Диалектика общего и особенного, субъективного и объективного, формы и содержания, сущности и явления в морали.
Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.
Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика.
Общее, — философская категория, которая обозначает сходство явлений и предметов, повторяемость объединяющих их характеристик.Общее противостоит как противоположность единичному.
Особенное — философская категория показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных.
Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.
Объективная диалектика —это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.
Субъективная диалектика —это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.
И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.
Содержание — философская категория, обозначающая совокупность различных основных элементов системы, которые обеспечивают, выражают и сохраняют ее качественную определенность. То есть не все, что входит в состав объекта относится к его содержанию. Содержание и содержимое — это разные понятия.
Содержание всегда находится в единстве с формой.
Форма — философская категория, обозначающая структуру, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета или явления.
Только через форму содержание выражается и только благодаря ей существует. Если при раскрытии содержания мы пробуем ответить на вопрос: «Что?», то для понимания формы предмета мы задаем вопрос: «Как?». Форма зависит от содержания, но обладает относительной самостоятельностью и может влиять на содержание. Отсюда следуют важные методологические выводы:
• Нельзя отрывать форму от содержания.
• Недопустимо чрезмерно преувеличивать роль формы и принижать роль содержания и наоборот.
Сущность —философская категория, обозначающая объективные, необходимые, глубинные, устойчивые, внутренне взаимосвязанные стороны предметов или явлений, которые определяют их основные характеристики. Сущность сама по себе, то есть в самом общем виде реально не существует. В действительности она неотделима от особенной формы своего бытия, от явления. Только в единстве с последним она имеет место.
Явление — философская категория, обозначающая внешнее выражение сущности. Отношение между сущностью и явлением раскрывается как существенное отношение между внутренним и внешним, между общим, особенным и единичным. Внутреннее никогда непосредственно не тождественно внешнему. Развитие сущности и явления состоит еще и в том, что сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3511;