ВОПРОС 4.РОЛЬ ЖЕРТВЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРЕСТУПНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Любое преступление представляет собой акт поведения. В умышленном преступлении это поведение имеет в своей основе более или менее полную оценку лицом, как самого поведения, так и его результата. Это было бы неправильным не только потому, что нереально представлять преступника в некоем безвоздушном пространстве, но и потому, что в значительном количестве преступлений ситуация не является нейтральной и в большей или меньшей степени влияет на преступника и его поведение. Анализируя любое преступление, мы не можем оценить его в криминологическом плане до тех пор, пока не рассмотрим самым подробным образом все внутренние связи обстоятельств, которые в своей совокупности сделали возможным его совершение, так или иначе повлияли на результаты преступной деятельности, определили, как решимость преступника нарушить закон, так и мотивацию поведения. Предкриминальная ситуация в рамках детерминации может играть и роль причины и роль условия, способствующего совершению преступления[10].
Жертва — элемент предкриминальной и непосредственно криминальной ситуации. От нее нередко зависит, в какой ситуации окажется преступник — способствующей или препятствующей совершению преступления. Нередко жертва выступает в роли соавтора и даже автора провоцирующих преступника ситуаций. Давление ситуации — это характеристика объективного ее содержания, выражающая степень психологического воздействия на лицо, включенное в систему составляющих данную ситуацию обстоятельств и воспринимающее и оценивающее их с большей или меньшей адекватностью.
Разумеется, «люди — не пассивные существа, находящиеся во власти внешних стимулов», и они, в свою очередь, воздействуют на ситуацию. «Именно поэтому одна и та же ситуация может привести различных людей к совершенно противоположным решениям и действиям».
В поведении, в том числе преступном, проявляется взаимодействие личности и ситуации, причем в крайних точках соотношений этих компонентов мы находим:
а) сильное влияние конкретной жизненной ситуации при отсутствии антиобщественной установки;
б) глубокую устойчивую антиобщественную установку при отсутствии по существу какого-либо давления внешней ситуации.
Между этими крайними точками расположен ряд переходных случаев, когда взаимодействуют более или менее напряженная ситуация и более или менее развитые антиобщественные качества личности». Для виктимологического исследования, естественно, наибольший интерес представляют ситуации, давление которых сложилось в большей или меньшей мере за счет действия, бездействия, или личностных качеств потерпевшего.
Конкретное проявление взаимодействия лица и внешних для него обстоятельств также следует рассматривать как своеобразную синтезирующую объективные и субъективные элементы ситуацию, поскольку, во-первых, для криминологии имеют значение только те ситуации, в которых действуют люди, во-вторых, люди и сами, как элементы ситуаций, составляют внешнюю обстановку для тех, кто воспринимает эти ситуации «со стороны». Жертва самим фактом своего существования в определенной ситуации может превратить ее в криминогенную, поскольку может повлиять не только на зарождение мотивов, но и на возникновение самой мысли о преступлении. Она может реально создать обстановку, провоцирующую причинение ей вреда. Здесь много вариантов виктимного поведения — от самых малозначительных до решающих[11].
Таким образом, чтобы ответить на вопрос, какова роль потерпевшего в механизме конкретного преступления, необходимо установить:
а) в какой мере ситуация, оказавшаяся не нейтральной в отношении создания у преступника решимости совершить преступление или содержащая условия, способствующие совершению преступления, сложилась за счет поведения потерпевшего;
б) каким было объективное содержание «давящей» ситуации и на сколько адекватно потерпевший воспринял причинение вреда;
в) каким образом и в какой степени потерпевший оказал влияние на формирование личностной установки преступника, реализовавшейся во взаимодействии с ситуацией в причинении вреда;
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 653;