Социальная информация и ее свойства


Культура выступает как гуманизирующая основа, как сово­купность всех наследственных информации, способов их органи­зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради­ций, нуждается в постоянном информационном питании. Многовековой опыт в системе современной культуры имеет три спосо­ба существования и развития: аутентичный, репродуктивный, адаптированный. Социальная память нашего народа наполнена негативной информацией. Сама культура России - это культура страдания: - многовековое наследие кровавых столкновений, войн, революций, голода, дефицита, дискомфорта. Сегодняшняя жизнь в режиме реформ также не наполнена розовым оптимиз­мом и утешительными фактами: 2 млн. беспризорных, 1,5 млн. детей от 7 до 18 лет нигде не обучающихся, сократившееся до 145 млн. население и многое другое.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источ­нику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, мо­дераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являют­ся вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, вос­поминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.

Безграничны возможности средств искусства в информацион­но-просветительской работе с населением. Примером органич­ной художественной пропаганды, технологии социальной ин­формации можно назвать: Всероссийский телеконкурс патриотической песни «Виктория», кинофорум славянских и право­славных фильмов «Золотой Витязь», правозащитный кинофестиваль «Сталкер» и др.

Таким образом, выделим особенности социально-культурной информации:

• актуальность, злободневность, своевременность;

• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, на­глядные, художественные, электронные, синтетические средства;

• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.

Так, распространенная в европейских городах социокультурная программа «Воскресенье - пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:

1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;

2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жите­лей города ходить пешком, больше двигаться физически;

3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта. ...

Все это сопровождается информационно-просветительной, культурно-воспитательной работой, публикацией и коммента­риями научных данных, прогнозов, предостережений и т.п.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобес­печения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности челове­ка и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элемен­тов социальной памяти.

При этом следует отметить, что система передачи социаль­ной информации осуществляется по принципам:

• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;

• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельно­сти, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;

... • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народ­ного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведе­ния, декоративно-прикладное творчество.

По свидетельству Л.В. Полагутиной, «традиционная культура, как коммуникационное явление, обеспечивает духовную .связь между поколениями, организует взаимодействие системы «природа-социум-человек». Следовательно, изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.

Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает тра­диции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности. Остановимся на свойствах социальной информации:

первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценност­ных свойств;

во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;

в-третьих, информация имеет только такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уп­лотнению);

четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потоко-информации.

Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения. Скажем, технология «дайджест» - массовое издание с адаптиро­ванными или сокращенными текстами, материалами. Или: технология социально-культурных паспортов социума позволяет более эффективно осуществлять социально-культурное проектирование и прогнозирование, выстраивать практическую социально-куль­турную деятельность населения и решать такие задачи, как: ин­формационное обеспечение культурного развития; пропаганда культурной политики; издание специальной литературы и перио­дической печати, выпуск теле-, радиоканалов и программ.

В 30-е годы «Великого кризиса» американцы сохранили интел­лектуальные ресурсы страны и создали «Фабрику грез» для под­держания духа людей. Голливуд моделировал и пропагандировал красивую жизнь, нормальные человеческие отношения, положи­тельного героя, закладывая в социальную память новый архитип современника как некую планку, стимул для совершенствования. Вспомним античные идеалы; храбрых героев этноса, средневеко­вых рыцарей, религиозных аскетов, просвещенных романтиков, пламенных революционеров. В этих социальных типажах кумуля­тивно отражалась социальная информация о времени и о себе.

Таким образом, социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, пере­даваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2700;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.