Новые палеолитическое местонахождения в долине реки Ангары
Летом 1969 г. палеолитический отряд Ангаро-Бельской археологической экспедиции Иркутского университета проводил обследование высоких террас правого берега р. Ангары в районе сел Кулаково и Буреть. Здесь, на прибрежных высотах, именуемых местным населением «горами», с относительными отметками над уровнем р. Ангары 80— 120 м были найдены архаичные изделия из камня, покрытые патиной эолового происхождения. Всего было обнаружено пять месторождений: Гора Каменная, Гора Долгая, Гора Глиняная, Гора Балушкина и Падь Сухая. В устье последней находится известная палеолитическая стоянка Буреть.
Во всех случаях находки концентрировались на склонах юго-восточной, южной и юго-западной экспозиции, не опускаясь ниже отметки 80 м. Археологический материал фиксировался непосредственно на кровле юрского аллювия, прикрытого сверху маломощным почвенно-растительным горизонтом. На современную поверхность находки были вынесены пахотой.
В составе находок — отщепы, короткие, массивные пластины, остроконечники из отщепов, скребловидные инструменты, многоплощадочные уплощенные и шаровидные куклеусы с одним и двумя фасами скалывания, иногда приближающиеся к диску. Материалом для изготовления служил кварцит белого, серого и темно-зеленого цвета. Кроме латинизированных (обветренных) изделий в небольшом количестве были встречены предметы без эоловой обработки. В их числе — грубые остроконечники — бифасы, крупные скребла, массивные, плоские нуклеусы с одним фасом скалывания и скошенной площадкой, крупные отщепы (рис. 1—4).
Рис. 1. Дисковидные нуклеусы. Кварцит. Гора Глиняная
Рис. 2. Археологические находки в долине реки Ангары: 1 — дисковидный нуклеус, однофронтальный. Кварцит. Гора Татаринская; 2 — подтреугольный нуклеус, однофронтальный. Кварцит. Гора Балушкина; 3 — нуклеус из галечно-гравийского слоя (глубина 4, 6 м) 25-метровой террасы. Падь Татаринская
Рис. 3. Изделия из кварцита с поверхности Горы Высокой (вверху) и Горы Глиняной
Рис. 4. Плоский однофронтальный нуклеус и листовидное острие. Кварцит. Гора Долгая
Вполне очевидно, что открытые местонахождения содержат материалы двух хронологически и типологически различных комплексов.
Летом 1970 г. в результате продолжения разведки высоких террас правого берега р. Ангары на участке от с. Бурети до долины р. Осы (80 км), были обнаружены еще 8 местонахождений в ситуации, аналогичной вышеописанной. Они концентрируются в две группы, тяготея к приустьевым участкам р. Осы (Степанова Гора, Егоровская Яма, Гора Заямная, Гора Малые Ворота) и р. Иды (Гора Высокая .1, II, Гора Хилок I, II, Гора Татаринская). Собранный материал аналогичен сборам 1969 г. Точно так же отмечается наличие разновременных комплексов.
Но в 1970 г. патинированные изделия из кварцита и «необветренный» материал были обнаружены не только на поверхности древних террас, но и в иной геоморфологической ситуации.
Северо-западнее Степановой Горы изделия из кварцита были зафиксированы среди галечников на берегу Братского водохранилища, имеющем название Байганский пляж.
Водами молодого искусственного моря здесь была полностью размыта (IV) терраса с относительными отметками 25— 35 м от уровня Ангары. Прибойные процессы отпрепарировали ее цоколь, сложенный красноцветами верхоленской свиты, кое-где прикрытый галечно-глыбовым материалом — остатками руслового аллювия террасы. В этих «останцах» древнего аллювия были найдены 7 предметов: два односторонних поддисковидных нуклеуса и обломок кварцита с несколькими грубыми сколами — сильно выветренные; два грубопризматических нуклеуса, чоппер и оббитый кусок кварцита без явных следов выветривания.
Надо полагать, эти предметы, по крайней мере патинированные, действительно находились в системе руслового галечника, поскольку в толщу сланцев верхоленской свиты прямо «впаяны» валуны с характерной «ячеистой» поверхностью — результат сильного выветривания.
Неокатанный материал мог быть синхронен по времени переотложения «обветренному», но мог быть и спроецирован в галечник в процессе современного разрушения 25—32-метровой террасы из рыхлой толщи ее пойменных или даже делювиальных отложений. Последнее представляется нам наиболее вероятным.
Интересна и другая находка в долине р. Иды по ее правому берегу, сделанная в процессе шурфовки останца 25метровой террасы, прислоненной к склону Горы Татаринской. В траншее на глубине 4,6 м от поверхности в галечногравийном горизонте были обнаружены грубый кубовидный нуклеус из светлосерого кремня, обломок грифельной косточки лошади и обломок бедра носорога. Видовой состав фауны ближе определить не удалось. Все предметы находились вместе. Вмещающие отложения, сильно карбонатизированные, с ржавыми пятнами железистых окислов можно считать аллювиальными.
Выше по склону, к тыловому шву галечно-гравийные отложения полностью отсутствуют и замещены толщей неслоистых или слабослоистых лёссовидных пылеватых образований. Возможно, вскрытый нами галечно-гравийный горизонт является одним из позднейших в процессе аккумуляции толщи руслового аллювия и зафиксирован в его самой периферийной части. Обнаруженный в нем нуклеус не носит явных следов окатанности, но относить его по этому признаку к «неокатанным» предметам Байганского пляжа или находкам без эоловой патины с поверхности перечисленных высоких террас, или «гор», пока преждевременно.
Наблюдения на Байганском пляже и в долине р. Иды позволяют в первом приближении определить возраст «обветренных» предметов в момент пере- отложения их с высоких отметок в галечник IV террасы мессовским межледниковьем, придерживаясь в данном случае мнения геологов относительно датировки руслового галечника этой террасы у Красного Яра, в 4 км севернее Байганского пляжа.
Тогда патинированный комплекс на высоких террасах, аналогичный находкам в русловом аллювии IV террасы, должен быть древнее мессовского межледниковья, коррелируемого с W 1/22. В истории человеческого общества это время в целом соответствует эпохе мустье по европейской классификации. Элементы сходства мустьерской индустрии с находками на высоких террасах Приангарья можно увидеть в формах нуклеусов, остроконечниках, массивных пластинах. Но пока для Северной Евразии вообще и Восточной Сибири, в частности, отсутствует сколько-нибудь выработанная типологическая схема по раннему палеолиту и сама фактологическая основа для ее создания крайне скудна, мы воздерживаемся от прямого определения принадлежности найденных изделий к какой-либо археологической эпохе или культуре.
Отметим лишь, что нуклеусы патинированного комплекса имеют большое сходство с находками В. Е. Ларичева и могут оказаться близкими им по возрасту», а «неокатанный» комплекс сходен (по описанию) с находками В. Е. Ларичева и А. П. Окладникова.
Возможно, открытые местонахождения явятся аналогами ставшему уже легендарным памятнику в местности Малый Кот.
Дальнейшие исследования, надо надеяться, позволят разрешить проблемы датировки и культурно-исторической характеристики новых палеолитических местонахождений на Ангаре.
Источники:
С. М. Попова, С. М. Цейтлин, А. Л. Че- палыга. Новые данные о малакофауне из четвертичных отложений Приангарья. «Доклады Академии наук СССР», 1967, т. 172, № 5, стр. 1151 — 1153.
В. И. Громов, М. Н. Алексеев, Э. А. Венгенгейм, Н. В. Кинд, К. В Никифорова, Э. И. Равский. Схема корреляции антропогеновых отложений Северной Евразии. «Корреляция антропогеновых отложений Северной Евразии. К VII конгрессу в США в 1965 г.». М., 1965.
В. Е. Ларичев. К вопросу о локальных культурах нижнего палеолита в Восточной и Центральной Азии. «Древняя Сибирь, вып. I. Археология и этнография Дальнего Востока». Новосибирск, 1964.
В. Е. Ларичев, В. В. Волков. Мустьерские и неолитические памятники Южной Гоби (Солонкер-сомон, Сулат Хэрэобо). «Древняя Сибирь», вып. I. Археология и этнография Дальнего Востока».
Н. И. Соколов, Н. В. Тюменцев. К вопросу о находке Elephas trogontherii в бассейне р. Ангары. «Доклады Академии наук СССР», 1949, т. 19, № 3.
Дата добавления: 2025-01-08; просмотров: 52;