Тактика предъявления для опознания предметов
По своему процессуальному положению предметы, предъявляемые для опознания, являются (или становятся) вещественными доказательствами, а следовательно, должны быть оформлены в установленном законом порядке (протоколом осмотра, обыска, выемки и т. п.). Необходимость опознания предметов может возникать в различных ситуациях по-разному. Иногда оно требуется потому, что в ходе следственного действия (осмотр, обыск, выемка) изымаются предметы, которые могут быть кем-то опознаны. В этом случае еще предстоит установить, кто может опознать данный предмет. В других ситуациях свидетель или потерпевший заявляет о признаках предмета, имеющих значение для дела, хотя сам предмет еще предстоит отыскать.
Применительно к первой ситуации следователь обращает свои усилия на установление лица, которое может опознать имеющийся предмет. Установление субъекта опознания будет зависеть от того, каким образом данный предмет стал вещественным доказательством. Если имеются основания полагать, что он принадлежал жертве преступления, то этот предмет предъявляют самому потерпевшему (если это возможно) или его родным и близким. Если предполагают, что предмет, обнаруженный, например, при осмотре, принадлежал преступнику, то устанавливают лиц, видевших у него этот предмет.
Так, по делу об убийстве девочки Нины Д. с места происшествия была, изъята одежда пострадавшей (девочка была обнаружена обнаженной). После того как мать опознала убитую, ей были предъявлены вещи, изъятые с места происшествия. Мать узнала одежду, но не опознала носовой платок, который также был обнаружен на месте происшествия; это позволило предположить, что платок оставлен убийцей. Так как он был обшит кружевами, что присуще обычно женским носовым платкам, следователь предъявил платок нескольким девушкам. Одна из них опознала его и сказала, что подарила своему знакомому Б. Дальнейшим расследованием Б. был изобличен в убийстве.
Во всех случаях, когда предмет, который предстоит предъявлять для опознания, находится в распоряжении следователя, предваряющий это действие допрос отличается некоторыми особенностями. Не предъявляя самого предмета, предстоит выяснить, видели ли этот предмет те, кому предстоит его опознавать, тот ли это предмет, о котором идет речь при допросе. Имея его в своем распоряжении, следователю нетрудно уточняющими вопросами (но не наводящими) установить, на какие признаки предмета указывает опознающий и правильно ли их называет.
В тех случаях, когда самого объекта еще нет и его предстоит отыскать, следователь должен получить как можно больше сведений о нем. При этом допрашиваемого просят перечислить в первую очередь такие признаки предмета, как его целевое назначение, общий вид, форма, размеры, цвет, материал, выделяя среди них те, которые могут иметь значение особых примет. Если речь идет о предмете, находившемся в пользовании опознающего, то выясняют, какие признаки возникли в процессе его эксплуатации, кто еще знает о наличии этих признаков. Так, по одному из уголовных дел об убийстве у сестры обвиняемого было изъято платье, которое, судя по имеющимся в деле данным, могло принадлежать убитой. Когда это платье в числе других было предъявлено ее подругам, они не только опознали его, но и сообщили, у какой портнихи оно было сшито. После этого платье в числе сходных было предъявлено портнихе. Последняя опознала его, указав на ряд особенностей (частных признаков), известных только ей как пошивший платье.
Сходные предметы, в группе которых будет предъявляться опознаваемый, подбираются с учетом результатов допроса опознающего, в частности того, на какие признаки он указал при допросе, как долго и в каких условиях он эти признаки воспринимал. Допустим, что у пострадавшего похитили часы, которыми он пользовался длительное время. Вполне естественно, что при допросе он укажет как групповые (модель, вид, цвет и форма корпуса, цвет циферблата), так и частные признаки, составляющие индивидуальную совокупность (царапины стекла и корпуса, дефекты циферблата и т. п.). Столь подробный перечень дает основание полагать, что в результате опознания будет осуществлено индивидуальное отождествление. В этом случае предъявление целесообразно в группе предметов, совпадающих по групповым свойствам (несколько пар часов одной марки, одного цвета корпуса в циферблате), различающихся только по частным признакам.
В другой ситуации, когда опознающий видел часы мельком, допустим, на руке преступника, он в лучшем случае сможет указать лишь на общие их признаки (групповые): форму, цвет, модель. В подобном случае объект должен быть предъявлен среди предметов разных групп, лишь совпадающих по признакам, указанным опознающим. Несмотря на различие этих ситуаций требование закона о предъявлении предмета среди однородных будет соблюдено.
Подобранные для опознания предметы раскладываются в присутствии понятых в произвольном порядке. Рядом с каждым объектом помещают бирку с номером. При этом должны отчетливо усматриваться признаки, о которых говорил опознающий. Затем следователь приглашает его и предлагает указать на объект, который он опознает. Допустимо, чтобы опознающий брал объект в руки для лучшего его осмотра. В случае опознания в протоколе подробно, по возможности дословно, излагается, по каким признакам опознан предмет. К протоколу могут быть приобщены фотоснимки предъявленных объектов. Это позволит при оценке достоверности опознания судить о том, насколько сходны были предъявляемые объекты и насколько специфичны признаки, по которым осуществлено опознание.
Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 1732;