живописного произведения
С появлением импрессионизма именно цвет часто становится центром композиции картины. Главная сложность создания гармонии цвета и колорита заключается в том, что, в отличие от музыки, где теория композиции и гармония считаются обязательными курсами в муз. училищах и консерваториях, в живописи все это не имеет под собой научного обоснования, и происходит у разных художников по-разному.
Между тем, многие выдающиеся колористы (Микеланджело, Поленов, Делакруа, К.Коро, Коровин, Кандинский, Серов и др.) имели музыкально образование, изучали курс теории и гармонии музыки, некоторые из них и вовсе были композиторами. Поэтому принципы развития музыкального произведения применялись ими в полном объеме, тем более, что сюжеты, эмоциональный накал чувств, передаваемый в образах музыкальных и живописных произведений, одинаковы.
Построение любого сложного и простого музыкального (или живописного) произведения имеет в основе схему: Т – S – D– T (тоника – субдоминанта – доминанта – тоника), - это основные опорные аккорды-созвучия (или основные цветовые пятна) тональности произведения. Чем сложнее произведение, тем больше появляется дополнительных украшений вокруг каждого опорного элемента. Такую схему имеет и простой этюд, и сложнейшая симфония.
Тоника –термин музыкальный и обозначает самый устойчивый звук, фундамент.
Доминанта – термин, используемый в разных областях, но музыкальная теория дает нам наиболее подходящее его толкование. В европейской музыке доминанте всегда выделялась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности. Среди всех родственных тональностей доминанта считалась господствующей (отсюда название), наиболее напряжённой тональностью, требующей разрешения.
Субдоминантадословно: «до доминанты», т.е. готовящая кульминацию, вершину.
Графически схему Т – S – D – Tможно представить в виде треугольника:
Рисунок 40 – общая схема развития любого произведения искусства
где тоника – устойчивый фундамент, субдоминанта – боковые грани, понимающиеся вверх к доминанте, доминанта – кульминация, которая «салютует» и тихо гаснет, возвращаясь вниз к тонике, растворяясь в ней. Это общая схема развития любого произведения искусства. В живописи она выражается посредством цвета и рисунка.
Разработка цветовой гармонии живописного произведения проводится по определенному плану:
– использование и значение черного цвета в картине;
– использование и значение белого цвета в картине;
– цветовая тоника живописного произведения;
– цветовая субдоминанта живописного произведения;
– цветовая доминанта живописного произведения;
– разрешение цветовой напряженности;
– гармонические пары в картине.
Использование и значение черного цвета в картине
«… черный цвет является наиболее беззвучной краской, на фоне которой всякая другая краска, даже меньше всего звучащая, звучит поэтому сильнее и точнее». В. В. Кандинский
Рассмотрим для наглядности несколько примеров использования черного цвета. В картине «Портрет Т. С. Любатович» К. А. Коровина черный цвет играет важную композиционную роль. Акценты черного на платье портретируемой, вертикаль оконной рамы и коричнево-черная полоса драпировки справа, проходящая почти через весьхолст, темная обивка кресла и темный пол придают композиции портрета прочную устойчивость.
Рисунок 41 – Константин Коровин. Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880.
[17]
Эдуард Mане постоянно употреблял черный цвет, чтобы подчеркнуть игру других тонов.
«Белые, серые, черные предметы под цветным освещением приобретают окрашенность освещения. Кроме того, нейтральные светло-серые цвета повышают цветность соседних пятен. Черные "зажигают" синие и фиолетовые, заставляя их светиться всеми вариантами красок сине-фиолетовой части спектра. Ярким примером может служить картина "Сирень" М. А. Врубеля» (Н. Н. Волков, 1984).
Рисунок 42–Картина Тициана «Кающаяся Магдалина»:
С 1850 года картина Тициана "Кающаяся Магдалина" находится в коллекции Эрмитажа (г. Санкт-Петербург). Известны также две копии этой картины, выполненные Тицианом, они находятся в частных коллекциях.
В нижней части изображены серые полосы ткани охристого тона, в верхней части – серые полосы ткани уже голубоватого тона. Мы видим «характерную роль серых цветов» в рассматриваемой картине. Серые цвета, казалось бы, лишенные декоративных качеств, и близкие к ним служат здесь очевидным источником обогащения колорита, их функция двойная.
Во-первых, серые цвета усиливают, оттеняют цветность красных полос на ткани, не давая им вместе с тем выпадать из колорита картины.
Во-вторых, они (серые цвета) «сами окрашиваются по контрасту а зависимости от соседства» то желтоватым, если соседнее пятно синее, то зеленоватым тоном, если сосед – красное пятно.
Зная такие качества серых тонов, необходимо употреблять их при работе над картиной для обогащения ее колорита.
К вышесказанному о значении и месте употребления серых и черных тонов можно добавить следующее: самое яркое, самое темное, насыщенное черное пятно мы будем видеть только на первом плане картины, т. к. по мере удаления на второй и третий планы предметы и черные пятна, погружаясь в атмосферу, теряют свою яркость и приобретают голубоватый оттенок воздушной среды.
Использование и значение черного цвета можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1.Коровин К. Л. Рыбачья бухта. Севастополь.
2.Поленов В. Д. Ольшанка.
5 Курбе Г. Лодка на берегу.
Моне К. Впечатление. Восход солнца.
Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.
Писарро К. Женщина с ребенком у колодца.
Ренуар П. Завтрак гребцов.
Редон О. Будда
Использование и значение белого цвета в картине
«...Цвет белый, как известно, легче всего принимает освещение, цвет тени, рефлексы, влияние воздушной среды. Поэтому в современной реалистической живописи белый цвет всегда прикрыт цветовым
оттенком и, как следствие, теряет в светлоте. Сила освещенного белого достигается теперь не белилами, а отношениями.
Поэтому так трудно писать белые предметы». Н.Н. Волков
В. В. Кандинский, пытаясь словами передать особенности использования белого цвета в картине, писал: «...белый цвет, часто считающийся не цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят белого в природе), представляется как бы символом Вселенной, из которой все краски как материальные свойства и субстанции исчезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. Поэтому белый цвет действует на нашу психику как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Белое – это Ничто, которое юно или, еще точнее, это Ничто до-начальное, до рождения сущее, так, может быть, звучала Земля в былые времена ледникового периода. …Не напрасно чистая радость и незапятнанная чистота облекаются в белые одежды, а величайшая и глубочайшая скорбь – в черные – символ смерти. Равновесие этих двух красок, возникающее путем механического смешивания, образует серый цвет. Естественно, возникая таким образом, краска не может дать никакого внешнего звучания и никакого движения.
Серый цвет беззвучен и неподвижен, но эта неподвижность имеет иной характер... Серый цвет – безнадежная неподвижность. Чем темнее серый цвет, тем больше перевес удушающей безнадежности»
Так же как и все другие цвета, белый цвет на первом плане будет особенно ярким и чистым, а по мере удаления приобретает рефлекс среды и теряет свою яркость.
Особенности использования и значение белого цвета можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Репин И. Е. Осенний букет.
2. Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.
3. Мане Э, Завтрак на траве.
4. Ренуар П. Завтрак гребцов.
5. Моне К. Пляж в Трувилле.
6. Суриков В. И. Боярыня Морозова.
Рисунок 43–В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884-1887.
Холст, масло, 304×587,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Цветовая тоника в картине
Тоника (от лат. tonika – устойчиво) – это устойчивое, базовое общее эмоциональное настроение музыкального или живописного произведения в целом.
Тоника – это воздушная среда, это второй и третий планы картины, это окружающий интерьер, а все в целом составляет аккомпанемент центральному ядру картины.
Цвет тоники подчиняет себе все цветовые пятна, дает гармоническую замкнутость, целостность, единство – это общее цветовое настроение картины. Цветовая тоника имеет самую большую массу и большую площадь в картине, являет собойфон, объединяющую среду, вкоторую и погружены главные цветные предметы или персонажи картины.
Цвет тоники будет характеризовать настроение картины в целом, возможно это будет ваше отношение (теплое или холодное, радостное или печальное) к центральному ядру картины.
Тоникавыполняет главную свою задачу, она оттеняет, подчеркивает, выделяет, обостряет цветовую кульминацию – эмоционально-смысловую вершину произведения.
Цвет кульминации противопоставляется цветовой тонике по яркости, по цвету (теплее – холоднее), по тону (светлее – темнее).
Например, в картине В. А. Серова «Девочка с персиками» оттенки общей окружающей среды – это зеленовато-желтые, сиренево-серебристые, серо-зеленые, темно-коричневые цвета, и контрастом подается ярко-розовая блузка девочки с приколотой к черному банту красной гвоздикой.
Рисунок 44 – «Девочка с персиками» – Валентин Серова,
1887 год, Государственная Третьяковская галерея
Особенности использования и значение цветовой тоники можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.
2. Ренуар П. Завтрак гребцов.
3. Моне К. Пляж в Трувилле.
5. Суриков В. И. Боярыня Морозова.
Цветовая субдоминанта
«Изобразительная ясность цветового решения составляет одно из условий выразительной силы цвета». Н. Н. Волков
Цветовая субдоминанта – это аккорд звуков, цветов, предвосхищающих доминанту-кульминацию – вершину эмоционального напряжения. Усиливает яркость доминанты восходящим поступательным движением к ней.
Например, в картине В. А, Серова «Девочка с персиками», рисунок 44, цветовая доминанта – розовая блузка с красной гвоздикой на ней, а предвосхищением (цветовой субдоминантой) будет цвет желто-охристо-зеленоватый, цвет персиков, лица, рук, листьев за окном, тогда как тоника, (цвет фона, воздушной атмосферы) – это серо-зеленый, сиренево-серо-голубой оттенки. В этом случае цветовая субдоминанта теплого оттенка, как и цвет доминанты, только звучит цвет субдоминанты менее ярко, приглушенно, вкрадчиво. Цвет субдоминанты – мажорный, радостный, как и события в картине.
Другой пример – картина И. Е. Репина «Иван Грозный».
Рисунок 45–
И. Е. Репин.
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885,
Государственная Третьяковская галерея
Основной цвет – цветовая тоника – оранжевых (от желтовато-белых до красно-коричневых тонов).
Цветовая доминанта – кульминация (вершина эмоционального напряжения) – это «тяжелый красный цвет крови, выделяющийся среди светлых красок мертвенно-бледных лиц».
Цветовая субдоминанта этой картины – холодного оттенка, контрастного к доминанте, – это ультрамариновый синий цвет на колене сына под светлой тканью кафтана утонул в тени. Сапоги написаны оливково-зеленой краской.
В данном случае субдоминанта холодная, ибо происходит трагедия, убийство. Поэтому художником было выбрано самое драматическое, безысходное, неразрешимое сочетание цветов красного и синего, это доминанта и субдоминанта.
Как вы заметили сами, цвет субдоминанты подастся тихо, ненавязчиво. В данном случае цвет субдоминанты – холодный, минорный, печальный, т. к. происходят роковые события.
В зависимости от того, какая будет кульминация (радостная или печальная), то настроение нам и будет предсказывать цветовая субдоминанта. Либо цветовая субдоминанта будет холодной, рассказывая о печальных событиях, либо она будет теплых оттенков, предвосхищая светлую, радостную кульминацию – цветовую доминанту.
Но важно помнить, что цветовая кульминация всегда горячего оттенка, а цветовая субдоминанта либо холодная, либо горячая, в зависимости от эмоциональной характеристики происходящих событий в картине.
Рассмотрим схему развития цветовой гармонии картины «Девочка
с персиками» В. А. Серова (таблица 8).
Таблица 8 –Развитие цветовой гармонии картины
«Девочка с персиками»
Тоника | Субдоминанта | Доминанта |
Зеленовато-желтый Cерo-зеленый Сиренево-серебристый Коричневый | Охристо-зеленый | Розовый Красный |
Это окружающаясреда: скатерть, стены, стулья, свет из окна, цвет воздушой среды | Предметы, ведущие нас к доминанте: листок, персики, рука | Розовая блузка и красная гвоздика |
Особенности использования и значение цветовой субдоминанты можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Мане Э. Бар в Фоли-Бержер.
2. Моне К. Пляж в Трувилле.
3.Суриков В. И. Боярыня Морозова.
Цветовая доминанта картины
Нет выразительного колорита без цветовой завязки, без светового противоречия одного цвета другому. Н.Н.Волков
Цветовая доминанта – это доминирующее, главное, кульминационное цветовое пятно в картине, то самое важное, что вы хотели сказать, выделить в своей картине, – это смысловая и эмоциональная вершина художественного произведения.
Чаще всего доминанта одна в картине, она же – самое яркое, светлое пятно, и, что характерно, и в печальном, и в радостном музыкальном произведении доминанта всегда исполняется мажорно, радостно, темпераментно-страстно. Так и в живописном произведении радостного или драматического характера доминанта-кульминация исполняется страстными, горячими красками.
Примером может служить картина А. И, Герасимова «После дождя», а также И. Н. Прянишникова «Порожняки», где красный шарф студента акцентирует наше внимание на фигуре студента, его внутреннем состоянии.
В.Е.Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»: обратите внимание. Как ключевой момент картины выделен красным цветом, как сразу становится понятна причина происходящего конфликта в картине.
Рисунок 46–
В. Е. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»; 1905-1906. Холст, масло. 120 x 158. Самарский художественный музей
Доминанта часто исполняется в картинах оранжево-красным оттенком. Вспомним, какое замечательное, глубоко прочувствованное видение и понимание красного цвета дает нам Василий Васильевич Кандинский: «Светлый, теплый красный цвет вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т. д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы –это упорный, навязчивый, сильный тон. Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства: он подобен равномерно пылающей страсти –это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо остужается водою» (В. В. Кандинский, 1992).
Особенности использования и значение цветовой субдоминанты можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Герасимов Л. И. После дождя.
2. Прянишников И. II. Порожняки.
Разрешение цветовой напряженности
«Каждое противоречие требует разрешения, поэтому художник должен знатьи предвидетъ эффект взаимного влияния цветов».
Я. Н. Волков
В композиции картины содержатся цветовые пятна субдоминанты и яркой вспышкой звучит цветовая доминанта. Они находятся в цветовом, тононом и яркостном контрасте (иногда резко напряженном, иногда тихом) к общему цвету картины - цветовой тонике, поэтому требуется разрешение контраста-конфликта. Цветовые оттенки субдоминанты, доминанты достигают своего цветового пика, затем рассыпаются на мелкие осколки, акценты и завершаются в слабых отголосках, мерцаниях. Таким образом происходит своего рода разрешение доминанты в тонику.
В связи с вышеизложенным при написании картины любого жанра необходимо заранее продумывать цветовую композицию, сочетание цветов и их противопоставления друг другу.
Как выделить одни цвета и погасить другие?
Какие цвета каким планам соответствуют?
Какое количество цветов необходимо употреблять в картине?
Особенности использования и значение разрешения цветовой напряженности можно увидеть в следующих произведениях живописи.
1. Коровин К. Л. Рыба, вино и фрукты.
.2. Маковский В. Е. Две матери. Мать приемная и мать родная.
Гармонические пары в живописном произведении
«В картине, построенной по цвету, мы видим силы внутреннего сцепления пятен и их взаимного влияния. Удаление пятна из такой картины приводит к заметному изменению цвета других пятен, а
сокращение живописного поля обедняет цвет». Н. Н. Волков.
Ранее уже отмечалось, что гармония –это столкновение противоположностей и их единство. Для того чтобы сохранить гармоническое равновесие в картине, необходимо поддерживать баланс 50 % холодных и 50 % горячих оттенков в живописном произведении.
В плане рисунка необходимо также держать равновесие между «утраченными» и «обретенными» контурами, т. е. между растаявшими и четкими контурами.
Основой гармонических пар является базовая схема контрастов:
желтый –фиолетовый; оранжевый –синий; красный –зеленый.
Гармонические пары несут, эту схему в себе скрытно, как бы «подтекстом», а нам преподносят ее (эту схему контрастов) в различных переливах-вариациях: то нежных, тихих, то ярких, напряженных, то глубоко-темных, мистически-мрачных и т. д.
В гармонических парах варьируются эти базовые контрасты за счет трех категорий-характеристик цвета: тоновой (светлее –темнее), цветовой (горячее –холоднее), яркостной (ярко –приглушенно), в результате мы имеем необозримое количество гармонических пар, которые можно наблюдать в творчестве выдающихся живописцев. Приведем несколько наиболее ярких примеров:
–бледно-фиолетовые, зеленые, голубые оттенки –ярко-оранжевый (встречается в творчестве К. Моне);
–светло-фиолетовые, голубые –коричневый; темно-голубые, темно-синие –бело-желтый, серо-розовый (в творчестве И. И. Левитана);
–небесно-голубое –золотисто-желтое; сине-зеленое –киноварно-красное; зеленое –розовато-фиолетовое; розово-золотисто-пурпурное –голубой (творчество Тициана);
–светло-охристый –светло-синий; розовато-фиолетовый, вишневый — бледно-зеленый; синий, изумрудно-зеленый –оранжево-желтый;
зеленый –алый; зелено-синий –золотисто-розовый.
Самые драматические сочетания цветов:
синий –красный; черный –желтый; черный –белый;
пламенная киноварь –голубое небо; красно-коричневый –синий; ультрамарин –киноварь (творчество А. И. Рублева);
белый –красный; черный –красный; серый –красный; серый –желтый; серо-лиловый –серо-охристый; серо-голубой –серо-коричневый; серо-лиловый –серо-охристый (творчество В. А. Серова);
серо-голубой –серо-коричневый; светящееся голубое –темно-коричневое (в творчестве В. Д. Поленова).
Существуют контрасты иного порядка:
непрерывное развитие цвета –цветовой разрыв;
насыщенный цвет –малонасыщенный, даже ахроматический;
массивное –дробное; тяжесть –легкость.
Знание гармонических пар необходимы при составлении и написании натюрморта, портрета, дизайна интерьера, одежды и т. д.
Возможно, употребление в картине одной гармонической пары, двух, максимум трех пар, но не более, так как это ведет к пестроте, хаосу цвета в картине.
Например, картина И. Е.. Репина «Иван Грозный». В ней две гармони-ческие пары: оранжевый –синий, зеленый –красный (таблица 9).
Таблица 9 – Развитие цветовойгармонии картины «Иван Грозный»
Тоника | Субдоминанта | Доминанта |
Оранжевый (общий цвет картины) | Синий, зеленый (вкрапления на колене сына, на сапоге) | Красный (тяжелое пятно крови) |
В картине В. А. Серова «Девочка с персиками» следующие две гармонические пары: охристо-зеленый –сиренево-серебристый; серо-зеленый –розово-красный оттенки (таблица 10).
Таблица 10 – Развитие цветовой гармонии картины
"Девочка с персиками»
Тоника | Субдоминанта | Доминанта |
Зеленовато-желтый, серо-зелены и, серебристый, коричневый (общий цвет картины) | Охристо-зеленый (персики, рука, листок) | Розовый, красный (цвет кофточки и гвоздики) |
В картине Тициана «Кающаяся Магдалина» представлены такие гармонические пары: темно-коричневый –зеленый, синий –золотисто-розовый (таблице 11).
Таблица 11 – Развитие цветовой гармонии картины
«Кающаяся Магдалина»
Тоника | Субдоминанта | Доминанта |
Темно-коричневый | Синий, зеленый | Золотисто-розовый |
Эмоционально-смысловое значение гармонических пар в живописи бесконечно велико.
Цветовая гармония будущего портрета определяется внутренним миром души изображаемого вами человека, светлостью его помыслов, яркостью его личности. Так, натура эмоционально открытая, страстная, увлекающаяся, отличающаяся душевной щедростью будет иметь преобладание горячих оттенков в одежде. И наоборот, человек более строгий, возможно более молчаливого, замкнутого характера, имеет одежды, которые менее светятся чистотой, светлостью, они пропитаны холодными цветами. Поэтому изображенный художником на портрете человек предстает перед зрителем душевно обнаженным. Глядя на портрет, мы сразу определяем, какие оттенки (горячие или холодные) преобладают в его характере, помыслах, действиях.
Фон в портретной живописи –это все пережитое человеком,это его прошлое и настоящее, каким оно было, –суровое или радостное, яркое, бурное или тихое, это цветовое определение его жизни, все оттенки прошедших событий, это цвет настроения, отношения к жизни, с которым он (портретируемый) живет каждый день. В зависимости от этого живописец и выбирает соответствующие краски для фона.
Замечательный портрет работы В. А. Серова «Девочка с персиками» великолепный рассказ цветом об укладе жизни, возможно, о воспитании этой девочки, о ее мироощущении. Фон –олицетворение светлости, чистоты юной души, и, конечно же, розовое платье –это еще по-детски наивное восприятие окружающего мира. Красная гвоздика, приколотая к банту (в «горошек») –отражение только еще просыпающихся лирических чувств девочки-подростка. Фон в данной картине выражает благополучное, спокойное, безмятежное детство, ту высокую духовно-нравственную атмосферу, которой была окружена и в которой воспитывалась девочка. Это –озаренное теплыми солнечными лучами светлое начало жизненного пути.
Картина Левитана держится на двух гармонических парах: золотисто-желтый – синий и красный – зеленый.
В картине И. И. Левитана основная, ведущая, гармоническая пара –сочетание цветов золотисто-желтого – сине-голубого.
Золотая листва березок на фоне яркого, отчаянно синего неба осени и является доминантой, эмоционально-смысловой вершиной
Рисунок 47–Левитан И. Я. «Золотая осень» 1895. Холст, масло. 82×126 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
живописного произведения, тогда как вторая гармоническая пара, сочетание красного и зеленого является дополнительной, побочной темой, где малое темно-красное пятно багряной осенней листвы – своего рода субдоминанта, предвосхищающая блеск, вспышку золота листвы берез. Зеленый цвет дальних деревьев, так сказать общей зелени, есть своего рода тоника (общий фон картины).
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 3329;