Методы контроля репродуктивной функции у животных
Одним из наиболее выдающихся достижений первой половины 20 века в области биотехнологии размножения животных следует считать открытие основных функций передней доли гипофиза. Целая серия замечательных разработок в этой области позволила установить, что через эту часть гипофиза осуществляется прямая или опосредованная регуляция широкого спектра биологических процессов в организме.
Передняя доля гипофиза у млекопитающих секретирует три гормона, которые оказывают стимулирующее и регуляторное действие на функцию половых желез. К ним относятся: фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ) и пролактин (или лютеотропный гормон (ЛТГ). Последний из гормонов, как выяснилось впоследствии, проявляет лютеотропные свойства только у грызунов.
Познания закономерностей процесса воспроизведения у самок сельскохозяйственных животных базировались на определении динамики секреции гонадотропных и половых гормонов в разные фазы полового цикла. Уровни секреции гонадотропных и половых гормонов являются носителем обширной информации о функциональной активности гипофиза и половых желез на разной стадии репродуктивной жизни животного, а также важным критерием активного контроля за эффективностью вмешательства в процессы воспроизведения животных с целью их регулирования.
В первые 6-8 дней после отёла концентрация ЛГ в крови коров невелика. Затем этот показатель постепенно повышается. Этот процесс происходит параллельно с увеличением содержания ЛГ в гипофизе, хотя скорость накопления его в гипофизе выше, чем увеличение его уровня в крови коров. Преимущественное возрастание концентрации ЛГ в гипофизе обусловлено биологической необходимостью создания запаса этого гормона для его предовуляторного выброса. Выделение из гипофиза другого гонадотропного гормона – ФСГ также увеличивается одновременно с развитием фолликулов.
С 7-10 дня после отёла секреция ЛГ переходит в пульсирующую форму с интервалом 60-80 мин с последующим проявлением предовуляторного подъёма у овулировавших коров или отсутствия подъёма у неовулировавших коров.
Уровень ЛГ в периферической крови свиней измеряют радиоиммунологическим методом. При этом обнаруживается подъём у всех животных в день охоты и в день, предшествовавший охоте. При взятии охоты с интервалом 6 ч исследователи наблюдали дополнительный подъём ЛГ в лютеиновую фазу цикла. Наибольший подъём ФСГ наблюдался между 2 и 3 днями цикла, хотя подъём концентрации гормона в крови начинался одновременно с подъёмом предовуляторного уровня ЛГ. Наряду с основным пиком ФСГ проявлялись дополнительные пики в другие периоды цикла, которые совпадали по времени с подъёмом ЛГ.
У овец предовуляторный пик ЛГ проявляется в первые 12-16 ч после начала охоты и продолжается 8-10 ч. Величина его превышает базальный уровень в 30-50 раз. Овуляция наступает между 21 и 26 ч после пика ЛГ. Установлен небольшой подъём ЛГ на 14-15 день цикла.
Подъём концентрации ФСГ у овец установлен в день охоты (200 нг/мл). В другие дни цикла концентрация ФСГ в сыворотке крови составляет 100-160 нг/мл.
У кобыл, в отличие от других видов сельскохозяйственных животных, вместо короткого предовуляторного пика ЛГ концентрация этого гормона повышается постепенно в течение эструса и достигает пика через 1-2 дня после овуляции, а затем постепенно понижается в течение нескольких дней.
Концентрация ФСГ в сыворотке крови кобыл повышается в конце эструса и повторно в середине диэструса, за 10-13 дней до следующей овуляции. Эти пики ФСГ примерно в четыре раза превышают базальный уровень.
Важным звеном в понимании механизма регуляции полового цикла у животных является изучение секреции половых гормонов яичников.Выявлена одинаковая закономерность изменения уровня половых гормонов в крови основных видов сельскохозяйственных животных. В конце полового цикла происходит резкое падение уровня прогестерона. В отличие от жвачных, падение уровня прогестерона в крови свинейповышается в течение 5 дней, а у овец–4 дней. Это, по-видимому, обусловлено большим числом жёлтых тел у свиней, чем у коров и овец.
Концентрация прогестерона в сыворотке крови кобыл обычно находится на низком уровне в период эструса, быстро повышается через 24-28 ч после овуляции, достигая пика через 5-7 дней. Этот уровень сохраняется в последующие 5-6 дней, а затем резко понижается между 14-16 днями.
Вслед за резким падением прогестерона в конце полового цикла у животных наблюдается быстрый подъём концентрации эстрогенов. Выявлен подъём уровня эстрогенов, предшествующий предовуляторному выделению ЛГ, что характеризует эстрогены как физиологический пускатель, стимулирующий необходимое для овуляции выделение ЛГ у овец и коров. Уровни эстрогенов в крови коров и овец повышаются в три раза в течение полового цикла: в начале цикла до подъёма уровня прогестерона, в середине цикла и перед регрессией жёлтого тела. Именно в этот период наблюдается заметное увеличение числа крупных фолликулов в яичниках коров.
Высокая концентрация эстрогенов в крови коров в ранний послеотёльный период необходима для поддержания высокого тонуса мускулатуры матки и быстрой её инволюции, а также для торможения процессов выделения ФСГ и ЛГ. Это также предупреждает преждевременное проявление охоты и овуляции, когда ещё не завершена инволюция матки. С уменьшением концентрации эстрогенов в крови их тормозящее действие снижается, что способствует выделению обоих гонадотропинов, росту и развитию фолликулов; новый короткий подъём уровня эстрогенов в крови в период перед полиовуляцией стимулирует предовуляторный выброс ЛГ.
Одним из значительных достижений второй половины 20 века было открытие гонадотропин-релизинг гормона (Гн-РГ), или гонадолиберина, контролирующего гонадотропную функцию гипофиза. Осуществляется это следующим образом:
Нервные окончания из гипоталамуса выделяют нейрогормональные вещества,которые переносятсявниз через гипофизарную ножку в переднюю долю гипофиза и оказывают влияние на секреторную активность гипофизарных клеток. Была установлена структура Гн-РГ, состоящего из 10 аминокислот (декапептид), и идентичность его у животных всех видов. Отсутствие видоспецифичности Гн-РГ, в отличие от гипофизарных гонадотропинов, и его несложная структура привлекли внимание исследователей с целью его химического синтеза и применения для регулирования сроков овуляции у животных. И это предвидение учёных подтвердилось. Вскоре он был синтезирован и в России созданы его аналоги, в частности,сурфагон. Препарат имеет чётко выраженную лютеолитическую функцию и способствует процессу полиовуляции фолликулов у коров – доноров эмбрионов.
Еще одно открытие в области биотехнологии второй половины 20 века касаются лютеолитического фактора, простагландина F2-альфа (ПГФ2-альфа). Установлено, что после удаления матки жёлтое тело функционирует в течение продолжительного периода времени, и это является убедительным доказательством существования лютеолитического фактора в матке. Доказано, что маточный лютеолизин переносится из яичниковой вены в яичниковую артерию и поступает через артериальную кровь в яичник.
У коров, свиней и овец ПГФ2-альфа выделяется из матки в виде выбросов волнообразно, каждый продолжительностью несколько часов и с интервалами времени. Регрессия жёлтого тела обычно наступает через 2 суток после начала выделения синтетического гормона ПГФ2-альфа, а охота на третьи или четвёртые.
Промышленностью синтезировано несколько аналогов препарата в форме эстрофана(Чехия), просольвина (Голландия), магэстрофана (Россия). Регрессия жёлтого тела после их инъецирования происходит через 24-48 часа, охота наступает через 76 часов.
Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 2545;