Приложение Б. Цветовое решение интерьеров
Общее впечатление от цветового решения складывается в зависимости от цвета всех поверхностей помещения – стен, потолка, пола, оборудования, мебели, драпировки и др.
Характер отделки помещения определяется каким-либо одним цветом, являющимся доминирующим. Если доминирующий цвет занимает в помещении наибольшую площадь, то он должен быть малонасыщенным.
Другие цвета являются лишь сопровождающими, второстепенными. Чем более насыщен цвет, тем меньшая площадь поверхности должна быть окрашена в него. Следовательно, цвет может доминировать в помещении количественно, т. е. размерами окрашенных поверхностей, или качественно – своей интенсивностью. Фоном должны быть более пассивные цвета, с меньшей насыщенностью. Нанейтральном фоне можно применять самые разнообразные сопровождающие цвета.
Применение интенсивного доминирующего цвета сокращает возможность выбора сопровождающие цветов.
Следует учесть, что использование большого количества различных цветов создает впечатление беспокойства. В то же время одноцветность ведет к монотонности и производит впечатление незавершенности цветового решения.
В последнее время в отделке интерьеров широкое распространение получает многоцветная окраска одних и тех же помещений. Членение поверхностей интерьера на отдельные площади окраски должно быть обосновано. Следует избегать функционально неоправданного разделения стены цветом – диагональных полос, членения стен на панель и верхнюю часть и других делений, разрушающих визуальное единство объема.
Допустимо вертикальное членение окрашиваемых поверхностей вытянутых помещений, но и в этих случаях рекомендуется по возможности использовать естественно ограничивающие элементы – выступы, ниши, пилястры и т.д.
В выборе колеров окраски существенное значение имеет свойство цветового контраста. Различают два вида цветового контраста: светлотный, выражающийся в изменении светлоты, и хроматический – в изменении цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних цветов.
Сильные хроматические контрасты (например, красный – зеленый) усиливают воздействие контрастирующих цветов, увеличивают чистоту и силу излучения более чистого цвета. Слабые хроматические контрасты (например, красный – фиолетовый) кажутся мягкими, нежными. Сильные светлотные контрасты (например, черный – белый) разграничивают плоскости, они могут быть формообразующим, а также разделяющим средством. Слабые светлотные контрасты (например, черный – серый) сглаживают границы, производят впечатление невыразительности.
Отдельные цветовые тона обладают свойством так называемого вторичного контраста – создавать впечатление удаления и приближения поверхностей. Как правило, теплые цвета кажутся более близкими, а холодные – удаленными. Из хроматических цветов наибольшей способностью приближать поверхность обладают оранжевый и желтый цвета, а удалять ее – синий цвет. Разбеленные цвета несколько утрачивают эти свойства.
Таким образом, выбор цвета окраски отдельных элементов помещения влияет на впечатление о размерах помещения в целом. Потолки, окрашенные в светлый цвет, кажутся более высокими, чем темные потолки. Светлые и содержащие синий цвет тона зрительно расширяют, а темные и содержащие красный цвет тона уменьшают помещение. Так, например, для оптического сокращения длинного коридора торцевую стену можно окрасить в красный цвет, идли оптического удлинения его – в синий. В большинстве цветовых сочетаний образуется несколько видов контрастов. Например, в цветовой паре оранжевый – синевато-серый наблюдаются светлотный и хроматический контрасты, контраст по чистоте топа и контраст теплого и холодного цветов.
Таблица 1 – Оптическое воздействие и восприятие цветов
Наименование цвета | Оптическое воздействие | Воспринимается |
Желтый | Светлый, близкий, однородный, рассеивающий | Теплым, легким, неплотным, сухим |
Оранжевый | Светлый, близкий, рассеивающий, выступающий | Теплым, неплотным, сухим |
Красный | Светлый, очень близкий, однородный, излучающий | Теплым, тяжелым |
Пурпурный | Однородный | Тяжелым |
Фиолетовый | Мрачный, далекий | Тяжелым, жестким, прохладным |
Синий | Темный, далекий | Холодным, темным, плотным, влажным |
Сине-зеленый | Темный, далекий | Холодным, тяжелым, плотным, влажным |
Зеленый | Далекий, однородный | Прохладным |
Желто-зеленый | Светлый | Прохладным |
Белый | Светлый, отступающий, однородный | Легким, неплотным |
Черный | Темный, плотный | Жестким, тяжелым |
Красно-коричнеый | Темный | Теплым, жестким, плотным |
Желто-коричневый | Светлый, выступающий | Легким, неплотным |
Контраст теплых и холодных цветов относителен. Общепринято относить желтый, оранжевый и красный цвета к теплым, а фиолетовый, синий и зеленый – к холодным. В то же время зеленый цвет может показаться теплым по сравнению с сине-фиолетовым, холодным – по сравнению с красным (табл. 1) и т. д.
Следует учесть, что чем насыщеннее цвет, тем больше его воздействие на психику человека. Большое помещение, окрашенное в желтый цвет, воспринимается теплым и уютным, однако в маленьких комнатах этот же цвет при большой насыщенности может вызвать обратный эффект, т. е. оказаться раздражающим.
К сильно возбуждающим относят красный цвет. Длительное нахождение вблизи стены, окрашенной в красный цвет, утомляет. Голубовато-зеленый и зеленый цвета, напротив, оказывают успокаивающее воздействие. Зеленый цвет, кроме того, создает впечатление ограниченности пространства.
При выборе цвета окраски следует учесть освещенность помещений. Хорошо освещенные помещения и отдельные стены можно окрашивать в более темный цвет. Стены с окопными проемами находятся в контрасте света и тени и кажутся самыми темными в комнате, поэтому их рекомендуется окрашивать в более светлые цвета, чем освещенные стены.
Для коридоров и передних, слабо освещенных естественным светом, можно рекомендовать желтый и желтовато-красный цвета. При небольших площадях помещений можно потолок окрасить в интенсивный цвет, снижающий высоту этих помещений.
В рабочих комнатах цветовое решение должно быть лаконичным и ясным, подчеркивающим деловую атмосферу. Следует избегать применения ярких цветов в рабочих комнатах, так как спокойные по цвету плоскости способствуют концентрации внимания. Учитывая, что людям, работающим сидя, потолок в помещении кажется выше, чем в действительности, допустимо окрашивать его в более насыщенные цвета по сравнению с внутренней поверхностью стен.
Помещения, предназначенные для умственной работы, могут быть окрашены в стимулирующие цвета (например, желтовато-зеленый с оранжевым). Степень насыщенности цвета в данном случае зависит от расстояния, на котором воспринимается окрашенная поверхность. При окраске помещений, предназначенных для интенсивной работы, связанной с большим нервным напряжением, желательно применять пассивные цвета (например, зеленый, синий и т. п.). Они снижают также восприимчивость человека к возбуждению шумами.
Колеры окраски следует подбирать с учетом условий освещения во время эксплуатации данного помещения (табл. 2).
Таблица 2 – Изменение цвета при различных источниках освещения
Естественное освещение | Искусственное освещение | ||
Лампами накаливания | Люминесцентными лампами | Ртутными лампами | |
Фиолетовый | Приобретает коричневый оттенок | Сереет | Сереет |
Пурпурно-красный | Сереет | -//- | Приобретает фиолетовый оттенок |
Оранжево-красный | Не меняется | Становится приглушенным | Приобретает коричневый оттенок |
Оранжевый | Слабеет | Сереет | Сереет |
Желтый | -//- | -//- | Зеленеет |
Зеленый | Желтеет | -//- | Становится более насыщенным |
5.3 Приложение В. Психология цвета
Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные сложноопосредованные ассоциации, связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами. Не случайно вопросами психологии цвета занимались такие видные теоретики искусства и художники как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский, Алпатов, Грабарь, и другие.
В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, рекламопроизводители всегда должны учитывать социально-демографические особенности – пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека.
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 2828;