Оператор присваивания


Этот оператор является одним из простейших, и наиболее используемым оператором языка. Он предназначен для определения нового значения переменной или значения, возвращаемого функцией. Общий вид оператора:

<имя> := <выражение>

Частным случаем выражения может быть константа или переменная.

Тип имени и выражения должны совпадать. Допускается только одно исключение: выражение целого типа, а переменная – вещественного.

При выполнении оператора вычисляется выражение, и полученный результат записывается в ячейку памяти, выделенную под переменную. Присваивание допускается для всех простых типов, для структурированных типов присваивание выполняется поэлементно. Нельзя использовать присваивание для файловых типов.

Ввод-вывод данных

Для ввода информации с клавиатуры и вывода ее на экран (стандартные устройства ввода-вывода) используются 4 оператора обращения к процедурам. Для ввода используются:

Read (<список параметров ввода>);

ReadLn (<список параметров ввода>);

В списке параметров указываются вводимые переменные. Во втором случае после ввода указанного количества параметров происходит переход на новую строку. Но, так как ввод с клавиатуры всегда должен заканчиваться переходом на новую строку, то именно для устройства ввода – клавиатуры, – эти операторы можно считать равнозначными. При вводе числовых значений их необходимо разделять хотя бы одним пробелом или переходом на новую строку.

 

Например, если в программе встретится оператор

Read (x,y,z);

то выполнение программы приостановится (будет индицироваться экран данных, стандартно черного цвета), пока не будет введена строка

0.28 32.5 1.0 <Enter>

Для вывода так же используются два оператора

Write (<список параметров вывода>);

WriteLn (<список параметров вывода>);

В списке параметров указываются выражения, в частности переменные и константы, например строковые:

WriteLn ('Сумма=',S,' Произведение=',a*b);

Аналогично с вводом, после выполнения второго оператора осуществляется переход на новую строку. Оператор Write обычно используется при необходимости формирования одной строки с помощью нескольких операторов.

 

При выводе вещественные числа имеют 15 цифр мантиссы и 4 цифры порядка, а целые занимают место, равное количеству значащих цифр. Так, при выполнении операторов

Read (i,j,k,x);

Writeln (i,j,k);

Writeln (x);

на экране данных появится информация:

35 128 15 0.75

7.50000000000000Е-0001

Первая строка – это введенные с клавиатуры данные. Гораздо нагляднее использовать форматированный вывод. Здесь параметр выглядит следующим образом:

<выражение>:<количество выделяемых позиций>

При этом данное прижимается к правому краю. Вещественные числа в таком формате все равно будут выводится в экспоненциальной форме (с плавающей точкой). Только для вещественных чисел, чтобы использовать формат с фиксированной точкой, используется следующий общий вид:

< выражение>:<общее количество выделяемых позиций>:<количество позиций дробной части>

Внимание! Не путать общее количество выделяемых позиций с количеством позиций целой части вещественного числа!

Аналогично предыдущему примеру:

Read (i,j,k,x);

Writeln (i:4,j:4,k:4);

Writeln (x:7:3);

на экран будет выведена информация в более удобном для восприятия виде:

35 128 15 0.75

35 128 15

0.750

Необходимо обратить внимание: первая цифра при задании формата числа является общим количеством выделяемых позиций, в которых необходимо учитывать место под знак числа и десятичную точку.

Формат с двумя числами предназначен только для вещественных чисел в форме с фиксированной точкой.

Составной оператор

Все операторы Паскаля условно можно разбить на простые и структурные. Структурные включают в свой состав другие операторы. В частности, в условном операторе, операторе выбора и двух операторах цикла может быть записан только один внутренний оператор. Это ограничение можно обойти, если использовать операторные скобки или составной оператор. Он имеет следующий вид:

Begin

<оператор1>;

<оператор2>;

...

<операторn>

end

Пример: вся программа состоит из одного составного оператора.

Пустой оператор

Пустой оператор никак не обозначается и не вызывает действий – это просто лишняя точка с запятой в программе. Предназначен он в качестве носителя метки, если ее необходимо поставить перед словом END в конце составного оператора или программы. Поэтому любой оператор может заканчиваться одной или несколькими точками с запятой.



Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 2036;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.