова, туловище, две руки, две ноги, кроме случаев профильного изображения. Изображение человека без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание его целостности или значимости отсутствующих частей.
Наиболее смысловые детали изображения связаны преимущественно со степенью прорисовки головы, являющейся центром локализации «Я». Это происходит в связи с тем, что на голове расположены основные органы чувств: рот, нос и парные – уши, глаза. Кроме того, рисунок головы отражает сферу интеллекта (контроля) и воображения, а также волевого управления «телесными побуждениями». Даже маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые каким-то образом связывают с головой. Поэтому рисунок маленькой головы свидетельствует о переживании своей интеллектуальной или социальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким умственным развитием), а также стремлении к отвержению контроля разума, не позволяющего удовлетворять телесные влечения, и отрицанию болезненных переживаний и вины. Нечеткое изображение головы – показатель застенчивости, робости. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или чувство глубокого недовольства своим интеллектом. Если голова непропорционально велика по отношению к туловищу (или имеет неправильную форму), то велика вероятность наличия органических нарушений (мозговые дисфункции).
Если на рисунке голова повернута вправо, то это трактуется как устойчивая тенденция к действительности: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществление, даже если и не доводится до завершения. Другими словами, субъект активно переходит к реализации своих тенденций. Случаи, когда голова изображается в последнюю очередь, рассматриваются как наличие межличностных конфликтов, а нередко указывают и возможные нарушения мышления.
Голова, повернутая влево, свидетельствует о тенденции к рефлексии, склонности к размышлениям. Лишь незначительная часть замыслов субъекта реализуется им или начинается реализацией. Субъекту свойственны нерешительность, боязнь активных действий.
Положение головы анфас трактуется как эгоцентризм. Голова, обращенная затылком, указывает на отчужденность, тенденцию к развитию по аутично подобному типу. Слитые профиль и анфас при изображении головы (глаза и рот анфас, нос и лоб – в профиль) служат признаком недостаточности умственного развития либо органического, либо социокультурного генеза.
Волосы – символ мужественности (храбрости, силы, зрелости) и стремления к ней. Волосы, изображенные в виде сильной штриховки, указывают на наличие тревоги, связанной с мыслительной сферой (мышление, воображение). Не заштрихованные (не закрашенные) волосы, обрамляющие голову как клещи, отражают доминирование у субъекта враждебных чувств. Если волосам в рисунке уделено особое внимание – это признак эксгибиционизма (демонстративности и актуальной потребности в признании). В рисунках мальчиков и мужчин (ближе к подростковому возрасту) данный признак указывает на наличие проблем в области половой идентификации, возникновения гендерного конфликта вследствие неправильного воспитания или гормональных нарушений.
Шея – орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом). Как элемент в детских рисунках встречается не сразу, что, собственно, и отражает недостаточную психическую зрелость и способность детей к самоконтролю. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно соединенную с телом, и лишь постепенно она обретает в рисунке свое функциональное значение. Поэтому отсутствие шеи в рисунке ребенка до 5-6 лет трактуется как неспособность к рациональному самоконтролю, психическая незрелость и рассматривается как возрастная норма. Если же в его рисунке изображение шеи подчеркнуто, то этот показатель рассматривается как наличие потребности в защитном интеллектуальном контроле.
Чрезмерно крупная шея трактуется как осознание «телесных» импульсов, стремление их контролировать. Рисунок длинной шеи (шея жирафа) указывает на проблемы контролирования злости или примитивных влечений. Длинная и тонкая шея рассматривается как наличие регрессивных тенденций в развитии, переживание депрессивного состояния по поводу внутреннего конфликта между разумом и чувствами, разрешаемого личностью через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая и короткая шея свидетельствует о способности к открытому, импульсивному выражению собственных слабостей и желаний.
Плечи и их размеры – признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие, наоборот, – малоценности, ничтожности, причем не только в физическом, но и личностном плане. Угловатые плечи свидетельствуют о чрезмерной осторожности, повышенной тревожности, защиты. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, отчаяние, иногда – чувство вины. Плечи изящно нарисованы, округлены – признак ровной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы. Неровные плечи указывают на отсутствие внутреннего равновесия, а угловатые (квадратные) – на агрессивность.
Туловище – символ средоточия жизненных сил. Туловище, изображенное угловатым или квадратным (прямоугольным), свидетельствует о мужественности, наличии эксгибиционистских тенденций. Слишком крупное туловище – признак наличия неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей. Ненормально маленькое туловище – симптом чувства униженности, ощущения малоценности собственной личности. Отсутствие туловища – признак отрицания телесных влечений, потери схемы тела. Начатое, но незавершенное изображение туловища свидетельствует о регрессии. Яркий контур тела указывает на эмоциональную нестабильность субъекта. Подчеркнутый контур тела сквозь одежду или ее очень мало – признак эксцентричности. Деформация в изображении тела отражает наличие психотических тенденций.
Лицо – одна из важнейших частей тела, значимых в процессе общения. Лицо включает рецепторы внешних стимулов, осуществляющих сенсорный контакт с действительностью. Пропуск каких-либо частей лица может указывать на серьезные нарушения в сфере общения. Тщательно выделенное, подчеркнутое, в деталях проработанное лицо указывает на сильную озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. В то же время девочки и женщины обычно больше, чем представители мужского пола, уделяют внимание рисованию лица. По мнению специалистов, этот показатель свидетельствует об адекватной половой идентификации. В рисунках мужчин этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Лицо неяркое и тусклое – признак боязливости и застенчивости. На тенденцию к замкнутости указывает лицо, изображенное таким образом, что виден затылок. Изображенный на лице рубец (шрам) символизирует ожидание агрессии со стороны окружающих или ущемленное чувство собственного достоинства, наличие психической травмы. Лицо, похожее на маску, выражает осторожность, скрытость, свойственное субъекту чувство отчужденности. Подчеркнутый подбородок отражает актуальную потребность в доминировании, а также свидетельствует о наличии страха перед ответственностью. Слишком крупный подбородок указывает на наличие стремления компенсировать ощущаемую слабость и нерешительность. Черты лица, изображаемые в последнюю очередь, указывают на тенденцию игнорирования рецепторов внешних воздействий, а также стремление как можно больше отсрочить идентификацию личности.
Глаза – наиболее информативная деталь изображения. Глаза рассматриваются психоаналитиками как символ присущего человеку страха, причем это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. При этом большие расширенные глаза обозначают тревожность, беспокойство, потребность в защите. Изображение выпученных глаз свидетельствует о грубости и черствости индивида, а чрезмерно подчеркнутые, несколько раз обведенные глаза – указывают на склонность к экстернализированной (направленной вовне) агрессии и грубости, вызванной чувством социальной тревоги. Маленькие, закрытые или спрятанные под головным убором глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии, стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Если глаза изображены без зрачков, как пустые глазницы, то эта деталь трактуется как враждебность, эгоцентричность, незрелость, истеричность, наличие чувства вины и значимого стремления к избеганию визуальных стимулов. Лицо с глазами-«точкам и» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. У мальчиков и мужчин, рисующих большие глаза с длинными ресницами, зачастую отмечаются нарушения половой идентификации. Изображение длинных ресниц интерпретируется как склонность к демонстрированию себя, потребность в восхищении собой со стороны окружающих.
Уши – это «орган» восприятия критики, свидетельствующий о заинтересованности субъекта в информации, значимости любого мнения окружающих о себе. Большие, крупные или слишком подчеркнутые уши предполагают чувствительность к критике и даже возможные слуховые галлюцинации, возникающие вследствие повреждения или нарушенной функции органа слуха. Такая деталь изображения часто встречается у людей, гиперчувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. В рисунках у хорошо приспособленных умственно отсталых или у маленьких нормальных детей часто наблюдается изображение подчеркнутых ушей, но при этом лицо не закончено. Маленькие уши или их отсутствие указывают на стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Носв психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ, но подобная интерпретация до сих пор остается остродискуссионной у представителей разных психологических школ и направлений. И все-таки акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем, которые у детей существуют и проявляются в форме гендерного конфликта или трудностях половой идентификации. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к примитивной агрессии.
Рот – символ агрессии (ведь помимо прочего он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особым признаком агрессивности выступают четко прорисованные зубы. Причем ряд авторов рассматривают изображение зубов как указание на простую форму шизофрении. В то же время следует помнить, что присущая детям вербальная агрессия зачастую имеет защитный характер (огрызается, грубит в ответ на осуждение, порицание или в период возрастных кризисов) на неблагоприятные воздействия извне.
Рот, похожий на клоунский, обозначает вынужденную приветливость, неадекватные чувства. Рот, изображенный как яркий штрих, отражает тенденцию к оральной агрессии. Отсутствие рта или рот-«точка» («черточка») означает, что субъект либо лишен возможности каким бы ни было образом влиять на других людей, либо депрессию, либо вялость в общении.
Выделенный, сильно подчеркнутый рот указывает на наличие чувства вины, тревоги, а также на возможные речевые затруднения, тогда как приоткрытый рот в сочетании с языком, но при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (вербализация). В сочетании с прорисовкой губ указывает на чувствительность. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страха и опасений, недоверия. Зачернение рта в рисунках детей свидетельствует о боязливости и тревожности.
Конечности – руки и ноги. Для малыша первоначальная функция руки заключается в том, чтобы с ее помощью цепляться к телу матери, то есть рука представляет собой инструмент для установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив физическую и психологическую автономизацию от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Таким образом, руки символизируют контакт личности с окружающим миром, орудие не только более совершенной и чуткой адаптации к окружению, главным образом в межперсональных отношениях, но и для управления, изменения среды, контроля поведения других людей.
Момент, когда ребенок почувствует себя субъектом, способным на какое-либо самостоятельное действие, довольно легко обнаруживается в его рисунке: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда – с пальцами, причем пальцев не обязательно пять.
Если пальцев на руке изображено больше, чем пять – это свидетельствует, что человек чувствует себя более оснащенным, сильным (на левой руке – в сфере семейных отношений, на правой – в мире за пределами семьи – в детском саду, во дворе, в школе). Если меньше – более слабым, чем окружающие.
Крупные пальцы, похожие на гвозди или шипы, – признак враждебности, а пальцы одномерные, обведенные петлей – указывают на сознательные усилия против агрессивных чувств. Заботливо отделенные и нарисованные в виде «обрубков» или напоминающие по форме боксерскую перчатку пальцы отражают «вытесненную» агрессию, замкнутость. Пальцы, изображенные в форме грозди винограда или листочков, свидетельствуют о незащищенности, незрелости, инфантилизме (норма для детей). На проявление инфантильной агрессии, грубость и черствость указывают очень большие пальцы, пальцы-палочки или их изображение без ладоней. Если же пальцы изображены с тщательно нарисованными ногтями и суставами, то это является выражением свойственного индивиду навязчивого контроля над агрессией, наличия у него ощущения телесной дезорганизации, зависимости от матери. Очень длинные пальцы и пальцы-стрелы указывают на свойственную субъекту склонность к открытой агрессии, психическую регрессию.
В случае, когда человек рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки выполняют и внешне спокойные люди. В данном случае можно предполагать, что человек чувствует враждебность по отношению к окружающим, но агрессивные побуждения подавлены. Подобный рисунок также может указывать на стремление компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна, когда человек в дополнение к агрессивным» рукам рисует широкие плечи или другие атрибуты «мужественности» и силы.
Руки изображены длинными и мускулистыми – также признак того, что субъект ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости, ему свойственно желание чего-либо достигнуть, овладеть чем-либо. Если же при изображении длинных и тонких рук человек не рисует рот, то этот показатель можно интерпретировать как астматический синдром. Слишком длинные, сильные, могучие руки указывают на чрезмерно амбициозные стремления и сильную вовлеченность в события внешнего мира, связанные у детей с потребностью в автономизации. Но если руки изображены длинными и слабыми, то это свидетельство зависимости, ощущения собственной незначительности и потребности в опеке. Гипертрофированно крупные, подчеркнуто выделенные руки – признак амбивалентности, когда у субъекта актуализирована потребность в адаптации к существующим социальным отношениям и одновременно – чувство неадекватности и склонности к импульсивному, возможно агрессивному, поведению. Очень короткие руки отражают недостаток амбиций, ограниченность стремлений, ощущение неадекватности. Тонкие, хрупкие, слабые руки указывают на переживание физической или психологической слабости, а вяло опущенные руки указывают на тщетность усилий, переживание чувства неэффективности, ощущение недостатка в достигнутом. Но руки расслабленные и гибкие свидетельствуют об адаптивности субъекта в межперсональных отношениях. Тонкие руки указывают на переживание слабости. Изображенные близко к телу руки – признак напряжения, неповоротливости, ригидности, а вытянутые по бокам – свидетельствуют о трудностях в социальных контактах, страхе перед агрессивными импульсами, пассивности как одной из форм защиты от них. Руки, спрятанные за спиной, отражают наличие чувства вины, неуверенности в себе и одновременно нежелание уступать, идти на компромиссы, а также склонность к контролю агрессивных, враждебных влечений. Спрятанные в карманах руки указывают на управляемую увертку (отвиливание) от какого-либо действия, склонность к асоциализации. Руки, скрещенные на груди, выражают враждебно-мнительную установку. Если при этом руки короткие, то этот признак свидетельствует об отвержении родителя противоположного пола. Руки, расположенные в опоре на бедра, указывают на боязнь и опасение сексуально ориентированных контактов. Неясно очерченные руки интерпретируются как недостаток уверенности в себе, в деятельности, в социальных отношениях. На зависимость и нерешительность также указывают подчеркнутые суставы локтей.
Часто заштрихованные руки, пальцы выражают чувство вины из-за какого-либо реального или представляемого действия руками (например, при склонности к воровству). Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, но замкнутую личность. Руки, повернутые в стороны и достающие что-то, отражают зависимость, желание быть любимым, привязанность. Широкий размах рук – показатель интенсивного стремления к действию. Если же пальцы при этом сжаты в кулаки – это рассматривается как бунтарство, проявление протеста: кулаки прижаты к телу – вытесненный протест; далеко от тела – открытый протест. Широкие руки у ладони или у плеча указывают на недостаточный контроль действия и импульсивность.
Нарисованные в последнюю очередь руки отражают значимую нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. Иногда причина этого явления кроется в старании скрыть чувство неадекватности. Отсутствие рук на рисунке или редуцированные кисти рук указывают на чувство вины, неадекватности (неполноценности, замкнутости) даже при высоком интеллекте (и социальном, и умственном), на сниженную практику общения. При этом потребность в общении вовсе не обязательно снижена (например, как при аутизации) – она может быть высокой, но уже подавленной, загнанной внутрь. По этому показателю довольно информативным является сравнение автопортрета с рисунком семьи: человек иногда прорисовывает руки и кисти разных членов семьи по-разному и не так, как у себя на портрете, что, собственно, и отражает различия в характере общения субъекта с каждым из них.
Ноги символизируют опору в реальности, потребность в независимости и свободе действий, передвижения. Чем больше площадь опоры у ног – тем тверже ощущение надежности. Но изображение слишком широко расставленных ног трактуется как откровенное пренебрежение миром, неподчинение, игнорирование социальных требований или наличие чувства незащищенности. Сильно сдвинутые ноги – признак ригидности и напряженности, возможной гендерной дезадаптации. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Подчеркнутое изображение ног – свидетельство грубости, черствости. В рисунках детей ноги, непропорционально длинные или неодинаковых размеров, указывают на амбивалентность и выражают потребность в личностной автономии, актуальное стремление к независимости. Слишком короткие ноги – наличие чувства физической или психологической неловкости. Если рисунок начат с ног – это свидетельствует о боязливости. Отсутствие ног рассматривается как переживание скованности, ощущение нестабильности, отсутствие основы, робость, замкнутость.
Ступни – признак физиологической и психологической подвижности в межличностных отношениях. Изображение непропорционально длинных ступней рассматривается как потребность в безопасности и демонстрации мужественности, а непропорционально мелких – как скованность и зависимость. Подчеркнутое изображение ступней ног указывает на грубость и черствость, а изображение голых пальцев на ногах – на агрессивность. Ступни, обращенные в разные стороны, – признак сильных амбивалентных чувств.
Ступни ног не изображены – признак замкнутости, робости. Характер соединения ног с туловищем (тщательность или небрежность, слабое соединение или полное его отсутствие) отражает специфику контроля субъектом своих рассуждений, выводов, решений.
Трактовкапозы и динамики изображенной фигуры в целом более прямолинейна. Так, интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении, но вовсе не закрытость и не уход от общения. Сочетание интровертной позы (указывающей на узость круга общения, но ничего не говорящей о его эмоциональной глубине) с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее за собой бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук свидетельствует о нарушении в общении, в частности, может интерпретироваться как склонность к широким, но формальным контактам с окружающими.
Фигура, изображенная в движении по направлению вправо (установка на будущее), отражает психическую активность, целеустремленность, активную работу фантазии. Ориентация движения влево указывает на активное переживание прошлого. Изображение бегущего человека отражает стремление убежать, уклониться, скрыться, тогда как легко и размеренно шагающего – свидетельство уравновешенности. Статичная фигура, изображенная в абсолютный профиль, рассматривается как серьезная отрешенность, замкнутость, тенденция к увиливанию, оппозиционности. Статичная фигура анфас указывает на актуальную потребность в коммуникации, социальную зависимость и одновременно на эксгибиционистские тенденции, социальную недоступность. Если голова изображена в профиль, а тело анфас, то это трактуется как тревога, вызванная социальным окружением и неудовлетворенностью потребности в общении. Если же при изображении лица профиль и анфас оказываются слитыми (глаза и рот – анфас, нос и лоб – в профиль), то в данном случае достаточно актуально стоит вопрос об умственной дефектности субъекта из-за примитивной культуры как следствия неадекватного воспитания. На неразвитость мышления указывает и фигура, у которой голова и ноги изображены в профиль, а туловище – анфас.
Стоячая неуравновешенная фигура выражает напряжение и рассматривается как первый признак начала психического расстройства. Фигура человека, сидящего на краешке стула, свидетельствует о снижении энергетических ресурсов, о сильном желании найти выход из ситуации, переживании чувства страха, одиночества и некоторой подозрительности субъекта по отношению к
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 646;