Философия жизни и философия психоанализа.


К направлению «Философия жизни» принято относит следующихфилософов: Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), Фридрих Ницше (1844 – 1900), Анри Бергсон (1859 – 1941), Вильгельм Дильтей (1833 – 1911), Освальд Шпенглер (1880-1936), Георг Зиммель (1858-1918) и др.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).

Основные труды: «Мир как воля и представление», «О свободе воли», «О страдании мира», «Метафизика половой любви» и др.

Философскую систему А. Шопенгауэра принято считать иррационализмом. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле.

Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе.

Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама по себе она:

1. безосновна; 2. беспричинна; 3. не имеет разумной цели. Она предстает, как бесцельная потребность выжить.

На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д.

Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники.

Фридрих Ницше (1844 – 1900) – основоположник «философии жизни», культовая фигура для ХХ века.

В творчестве Ф. Ницше выделяют три основных периода:

1. Эпоха увлечения метафизикой А. Шопенгауэра.

Основные произведения этого периода: «Происхождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху Греции», « Несвоевременные размышления».

2. Эпоха увлечения философией позитивизма.

Основные произведения этого периода: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренние зори», «Веселая наука».

3. Эпоха «переоценки всех ценностей», создание концепции «сверхчеловека».

Основные произведения этого периода: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Антихристианин», а также опубликованные уже после того, как Ницше сошел с ума «Сумерки кумиров» и посмертно опубликованное «Ecce Homo».

Кроме того, есть работа «Воля к власти». Она была опубликована после смерти Ницше усилиями его сестры, жены сторонника нацизма. Именно эта работа снискала славу Ф. Ницше, как философу нацизма и фашизма.

Можно выделить следующие черти, характеризующие философию Ф. Ницше:

1. Бессистемность. Поскольку любая система «убивает» жизнь, а любое систематизированное изложение пагубно сказывается на яркости и свежести мысли.

2. Парадоксальность. Ницше выражает мысли в крайней, причудливой форме, он автор причудливых афоризмов. Например, «Идешь к женщине – бери плетку», «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины», «То, что не убивает меня, делает меня сильнее» и др.

3. Противоречивость. Ницше противоречит самому себе даже в рамках одного произведения.

4. Бездоказательность, пророческий характер. Пророк (а Ницше считал себя пророком) не должен заботиться о доказательствах.

5. Ироничность. Ницше сам себя парадирует, иногда непонятно, разделяет ли он сам то, о чем говорит или нет.

В основе философии Ницше – учение о плюрализме воль, о признании множества конкурирующих «центров» духовных сил, утверждающих в жизни «волю к власти». Жизнь – это воля к власти. Воля – мировое начало, в котором нет ничего психологического, это универсальная космическая основа, которая проявляется в индивидуальной воле. Это чистое влечение, чистое стремление.

Если воля к власти реализует себя непосредственно и открыто, то человек живет здоровой жизнью. Если косвенно, когда волевой импульс блокируется, загоняется внутрь, возникает 1) психическая лихорадка (самоотравление), когда нереализованное человек переживает в воображении, или 2) он приобретает форму вымещения на других (проекция), выражающуюся в злобе и ненависти.

Христианская мораль, по Ницше, это и есть отражение злобы и зависти раба, который боится прямо выразить свою волю к власти. Даже чувство сострадания – выражение стремления к господству слабых натур. Сильный человек не терпит сострадания к себе. Мораль сострадания вредна, т.к. поддерживает слабых и подрывает действие естественного отбора. Сильная натура не боится страданий. Удел сильного – независимость в убеждениях и ценностных предпочтениях. Воля к власти – единственная ценность и сущность жизни.

Отсюда – необходимость переоценки всех ценностей, ибо христианские ценности и идеи равенства себя изжили: Бог умер. Идея равенства противоречит самой жизни. Жизнь иерархична, неравенство есть принцип самой жизни. Ницше встает на позиции морального нигилизма, ниспровержения всякой морали с высоты эстетического имморализма. Моральные ценности необходимо заменить эстетическими, - это главная идея переоценки всех ценностей. Она реализуется в концепции сверхчеловека.

Сверхчеловек – абсолютно свободное существо, стоящее выше всех условностей и ограничений современного человечества и воплощающее автономию воли. Это творец и воин, воплощение красоты, художник, земной бог. Свою волю он делает законом для всех, он – высшая ценность и цель культуры. Сверхчеловек должен сменить человека в эволюции существ: «человек это то, что должно быть превзойдено».

Мир лишен внутреннего смысла и целей, в нем нет ни начала, ни конца, а действует закон «вечного возвращения»: все на свете повторяется с утомительным однообразием. Этот универсальный закон иррационален, он вне обычной логики, его обоснование невозможно в феноменальном мире: возвращение есть бытие становления, единое многого, необходимость случайного. Сверхчеловек – дитя Вечного Возвращения.

Ницше утверждал, что человек рождается не завершенным. Это всего лишь заготовка, набросок, которому только предстоит стать настоящим человеком. Человек проходит три стадии:

1. Стадия верблюда. Подобно этому животному, накапливающему в себе воду для долгого путешествия по пустыне, он накапливает в себе знания, которые ему дают родители, общество, школа, религия и разные жизненные ситуации. Верблюд руководствуется, основываясь на этих знаниях, верблюд со всем согласен и ничего не ставит под сомнение. Он умеет говорить только «да». Он живет в прошлом.

2. Стадия льва. Лев все отрицает. Он впитал в себя все знания и опыт общества и прошлых поколений и понял, что это все должно быть уничтожено, ведь только на этих руинах он сможет построить тот мир, где ему будет хорошо. Лев - революционер, он ни с чем не согласен. Он умеет говорить только «нет». Лев живет в будущем.

3. Стадия ребенка. Ребенок не критичен, он живет ни в прошлом, ни в будущем. Он живет в настоящем. Ему нет надобности разрушать прошлое, он свободен от него. Он берет опыт, но он не скован правилами. Он создал свою правду и взял на себя ответственность за свою жизнь. Теперь он может творить.

Философия психоанализа.

Представители: Зигмунд Фрейд (1856-1949), Карл Густав Юнг (1875-1961), Вильгельм Райх (1897 - 1957) , Эрих Фромм (1900 - 1980) и др.

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение Зигмунда Фрейда (1856-1949).

Основные труды: «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия», «Тотем и табу» и др.

В основе философии психоанализа лежит идея бессознательного, перенесенная из области анализа психических явлений в область общекультурной практики. Бессознательное говорит, и у него есть свой язык – язык оговорок, образов, сновидений, юмора, ошибок речи, «непреднамеренных» забываний. Все это симптомы болезни. Работа психоаналитика состоит в толковании зашифрованных в этом языке смыслов бессознательного, в котором царствуют два инстинкта: Эрос (инстинкт жизни, сексуальный инстинкт) и Танатос (инстинкт смерти, разрушения, возвращения к равновесию, нарушенному возникновением жизни). Обратный перевод бессознательного в сознание (т.е. лечение) состоит в применении психоаналитический методологии, включающей в себя: жесткий детерминизм; механистический эволюционизм; физикализм; редукционизм; интерпретацию в духе пансексуализма.

Структура человеческой психики состоит, по Фрейду, из трех частей. «Оно» - та часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы, бессознательные влечения и вытесненные из сознания идеи. «Оно» - наиболее архаичная, безличная часть психики, не знающая ограничений и подчиняющаяся только принципу удовольствия. От сознания она отгорожена областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сопротивляется их попыткам проникнуть в сферу сознания. «Сверх-Я» - часть психики, формирующаяся в результате усвоения установок, предписаний социального окружения в целом, включает в себя совесть, страх, чувство вины, систему ценностей.

С именем Карла Густава Юнга (1875-1961) связан революционный переворот в психоанализе. Его внимание занимали общие всем людям слои психики, изучая которые он пришел к критике пансексуализма теории Фрейда. Эти слои он называл «коллективным бессознательным». Философ не мог не заметить устойчивого сходства сюжетов и образов в сказках, легендах, преданиях разных народов мира. Причины такого сходства – наличие общего для всего человечества уровня бессознательного в психике. Этот уровень он и назвал «коллективным бессознательным». В нем он обнаруживает действие акаузального определяющего принципа («синхронистичность») и определяет формы «коллективного бессознательного» - архетипы, своего рода «идеи» Платона, перенесенные в область психики. Архетипы – всеобщие духовные предрасположенности, своего рода формы, служащие духу образцами, когда он организует свое содержание. Это категории не рассудка, а воображения. Это наследуемые, всегда одинаковой формы идеи, еще лишенные специфического содержания, которое проявляется лишь в индивидуальной жизни. Архетипы можно считать бессознательными образами самих врожденных инстинктов, схемами инстинктивного поведения. Первый из них – архетип Тени. Это изнанка нашей Маски (образа, созданного для общества), своего рода хранилище негативного, вытесненного из сознания. Следующий архетип – Анима и Анимус. Это прообразы идеального мужского и женского начала. Далее – архетип Мудрого старца, архетип Дитя, архетип Самости. Боги у Юнга – архетипические формы мышления, формопорождающие матрицы бессознательного. Они необходимы, поскольку изначально принадлежат психике. «Обезбоживание» есть нарушение психики.



Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 2183;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.