МАРКСИЗМ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ И КООПЕРАТИВАХ
Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения Его основоположники Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не обошли своим вниманием также некоторые вопросы кооперативного
движения
Они в целом положительно оценивали роль кооперативов По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает лучшие условия труда Маркс даже признавал кооперативное движение одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме Другой, решающей силой марксизм всегда считал политические организации пролетариата
Маркс и Энгельс иногда сравнивали кооперативные общества и частнокапиталистические предприятия и отмечали некоторые преимущества первых рабочие рассматривали кооперативы как свои предприятия, в них они трудились и участвовали в самоуправлении Энгельс заявлял, что многочисленные производственные и потребительские общества там, где полиция не подрывала их намеренно управлялись так же хорошо и гораздо более честно, чем буржуазные акционерные общества
В III томе "Капитала" Маркса кооперативные фабрики рабочих определены как "первая брешь" в капиталистической системе "в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда"[7]. Здесь отмечено заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом' капитал имеется налицо, но он кооперативный; капиталиста нет, но его функции выполняет сам кооператив.
Классики марксизма вовсе не отождествляли существующие при капитализме кооперативы с социалистическими объединениями. Но это не помешало Марксу оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно предостерегая рабочих от переоценки значения этого опыта По словам Энгельса, потребительские и производственные кооперативы доказали "на практике полную возможность обходиться как без купцов, так и без фабрикантов..."[8]
Маркс и Энгельс дали рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов
1. Пролетариату необходимо развивать кооперацию, независимую от буржуазии.
2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю Последняя затрагивает только поверхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы.
3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ.
4. Во избежание вырождения кооперативов в акционерные общества основная часть дохода должна распределяться между всеми участниками кооперативного предприятия - пайщиками и непайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе материально, может начисляться еще дополнительный процент. О. Следует укрупнять кооперативы и объединять их в союзы
Основоположники марксизма резко критиковали тех кооператоров, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым отвлекал пролетариат от классовой борьбы Некоторым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос"
В свою очередь отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами. ,
Классики марксизма в своей революционной практике опирались и на современное им кооперативное движение Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество"[9]. По их мнению, кооперативные фабрики и-товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся на общегосударственные средства
2.4. ЛЕНИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ "СТРОЯ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ КООПЕРАТОРОВ"
В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам кооперации
Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в единстве с политическим и экономическим строем общества при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации
В своих дооктябрьских работах "По поводу одной газетной заметки" (1897), "К деревенской бедноте" (1903) и др. Ленин дифференцирование, по-разному характеризовал те или иные виды кооперативных обществ. Так, земледельческие артели и кредитные товарищества среди крестьянства он относил к разновидности буржуазных прогрессов иронично называя их "либеральными полумерами", "мизерными паллиативами", "жалкими экспериментами" Сыроваренные артели, писал Ленин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают Что же делать последним'' Ленин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с городскими рабочими для борьбы против всей буржуазии Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности, потребительских обществ
После октября 1917 г в разные периоды Ленин выступал то за национализацию потребительских обществ, то за соглашение между ними и советской властью, то за превращение потребительских обществ в коммуны, то за предоставление им известной самостоятельности
По-своему замечательны ленинские выступления в Москве перед кооператорами в ноябре и декабре 1918 г Именно тогда Ленин произнес известную фразу "Кооперация - огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться"[10] И добавил, что правительство считает необходимым использовать и опыт и знание кооператоров и их аппарат Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодеятельности масс Ленин призывал использовать эту самодеятельность "самых низов" в деле распределения продуктов и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей независимости В этом была заключена логическая ошибка ведь если потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и самодеятельности его участников
Тогда же, в 1918 г, Ленин выдвинул идею общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он говорил как о задаче победы социализма
Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923) В ней не упоминается ни один вид кооперации, следовательно, она посвящена кооперации вообще
Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т е в усчовиях многоукладной рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации населения Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др
Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя цивилизованных кооператоров" В ленинском контексте "цивилизованный" - это производное от латинского "civihs" - гражданский, а гражданин есть свободный человек, имеющий равные права с государством, подданным, но не подчиненным которого он является Иначе говоря, цивилизованным признается кооператор-гражданин
Ленин дал определение "строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма"[11] Следовательно, социализмом Ленин назвал общественный строй, гражданами которого являются свободные, грамотные, культурные кооператоры Автор концепции указывал, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с общегосударственным, требуется "только" одно кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным
Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооператоров" теряет свою убедительность
Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу максимального, полного, поголовного кооперирования населения России Такое кооперирование означало бы отказ от принципа добровольности и принуждение какой-то части граждан к вступлению в кооперативы В результате подлинная кооперация уступает место псевдокооперации А цивилизованный кооператор вряд ли согласился бы стать членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно участвовать"[12] в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе".
Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действительности, оказывается своеобразной она лишена собственности Удивительно, но в специальной статье, посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются кооперативы Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же "основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т.е. рабочему классу"[13]. Это не случайно: Ленин и раньше никогда не писал о кооперативной собственности.
"О кооперации" - одна из последних ленинских работ. Идея социализма в ней преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве простого роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фантастичность их планов Но и его собственный интересный замысел органично соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.
2.5. "КООПЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА" НИМСКОЙ ШКОЛЫ
В конце XIX - начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кинга, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения.
В 1883 г. в небольшом городе Ним было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория "кооперативного социализма" получила классически законченную форму.
Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности Кооператив, по мнению Жида, - средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.
Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление - конечная цель экономики, а производство - это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ.
Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа Она казалась легковыполнимой.
"Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки - вот первый этап Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги - вот второй этап.
Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы - вот последний этап"[14]
В результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникает новая общественная система - кооперативная республика.
Главным теоретик нимской школы дотекает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации но первенство отдает потребительским обществам в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки и промышленные и страховые компании Задач} кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка
У теории кооперативной республики или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников Отметим лишь тот факт что за более чем столетний период осуществить идею кооперативной республики" не удалось ни в одной стране Но она привлекательна, как и сама кооперация
В день 25-летия Центросоюза в 1923 г старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве Французы и русские, - сказал Жид, - мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами" Это был Поэт кооперации
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2719;