Оккупационный режим в Донбассе
Ожесточенные бои за Донбасс продолжались долгих 8 месяцев. Непосредственно на территории Сталинской области бои начались 8 октября 1941 г., в этот день немцы заняли районный центр Мангуш и крупный промышленный и портовый город Мариуполь. После упорных боев в конце октября 1941 г. фашистским войскам удалось захватить Сталино, Макеевку, Горловку, Красноармейск, Славянск. К началу ноября противник занял центральную и юго-восточную часть области и вышел к рекам Северский Донец и Миус. В ноябре немецкие войска вторглись в границы Ворошиловградской области. 22 июля 1942 г. советские войска оставили последний районный центр Ворошиловградской области - город Свердловск. Вся территория Донбасса была оккупирована и включена в так называемую «прифронтовую зону», подчиняющуюся непосредственно военному командованию.
На оккупированной территории фашисты установили режим террора и насилия, который преследовал 3 основные цели: 1) подавление любых попыток сопротивления; 2) эксплуатацию материальных и людских ресурсов; 3) физическое уничтожение части населения для обеспечения «жизненного пространства» немецким колонистам. Был установлен так называемый «новый порядок», который включал всеобщую трудовую повинность населения в возрасте от 14 до 65 лет, каторжные работы, принудительный вывоз на работу в Германию. Тяжелые условия оккупационного режима усугублялись большой подвижностью фронта, на линии которого от Славянска до Азовского моря было сосредоточено огромное количество вражеских войск, полевой жандармерии, контрразведывательных органов оккупантов.
Жизнь людей в оккупированных районах ничего не стоила. Действенным способом запугивания была смертная казнь. Фашисты в первые же дни оккупации вывесили приказы и объявления, за нарушение которых грозила смертная казнь. Все жители городов и рабочих поселков, начиная с 10-летнего возраста, были обязаны регистрироваться на бирже труда и носить нарукавную
повязку с определенным номером. За нарушение этого требования полагался расстрел. Коммунисты и комсомольцы должны зарегистрироваться, иначе -расстрел. За хранение оружия - расстрел. За помощь партизанам и беглым военнопленным - расстрел. За нарушение комендантского часа - расстрел. Каждый житель должен был сообщать о пребывании посторонних гражданах и советских воинах, иначе - расстрел. Оккупанты ввели систему заложников за «преступления против армии». Если виновный не будет выявлен, то за убийство немецкого офицера или солдата расстрелу подлежало 100 мирных жителей, за убийство полицейского - 10 человек. В то же время поощрялось доносительство. Активные и добросовестные участники борьбы против партизан наделялись двойным наделом земли на селе и премией на сумму 1000 карбованцев в городе.
«Новый порядок» фашисты устанавливали с помощью массовых расстрелов и концлагерей. За 700 дней оккупации столицы Донбасса они уничтожили 279 тыс. человек, на работы в Германию вывезли 200 тыс., разрушили 150 шахт, 50 заводов, 14 электростанций, спалили 5 млн. квадратных метров жилой площади. Превратили в камеры смертников подвалы отеля «Донбасс» и строение Калининского отделения госбанка. В сожженном клубе им. Ленина немцы организовали концлагерь для военнопленных, где замучили и расстреляли более 25 тыс. человек. На Пожарной площади (ныне площадь Дзержинского) расстреляли десятки евреев. На шахте №3-3-бис фашисты заживо захоронили 60 молодых людей, которые отказались работать на немцев. В шурфы шахты №4-4-бис Калинине сбросили и оставили умирать 75 тыс. человек.
Всего в Донбассе было создано 100 лагерей смерти, действовало 20 карательных фашистских органов и отрядов. За 22 месяца оккупации гитлеровцы уничтожили свыше 468 тыс. людей.
С провалом «блицкрига» и переходом войны в затяжную фазу осенью 1941 г. Третий рейх столкнулся с проблемой нехватки квалифицированных рабочих внутри страны. Для предотвращения возможного индустриального кризиса экономики рейха широко использовался труд наемных работников с захваченных территорий Восточной Европы. Эти работники получили название «остарбайтеры». В декабре 1941 г. были созданы первые вербовочные комиссии. В январе 1942 г. началась активная кампания по набору остарбайтеров. В полную силу работал пропагандистский аппарат: в городских газетах, в документальных фильмах, на собраниях рассказывалось о прекрасных условиях жизни украинских рабочих в Германии. 15 февраля 1942 г. из Сталино в Германию отправился первый эшелон с наемными работниками численностью 1 тыс. человек. Всего из Донбасса их было вывезено около 350 тыс. Существование остарбайтеров было тяжелым, - это обуславливалось не только трудностями военного времени, но и искусственно создавалось немецким руководством и исходило из самого политико-правового статуса «восточных работников». Жить они должны были в изолированных, обнесенных колючей проволокой лагерях, в деревянных бараках, в которых размещалось до 200 человек. На первое время им выдавали спецодежду, обувь резиновую или на деревянной подошве, соломенный матрас, подушку, стоимость которых вычитали из заработанных денег. Обязательным было постоянное ношение на верхней одежде знака «ОвЪ).
Книги, радио, кино, концерты, религиозные обряды запрещались. Дискриминация прослеживалась и в оплате труда. Работа остарбайтеров оплачивалась по ставкам втрое меньше, чем немецким рабочим. Отличительной чертой их пребывания в нацистской Германии были постоянный надзор и контроль, а также система штрафных санкций за трудовые и политические провинности. Серьезные провинности (оставление рабочего места, кражи, саботаж) карались отправкой в концлагеря. Пытавшихся бежать, убивали, оставляя в назидание труп убитого.
Местное население также должно было работать на пользу Германии. На предприятиях был введен 14—16 часовой рабочий день. Работы выполнялись под постоянным надзором солдат и полицейских. В ходе работ часто применялись телесные наказания. Тех, кто отказывался выходить на работу, расстреливали. Для работающих устанавливали продовольственные пайки. Но они были такие мизерные, что население голодало.
С первых дней оккупации к богатствам нашего края проявили активное внимание крупные немецкие фирмы, такие как «Крупп», «Сименс», «Оппель» и другие. Для эксплуатации шахт и заводов было создано горно-металлургическое общество «Восток». За восстановление шахт отвечала специальная организация «Берг Хютте-Ост». Гитлер требовал скорейшего включения экономики Донбасса в военное производство. Планировалось, что уже в 1943 г. бассейн должен был дать 1 млн., а в 1944 г. — 2 млн. тонн металла.
Под выполнение этой программы необходимо было наладить добычу угля. Однако, несмотря на то, что к ноябрю 1942 г. было восстановлено 40 угольных шахт, оккупанты получили с них всего 2,3 процента угля довоенной добычи за тот же период. В связи с этим нужды немецкой армии удовлетворялись за счет угля, привозимого из Польши и других стран.
Не удалось немцам организовать и производство металла на предприятиях нашей области. Планы экономического порабощения Донбасса провалились. Население региона саботировало мероприятия оккупантов, вследствие чего не было введено в действие ни одно крупное предприятие, ни одна капитальная шахта. Сельские жители прятали от захватчиков хлеб, фураж и скот, срывали поставку продуктов для немецкой армии.
Таким образом, установление оккупационного режима сопровождалось массовым террором мирного населения. С февраля 1942 г. нацисты начали принудительный вывоз остарбайтеров. Одновременно оставшиеся материальные ресурсы и предприятия перешли под контроль немецких корпораций. Массовым подвигом жителей Донбасса стал срыв попыток оккупантов поставить себе на службу промышленность оккупированной территории.
Дата добавления: 2020-03-21; просмотров: 753;