Исторические вехи становления чувашской народности
1. Прародина чувашей. Прародиной тюркских племен и народов является Центральная Азия. Ученые полагают, что древнейшие предки чувашей - огурские (болгарские) и суварские (сабирские) племена - в древности жили на территории между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда. В конце III в. до н.э. в степях Центральной Азии возникло первое государственное образование кочевых племен - «Держава хунну». Она состояла из 24 племен, подразделявшихся на восточных и западных. В число восточных хунну входили, кроме тюркоязычных, монгольские и маньчжурские племена. Предками чувашей могла быть лишь крайняя западная часть тюркоязычных хунну. Религиозные верования хунну сводились к поклонениям и жертвоприношениям небу, солнцу, земле, предкам и различным духам.
Время пребывания тюркоязычных предков чувашей вначале в соседстве с монгольскими племенами, затем в верховьях Иртыша - с алтайскими тюркскими и среднеазиатскими иранскими племенами отчетливо запечатлелось в культуре, особенно в языке чувашей. Они имеют ряд устойчивых этнографических и языковых параллелей с тюркскими народами Алтая и Южной Сибири, в частности, с хакасами, уйгурами, алтайцами, шорцами, тувинцами. В лексике и фонетике чувашского языка обнаруживаются более выраженные, чем у ряда других тюркских этносов, монгольские языковые элементы (до 900 лексических соответствий, общая р-основа языков), что определенно подтверждает мысль о выделении и монголов, и тюркоязычных предков чувашей из алтайской общности.
Старинный орнамент чувашской вышивки содержит знаки древнекитайских пиктограмм («иероглифов») еще Иньской эпохи (II тыс. до н.э.), что исключает возможность позднейшего заимствования. А это значит, как указывали Л.H. Гумилев и др. исследователи, «что чуваши являются прямыми потомками европейских гуннов, в свою очередь связанных этнически и культурно с центрально-азиатскими хунну». Таким образом, чувашский орнамент оказывается памятником былой связи и соседства предков чувашей (гуннов) с предками китайцев. Он символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, носителем которой является чувашский народ. Следовательно, имеются основания для предположения о наличии генетической связи предков чувашей с древними хунну.
2. Протоболгары. В конце III - начале II в. до н.э. началось движение гуннских племен на запад. В начале I в. н. э. древние предки чувашей - огурские (болгарские) и сабирские (савирские, суварские) племена - оторвались от остальных тюрков и, зигзагообразно кочуя с юга на север (весной) и с севера на юг (осеныо) через земли североиранских племен, мигрировали на запад обособленно от западных гуннов. Это продвижение заняло, вероятно, около двух столетий. Зимние пастбища оногурских и сабирских племен располагались в районе Семиречья, а летние - в Западной Сибири, в районе слияния Иртыша с Обью, где в то время обитали угорские племена - общие предки хантов, манси и венгров. Семиречьем называют земли, находящиеся южнее озера Балхаш, по которым протекают семь рек - Или, Каратал, Биен, Аксу, Лепса, Баскан, Сарканд. Эта территория - один из древнейших центров цивилизации.
По-видимому, в Средней Азии и Казахстане, проникают и закрепляются в языке оногуро-сабиров - предков чувашей - древнеиранские слова (в современном чувашском языке насчитывается до 200 таких слов). Через посредство иранских племен в чувашский язык вошли и десятки индийских слов. Хотя языческий культ чувашей был схож с древней религией народов Саян и Алтая, в него проникают и некоторые элементы зороастризма - религии иранских племен, приверженцев культа Заратуштры. Как считают ученые, чувашская вера формировалась под сильным воздействием именно зороастризма, что четко прослеживается и в терминологии: например, у чувашей - Пихампар (пророк, покровитель домашних и диких животных и зверей), у персов - пейгамбар; Пир.шти (покровитель домочадцев) - фереште и т.д. Элементы древнеиранской культуры прослеживаются и в чувашской материальной культуре: женские головные уборы (тухья, хушпу, сурпан), кое-что из одежды, вышивки, пищи воспринято от североиранцев. Имеющиеся этнокультурные параллели позволяют искать истоки ряда важнейших компонентов этнической культуры чувашей также в среднеазиатских цивилизациях Согдианы и Маргианы, Бактрии и др.
О многогранности этногенетического взаимодействия оногуро-суварских и восточноиранских племен свидетельствует наличие в современном чувашском языке самых разнообразных древнеиранских слов: шёрттан (рубец, начиненный мясом) у чувашей - ширдан (кушанье из овечьего желудка, начиненное мясом и рисом) у персов; сёра (пиво) у чувашей - шире (напиток, молодое вино); ёста (мастер) у чувашей - остад (мастер); сунтал (наковальня) у чувашей - сендал (наковальня); салма (клецки) у чувашей - чалма (пресные лепешки); к.пе (рубашка) у чувашей - геба (мужская одежда); к.сье (карман) у чувашей - кисе (карман); сум (число) у чувашей - сом (число); суту (торговля) у чувашей - соуда (торговля); кахал (ленивый) у чувашей - кахел (лентяй); хачё (ножницы) у чувашей - гейчи (ножницы); хастар (усердие) у чувашей - хастар (желание) и др.
Во II-III вв. болгарские и суварские племена начинают широко расселяться на правом берегу Hижней Волги, занимают территории Северного Кавказа и Приазовья, оттесняя при этом обитавших здесь сарматов и аланов. Обитание на Северном Кавказе и в Приазовье во II-III вв. болгар и сувар (савиров) отмечается в нескольких письменных источниках - сочинениях Дионисия Периегета (около 160 г.), александрийского ученого Птолемея (II в.), сирийского историка Мар-Абас-Котины (III в.), армянского историка Моисея Хоренского (V в.). В 30-х гг. V в. основное ядро гуннов обосновалось на Среднем Дунае, в Паннонии. Вождь Аттила, правивший в 433- 453 гг., создал «державу гуннов». В этих походах участвовали также болгарские и суварские воины. Римский историк Приск, побывавший в лагере Аттилы в 448 г., сообщает: «Они носят короткие суконные полукафтанья из некрашеной шерсти, которую прядут и ткут их жены... Девушки ходят... убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, и кольца даже с трех- или четырехлетнего возраста. Hоги у них босые. Очень трудолюбивы и никогда не покидают своего веретена». Девушки вышивали «разноцветные узоры на тканях, которые накидывались для украшения сверх варварских одежд». Во время церемоний встречи Аттилы девушки становились под белые покрывала.
3. Болгары и сувары на Северном Кавказе. Впервые племена под названием «болгар» упомянуты в анонимном «Хронографе» 354 г. Этноним «болгары» получает широкое распространение на Северном Кавказе в V в., когда они начинают создавать свое первое государственное образование - «Великую Болгарию». В 4б3 г. послы болгарских племен (огуров, серагуров и оногуров) появились в Константинополе. Hа Северном Кавказе у болгарских и суварских племен начался переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения. Столицей Великой Болгарии был древний город Фанагория на Таманском полуострове, разрушенный ранее, в IV в., гуннами.
Главным богом болгары и сувары считали исполина Tангрихана (тангри означало «небо»), почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Они, как позднее и чуваши-язычники, делили макрокосм на три мира: верхний, средний и нижний. Культ Tангрихана был связан с почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где как старейшину выделяли громадное дерево и располагали возле него капища с кумирами (идолами). Вслед за Tангриханом наиболее почитаемым был бог Куар, производивший «искры громоносных молний и эфирные огни» (примечательно, что древнеиранское слово квар означает «солнце», а чувашское кёвар - «горящий уголь»). Основные элементы языческой религии сувар были характерны также для болгар, хазар и других тюрков. Верования сувар близки народной религии чувашей ХVI-ХVIII веков.
В сохранившихся в памяти народа чувашских легендах и преданиях речь идет о прибытии чувашей в Среднее Поволжье именно с Кавказа, с районов гор «Арамази». Как отмечают исследователи, в мифологический мотивах песенных сюжетов чувашей и поволжских татар имеется сходный сюжетный комплекс, связанный с образом гор. Былое тесное соседство болгар и суваров с местными кавказскими народами находит свое проявление в традиционной культуре и языке чувашей. К примеру, в чувашском языке имеется несколько десятков грузинских слов (грузинское слово симес «еда» - чувашское (=им.=); циви «холодный» - чувашское сив.; хумалак «хмель» - чувашское хёмла и др.); армянских слов (армянское тохмах «толкуша» - чувашское тукмак; варель «кипеть» - чувашское в.ре; тесак «сорт» - чувашское т.с и др.).
Этнокультурные параллели между болгарами, ушедшими на Дунай, с одной стороны, и на Среднюю Волгу - с другой, находят свое наиболее рельефное выражение в общности, а то и идентичности многих элементов материальной и духовной культуры их потомков - дунайских болгар и чувашей. Они достаточно хорошо выявлены как чувашскими, так и болгарскими исследователями. Tак, древнеболгарские слова в «Именнике болгарских ханов» («Именник на болгарските ханове») расшифровывают с помощью чувашского языка. Причем ряд зафиксированных в нем имен сходен с дохристианскими чувашскими именами. Многие слова славянского языка дунайских болгар сходны с чувашскими и не содержатся в других тюркских языках (болгарское слово душек «перина» - чувашское т\шек; капия «калитка» - чувашское хапха; бирли «соединяться» - чувашское п.рле; дин «вера» - чувашское т.н; дотерам «заставить» - чувашское тутарам; ексик «брезгливое существо» - чувашское й.кс.к; намузльк «стыд, срам» - чувашское намёс; хак «цена» - чувашское хак; врел «горячий» - чувашское в.ри; ветав «старый» - чувашское ватё; кака «старшая сестра» - чувашское акка, аппа; хисеп «счет» - чувашское хисеп; керка «дочка» - чувашское х.р; белек «знак» - чувашское паллё; дост «друг» - чувашское тус; енджик «сумка» - чувашское енч.к; ергень «парень» - чувашское еркен и т. д.). В прошлом много общего обнаруживалось в покрое женской одежды, головных уборах и орнаменте, предметах быта, народных поверьях, обрядах и обычаях дунайских болгар и чувашей.
4. Расселение болгарских племен в Среднем Поволжье. Переселившиеся с юга в Среднее Поволжье в конце VII - начале VIII в. болгары расположились по обеим сторонам Средней Волги выше Самарской Луки, но основной массив - в Hижнем Закамье (т.е. в южных районах современного Tатарстана). Болгарские племена эсегелей и темтюзей обитали на правобережье Волги. Сувары расположились в бассейне реки Черемшан, позднее переселились и на правобережье Волги, заселяя совместно с болгарами территории современных Ульяновской области и юго-восточных районов Чувашской Республики вплоть до реки Суры. Tюркоязычные пришельцы заняли на Средней Волге господствующее положение. Вероятно сильных конфликтов не было, но разные формы взаимодействия были неизбежны. Со временем процессы этнокультурного взаимодействия с местными восточно-финскими и угорскими племенами переросли в частичную ассимиляцию болгарами аборигенного населения. В VII в. возник Болгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена - предки марийцев, мордвы и удмуртов, а также часть огузо-язычных в то время башкир и остатки именьковцев-славян. Между пришельцами и местным населением сложились мирные отношения, какими-либо данными о военных столкновениях между болгаро-суварами и финно-угорским населением ученые-историки не располагают.
В Поволжье новопоселенцы начали в широких масштабах заниматься плужным земледелием, которое окончательно утвердилось в VIII-IХ вв. О большой роли этой отрасли хозяйства в жизни болгар и сувар свидетельствуют заимствования, сделанные от них венгерскими (угорскими) племенами еще до IХ в., пока они не ушли на Дунай. В венгерском языке насчитывается до 500 болгаро-чувашских слов. Большинство из них относится к скотоводству.
5. Волжская Болгария. Первоначальный опыт государственности, накопленный в составе гуннской державы Аттилы (IV-V вв.), Tюркского каганата (VI-VII вв.), Великой Болгарии Кубрата (VII в.), и сильная военная организация дали возможность племенным вождям болгар объединить тюрко-язычное и финно-угорское население края сначала в союз племен (VIII в.), а в конце IХ в. - в Болгарское государство. Волжская Болгария стала первым государственным образованием в Среднем Поволжье. Государственное объединение болгарских племен происходило в борьбе с хазарским господством. По мере общественно-политического и экономического развития Болгарского государства, особенно укрепившегося после разгрома Русью в 965 г. хазар, территория обитания болгаро-суварских племен стала существенно расширяться. Расселяясь по дальним окраинным районам Средневолжско-Приуральского региона, основывая там свои опорные пункты, болгары все шире и полнее вступают в процесс взаимодействия и смешения с финно-угорскими племенами, башкирами. По сообщению арабского писателя Масуди, в Х в. болгарский народ «подчинил себе все соседние... народы». Однако первоначально в состав Болгарского государства входила не вся территория современной Чувашии, в ее северных районах не наблюдалось преобладания тюркоязычного населения. В Х веке болгары заселили территории Ульяновской, часть Пензенской областей и юго-восточные части Чувашии. В северной половине Чувашского IIоволжья, хотя она и входила в состав Волжской Болгарии, преобладания болгаро-суварского населения не было. Процесс интеграции болгарских племен и ассимиляции ими местных финно-угров протекал, по всей видимости, при доминирующей роли болгаро-суварского языка и культуры. Tаким образом, еще накануне монголо-татарского нашествия в составе раннефеодального Болгарского государства происходит этнополитическая консолидация различных болгарских племен в более или менее единую народность со своим общим языком, как полагают, чувашского типа, игравшем роль государственного языка. Волжская Болгария до монгольского завоевания представляла собой раннефеодальное государство с сильными пережитками родового строя и элементами рабовладения. «Простой народ» представляли главным образом земледельцы, а также скотоводы. Политический строй Волжской Болгарии можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Под властью хана-эльтебера находились местные «цари» - правители отдельных частей государства, наместники и военачальники. Эльтебер имел дружину и ополчение.
6. Формирование болгарской (древнечувашской) народности. В Х-ХI вв. в Волжской Болгарии сложились предпосылки для зарождения и развития характерных свойств народности, которые привели к формированию в ХI - начале ХIII в. единой болгарской народности. 0б этом свидетельствуют, в частности, русские источники, в которых в ХII - начале ХIII в. население Болгарии именуется одним собирательным именем - «болгары». Болгарская народность сформировалась на основе этнической консолидации болгар и суваров (сувазов) и ассимиляиии ими финно-угорского населения, остатков именьковских племен и некоторого количества буртасов и башкир. Арабская форма этнонима «суваз» уже тогда произносилась, как полагают ученые, в виде «сювазь». Это слово впоследствии трансформировалось в «чаваш». По мнению В. Димитриева и ряда других ученых, правомерно называть эту народность болгаро-чувашами. H.И. Ашмарин отмечал, что слово чёваш в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, а именно в одной из следующих форм: суас, савас; в этом же более древнем виде оно и было взято черемисами (марийцами) в их богатый чувашизмами язык. Большая часть географических названий, встречающихся на территории Чувашии, имеют общетюркское или собственно чувашское происхождение. Tем не менее, лингвист М.Р. Федотов на основании изученного материала сделал следующий вывод: «С уверенностью можно сказать о продолжительном проживании на территории северных районов современной Чувашии более или менее компактных марийских племен, которые в силу определенных демографических причин или покинули правобережные районы Волги. или постепенно растворились в среде пришлых болгарских племен, оставив о себе память в виде географических названий нетюркского прохождения».
Основным языком в Волжской Болгарии был так называемый среднеболгарский язык - прямой предок современного чувашского языка, содержащий все его характерные фонетико-морфологические особенности. Обо всем этом свидетельствуют и тексты надгробий, выполненные на чувашском языке по исламским канонам. Hаряду с арабской графикой продолжала функционировать западная разновидность тюркского рунического письма. Чувашский язык очень близок болгарскому, звуку «з» других тюркских языков в чувашском языке соответствует звук «р» (так называемый ротацизм), а звуку «ш» соответствует звук «л» (ламбдаизм). Ротацизм и ламбдаизм были характерны и для болгарского языка. Болгарские слова из надписей на могильных плитах XIII - ХV вв. сходны с чувашскими и отличаются от татарскиx. Hадписи содержат, например, такие чувашские слова, написанные арабскими буквами: хир (чувашское х.р) «дочь», «девушка», татарск. кыз; / авл (чувашское ывёл) «сын», татарск. ул; / айх (чувашское уйёх) «месяц», гатарск. ай; / джал ( чувашское =ул - кё=ал) «год — этот год», татарск. йаш, йыл; / аирня куан (чувашское эрне кун) «пятница», татарск. жомга кон; туату (чувашское тёваттё) «четыре», татарск. дурт; / сакр (саккёр) «восемь», татарск. сигез; / тхр, тухар (тёххёр) «девять», татарск. тугыз; / ван (чувашское вун) «десять», татарск. ун; / дж(с)рм, джирим (=ир.м) «двадцать», татарск. егерме; / и т.д. Hе только сами числительные, но и аффиксы порядковых числительных в надписях на болгарских намогильных памятниках сходны с аффиксами числительных современного чувашского языка. Собственные имена на эпиграфических памятниках сходны с чувашскими языческими именами. Немаловажным фактором формирования народности в эпоху Средневековья было религиозное единство разноплеменного населения. И хотя в последующий исторический период чуваши известны как язычники, но в рассматриваемое время значительная часть болгаро-чувашей, прежде всего их элитная часть, исповедовала ислам.
Венгерский ученый Д. Месарош, изучавший в нач. ХХ в. в Симбирской и Казанской губерниях этническую культуру и религию различных этнографических групп чувашей и опубликовавший в Будапеште две книги о чувашской мифологии и фольклоре, пришел к выводу, что в свое время основная масса чувашского этноса прошла через этап мусульманского вероисповедания, но затем по ряду причин отпала от ислама, вернулась к народной вере. Hеудивительно, что народная религия чувашей ХVII-ХVII вв. представляла собой языческо-исламский синкретизм. Из ислама в чувашскую мифологию и верования перешли понятия киремет (карамат - «сверхъестественное деяние, чудо, даруемое Аллахом своему рабу»), пир.шти (от фереште - «ангел», «вестник»), эсрел (от азраил - «ангел смерти»), мачавар (от моджавар - «живущий вблизи гробницы святого») и др. Многие чувашские языческие имена являются общеисламскими антропонимами. По утверждению многих исследователей, язык чувашского типа (с' ротацизмом) в Волжской Болгарии играл роль государственного языка, использовался в делопроизводстве, управлении, образовании, богослужении, торговле и межэтнических отношениях. Поэтому чувашский (болгарский) язык оказал значительное влияние на языки народов, входивших в состав Волжской Болгарии. В марийский язык вошло около 1500, удмуртский - более 500, венгерский - 500, коми-пермяцкий - свыше .300, мордовский -100 с лишним чувашских слов. Все эти слова относятся к скотоводству, земледелию, средствам передвижения, ремеслам, домашней утвари, пище, одежде, торговле, общественному и религиозному быту, названиям родства и т. д. Это те заимствования, которые были сделаны финно-уграми у болгар еще в VIII- ХIII вв.
7. Формирование чувашской народности. В состав чувашской народности вошли в целом различные этнические элементы, в том числе остатки «именьковского» восточнославянского населения, часть мадьяр, буртасов, и, вероятно, башкирских племен. Среди предков чувашей предоставлены, хотя и незначительно, кыпчако-татары, русские полоняники (пленники) и крестьяне, очувашившиеся в ХV-ХVI вв. Основной компонент чувашской народности составили болгары, передавшие ей «р»-»л»-язык и другие этнокультурные признаки. Tо обстоятельство, что компонентом чувашской народности послужили именно болгары, в основном сформировавшиеся в этнос еще к началу ХIII в., обусловило характерное для чувашей этническое, культурно-бытовое и языковое единство, отсутствие племенных различий. Крупнейший тюрколог современности М. Рясянен пишет, что «чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюркско-татарских языков, принадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследника волжских болгар».
По утверждению Р. Ахметьянова, «как татарский, так и чувашский этносы окончательно сложились, видимо, в ХV в. При этом «строительным материалом» в обоих случаях послужили одни и те же элементы: булгары, кыпчаки, финно-угры. Различия были лишь в пропорциях этих составляющих. В чувашском сохранились некоторые уникальные в системе тюркских языков особенности булгарского языка, и этот факт говорит о том, что в этногенезе чувашского народа булгарский элемент сыграл большую роль... Булгарские особенности имеются и в татарском (особенно в системе гласных). Hо они малозаметны». Hа территории Чувашии выявлено всего 112 болгарских памятников, из них: городищ - 7, селищ - 32, местонахождений - 34, могильников - 2, языческих могильников с эпитафиями - 34, кладов джучижских монет - 112. К числу позднеболгарских памятников времен Золотой Орды и Казанского ханства относятся и чувашские средневековые языческие кладбища, на которых были установлены каменные надгробные столбы с эпитафиями, выполненными обычно арабским шрифтом, редко - руническими знаками: в Чебоксарском районе - Яушский, в Моргаушском - Ирхкасинский, в Цивильском - Tойсинский могильники. Основная масса могильников с каменными надгробиями и эпитафиями сохранилась в восточных и южных районах Чувашии (в Козловском, Урмарском, Янтиковском, Яльчикском, Батыревском).
Для чувашей характерен сложный антропологический тип. Значительной части представителей чувашского народа присущи монголоидные черты. Судя по материалам отдельных фрагментарных обследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей, причем около 3,5% из них являются относительно «чистыми» монголоидами, 63.5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам, 21,1% представляют различные европеоидные типы - как темноокрашенные (преобладают), так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Симптомы в зависимости от тяжести | | | Методы классификации систем. |
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 812;