Встроенный справочник QBASIC
{Shift+F1}- на экране появится окно системы помощи QBASIC. Для перемещения по пунктам кадра используют клавиши {Tab}, стрелки управления курсором, {PgUp}, {PgDn}.
Если в окне текстового редактора подвести курсор под какое-либо служебное слово и нажать{F1}, на экране появится раздел алфавитного указателя, поясняющий это слово.
Пример 1
CLS
INPUT”Введите фамилию”;F$
INPUT”Введите имя”;I$
RS$=F$+” “+I$
PRINT”Уважаемый (ая) ”;RS$;” ,я думаю, что мы с вами сработаемся”
END
¨ Набрать текст программы;
¨ Сохранить его на диск с именем prog1;
¨ Запустить программу на выполнение;
¨ Получить справку по оператору INPUT.
Пример 2
SCREEN 9
Color 1,5
Circle(200,180),100,6
Paint Step(0,0),7,6
Line(20,30)-(70,70),4,BF
¨ Набрать текст программы;
¨ Сохранить его на диск с именем prog2;
¨ Запустить программу на выполнение;
¨ Скопировать 3-ю и 4-ю строку и вставить после 5-ой
¨ Внести изменение: вместо значения 200 поставить 400
¨ Запустить программу на выполнение
Формальные сведения о QBASIC
Алфавит QBASIC
Алфавит языка BASIC включает:
¨ Все латинские прописные и строчные буквы;
¨ Арабские цифры 0-9;
¨ Знаки арифметических операций:^; *; /; +; -; \; MOD.
¨ Знаки операций отношения: =; >; <; >=; <=; <>.
¨ Разделители и прочие символы:
. – точка;
, - запятая;
; - точка с запятой;
: - двоеточие;
_ - пробел;
! – признак вещественной величины;
# - признак вещественной величины двойной точности;
% - признак целой величины;
& - признак длинной целой величины
$ - признак текстовой величины;
() – круглые скобки;
“ – кавычки;
‘ – апостроф.
Используются также буквы русского алфавита, но в текстовых константах или комментариях.
Данные в языке QBASIC
Помните! Разделителем целой и дробной частей является точка.
Например:
102! – константа, числовая, вещественная, обычной точности.
95966.46789# - константа, числовая, вещественная, двойной точности.
4326% - константа, числовая, целая.
“План на неделю” – константа текстовая. Заключается в кавычки.
Переменные
Переменная – это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы, обозначается именем (идентификатором).
Имя переменной – это произвольный набор символов, который может содержать о 1 до 40 символов. Первый символ должен быть латинской буквой, а остальные – латинские буквы или цифры. Регистр букв не имеет значения.
Примеры имен: A; dN; GodRozd; k1%; dlina!
Тип переменной BASIC различает пять типов данных. Когда записано с=a+b+2, BASIC должен знать, какой тип чисел имеется в виду. BASIC распознает тип переменной по суффиксу, т.е. по последнему символу в имени переменной.
Применение суффиксов не всегда удобно: они загромождают текст, да и ошибиться в них легко.
Поэтому в BASIC предусмотрен другой способ описания типа переменной.
Общий формат команды описания типа:
DEFINT X-X(целые числа, INTeger)
DEFLNG X-X(длинные целые числа, LoNG)
DEFSNG X-X(вещественные числа обычной точности, SiNGle)
DEFDBL X-X(вещественные числа двойной точности, DouBLe)
DEFSTR X-X(строки символов, STRing)
Комбинация X-X - диапазон букв. Вместо диапазона можно указать одну букву.
Например:
DEFLNG A-D, все переменные, имена которых начинаются с букв, лежащих в указанном диапазоне, т.е. с A до D, будут считаться длинными целыми (aRc, BT, DLINA и т.п.)
DEFSTR STR, переменная STR- строка символов.
Константы
Константы (числовые или строковые) не меняются в ходе исполнения программы. Значения констант записываются явно, числом или строкой символов. Например:
A%=12
Z$=”План на неделю”
n!=-54.2
Существует специальный оператор для описания констант.
Формат описания констант:
CONSTимя переменной=константа
Например:
CONST F2=60, n%=12
Если переменная описана как константа с помощью CONST, QBASIC не позволит случайно изменить ее значение.
Пример:
CLS
DEFINT A-C
DEFLNG R
CONST G = 5
INPUT "Введите три значения"; A, B, C
R = A ^ 2 + B * C + G
PRINT "R="; R
END
Задание:
1. Набрать программу.
2. Запустить на выполнение.
3. В третьей строке внести изменение - DEF LNG заменить на DEFSNG.
4. В 6-ой строке внести изменение - * заменить на / .
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2640;