КООПЕРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды достаточно мозаичны Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям другие порождены этими самыми условиями внутри страны и чужды подражательности
Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась теория общинного (крестьянского) социализма Средневековые крестьянские общины идеализировались еще славянофилами Начиная с 40 -50-х годов XIX века, родоначальники народничества Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рассматривать общины как "хорошие зародыши' социализма, перейти к которому они считали возможным, минуя капитализм Для спасения страны от 'язвы" буржуазной цивилизации революционные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление наделить крестьян землей и организовать ее коллективную обработку т е поднять общину до уровня производственных сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ)
Предполагалось, что в юродах трудящиеся создадут промысловые арте ш (кооперативы) как основу крупной промышленности
В 80 - 90-х годах народники Николай Михайловский (1842-1904) Василий Воронцов (1847-1918) и другие отказавшиеся от революционной идеи продолжали обосновывать экономическую политику направленную на защиту и укрепление крестьянской общины артелей кустарных промыслов - "народного производства' В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию - кредитную сбытовую, промысловую, земледельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников
В начале XX века неонародники (социалисты-революционеры) ввели деление этих хозяйств на трудовые' (некапиталистические) и 'нетрудовые' (капиталистические) Неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что они вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации По мнению лидера и теоретика неонародников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления Во главу угла в решении аграрного (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и развитие кооперации
Наибольшее распространение получил русский "кооперативный социализм" на почве потребительской кооперации Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный библиограф Александр Меркулов (годы жизни не установлены), профессор Ваан Тотомианц (1875-после 1922) и многие др Был близок к теории "кооперативного социализма" бывший марксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный ученый-экономист, автор фундаментального исследования "Социальные основы кооперации"
Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны в книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация несомненно достигнет цели - организует на справедливых началах труд, с подчинением ему капитала Кооперацию он рассматривал как экономическую систему обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство
Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации -созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком В своей брошюре "Идеалы кооперации" (1918) он заявил: "это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией".
В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в журнале "Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация, как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Автор утверждал, что потребительская кооперация сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации.
Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от "социализма партийно-политического". Остро критиковал он "диктатуру пролетариата" за веру "в силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ-гражданин.
Отечественные представители "кооперативного социализма" отстаивали идею независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации", написанный малоизвестными кооператорами Алтая и опубликованный ь Москве незадолго до первой мировой войны. Не меч, а мир, не рознь, а единенье И радостно творящий труд -Вот наш девиз и наше вдохновенье. Мы безымянный люд.
Русский "кооперативный социализм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе элементы несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности широких масс кооператоров.
Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды "Организация крестьянского хозяйства" и "Краткий курс кооперации" были опубликованы в 1925 г.
Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высокопроизводительно Поэтому кооперирование в деревне должно развиваться путем постепенного "отщепления" от крестьянских хозяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию и т.д.), обобществление которых в кооперативных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском хозяйстве, не следует кооперировать.
Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и пр. кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.
В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном производстве, одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с государственными предприятиями.
Некоторые исследователи теоретического наследия Чаянова считают, что к середине 20-х годов он пришел к идее кооперативной коллективизации, или самоколлективизации, т.е строго добровольного кооперирования, отрицающего командные методы. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.
После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств исследования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков.
Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства Наиболее ярким представителем этого направления кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994). один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г
В своей книге "Кооперация за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а кооператора - как свободного товаропроизводителя Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперативы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз
Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая - подрядчика Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых должны быть трудовые коллективы
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 1838;