Этика – это наука о морали и нравственности, которые являются важнейшими формами регуляции поведения человека и его межличностных отношений.
Профессиональная этика
Этика – одна из древнейших наук, возникшая как составная часть философии ещё в период рабовладельческого общества. В древнегреческом языке слово «этос» имело множество значений: привычка, характер, обычай, душевный склад человека.
Впервые понятие «этика» употребил Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который назвал так особую область исследования – «практическую философию», пытающуюся ответить на вопросы: что следует делать и от чего следует воздержаться?
Великие гуманисты прошлого были философами и психологами одновременно. Они понимали, что формирование нравственного образца и воспитания человека невозможно без понимания им самим норм и ценностей его жизни. Для этой цели, например, Аристотелем была разработана таблица, демонстрирующая, как чувства и эмоции человека (страсти) проявляются в форме либо добродетелей, либо пороков, то есть служат или благом для личности, или злом, которое её разрушает.
Таблица соотношений страстей, добродетелей и пороков (по Аристотелю)
Страсти | Добродетель | Порок | |
Избыток | Недостаток | ||
Себялюбие | Чувство собственного достоинства, благородство, самоуважение | Тщеславие, высокомерие | Самоуничижение, самоумаление |
Удовольствие | Благоразумие, умеренность | Распущенность, невоздержанность | Бесстрастие (апатия), аскетизм |
Страх | Мужество, смелость | Трусость, пугливость | Дерзость, безрассудная отвага |
Стыд | Скромность, совестливость | Застенчивость, скованность | Бесстыдство, хамство |
Скорбь, печаль | Грусть | Уныние, тоска | Бесшабашность, разнузданность |
Желание нравиться | Естественность, благовоспитанность | Жеманство, кокетство | Грубость, дикость |
Чувство гордости | Честолюбие | Надменность, гордыня | Смирение |
Современная этика как наука подразделяется на теоретическую и нормативную.
Теоретические знанияобразуют науку о морали, описывающую и выясняющую происхождение, функции и исторический смысл моральных феноменов. Нормативная этика формулирует предписания, запреты и моральные оценки, определяет желательный образ морали, осуществляет оценку моральных фактов, устанавливает моральные образцы. Одно из современных определений этики – это наука о морали и нравственности, которые являются важнейшими формами регуляции поведения человека и его межличностных отношений.
Мораль – [ фр. Morale, лат. мoralis нравственный], совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг к другу; одна из форм общественного сознания. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В отличие от правовых норм, мораль и нравственность регулируют отношения людей путем убеждения: внутреннего – через совесть, и внешнего – через обычаи, традиции и общественное мнение. С точки зрения нравственности добро – это все то, что способствует развитию жизни, зло – то, что препятствует, тормозит это развитие. Совесть – фундаментальная нравственная категория, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими.
На протяжении многих веков философы, учёные, религиозные мыслители пытаются раскрыть смысл и назначение нравственности. Что такое Добро и Зло. Как возникла нравственность? Если в нашей жизни какой-нибудь смысл. Если нет, то имеет ли она нравственный характер? Возможна ли жизнь общества без морали? Фазиль Искандер на вопрос одного корреспондента: «Прогрессирует ли общество духовно?» - ответил: «У человека есть два типа ума – технологический и этический. Технологический ум развился невероятно. Сейчас десятиклассник знает об этом мире в миллион раз больше, чем Сократ. Зато современный философ едва-едва может разобраться в тех этических вопросах, которые ставил Сократ». Так, например, философский спор относительно того, зол по своей природе человек или добр, или не зол и не добр, актуален и в наше время, так как единого мнения не существует. Ф. Ницше характеризовал человека как злое животное. И. Кант утверждал также, что человек по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная. Вместе с тем, человек обладает первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить и развить добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе со склонностью человека творить зло. С другой стороны, А. Руссо в «Рассуждении о неравенстве» (1754 г.) утверждал, что «человек по своей натуре добр и только общество делает его плохим». Добрый человек – нравственно здоровый. Злой человек – нравственно больной. Другая точка зрения – человек по своей сути и не добр, и не злой, обстоятельства, общество, семья делают его таковым. Основой нравственных отношений людей в обществе и главным принципом их совместного сосуществования на Земле является«золотое правило», положительная форма которого, звучит так: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой, а отрицательная форма – не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». Золотое правило имеет древние корни:
· Упоминание о «золотом правиле» встречается у Конфуция (4-5 в. до н. э.): «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
· Древнеримский философ Сенека утверждал: «Обходись с нижестоящими так, как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались вышестоящие».
· Библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Согласно золотому правилу каждый человеческий индивид имеет право на счастье и взаимное признание этого, так как требует от индивида ставить себя каждый раз на место другого и вести себя по отношению к другим так, как если бы на их месте был сам. Общее понимание долга согласно золотому правилу: «Люди, общество дали мне жизнь, воспитание, образование, кормили, одевали меня, то есть поступали со мной более или менее хорошо, так как я хотел бы, чтобы со мной поступали другие, соответственно я должен своим поведением насколько возможно улучшить качество жизни других (родители, общество)».
Ведущая философия современной эпохи – это философия гуманизма. Гуманист изначально положительно относится к человеку, каким бы этот человек ни был: законопослушным или преступником, мужчиной или женщиной, соплеменником или другой национальности, верующим или неверующим. Один из нормативных образцов нравственности для современной личности – это человек, обладающий такими качествами как честность, доброта, благородство, вежливость, уважение, любовь к Родине и окружающим.
Честность – искренность, прямота, добросовестность.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
Благородство– высокая степень самоуважения, великодушие к поверженным, сочувствие к слабым, униженным и оскорбленным.
Вежливость – внешняя форма уважительного отношения к людям. Ничто не стоит так дёшево и не обходится так дорого, как вежливость.
Любовь как нравственная категория – это деятельность ума, души и тела.
Альтруизм – способность к самопожертвованию на благо других.
Булат Окуджава так представлял нравственный образ современного человека:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как Человек.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 6427;