Пифагор и пифагорейцы.
Учение Пифагора было эзотерическим (закрытым), поэтому о его философии можно сказать не слишком много. Известно, что Пифагор полагал, что природой (первоначалом) всего сущего являются числа (положительные целые числа, иных древнегреческая мысль не знает). Числа, согласно Пифагору, - раньше считаемого, это схватываемые умом, вечные и неуничтожимые сущности. Сначала были числа, - от чисел произошли вещи.
Демокрит.
Демокрит ввел в философский (и не только) оборот термин «атомы». «Атомос» (ἄτομος) - по-гречески «неделимый». Согласно Демокриту, атомы – это неделимые, вечные и неуничтожимые сущности, отличающиеся друг от друга формой (например, атомы огня круглые)[6].
Необходимо учитывать, что атомы Демокрита – это именно схватываемые умом сущности. Дело не в том, что у греков не было приборов, фиксирующих что-либо столь маленькое, а в том, что они вряд ли стали бы пытаться создать что-либо подобное: греческая ментальность предполагает, что выйти за пределы того, что непосредственно чувственно воспринимаемо можно посредством умозрения (и только так).
«Атомы» Демокрита – это то, что мы мыслим, а не то, что мы видим (подобно парменидову «бытию»). Разница лишь (впрочем, весьма существенная) в том, что их много и между ними – пустота.
Демокрит идет на нетипичный для греческого мышления шаг: допускает наличие пустоты (которую он так же называет «небытием»). Если у Парменида «бытие» и «небытие» оказываются разведены по две разные стороны (мир умопостигаемый, он есть; мир чувственно воспринимаемый, он не есть, согласно Пармениду), то у Демокрита мы имеем дело с попыткой объяснить этот (чувственно воспринимаемый) мир, ссылаясь на умопостигаемые сущности, которые лежат в его основе. Таким образом, Демокрит, как бы перемешал «бытие» и «небытие» (наличие и отсутствие) и, тем самым, придал этому (видимому) миру смысл.
Итак, согласно Демокриту, чтобы объяснить этот, видимый нами, реальный, мир необходимо допустить наличие вечных и неуничтожимых сущностей (атомов), отличающихся формой, пустоту между ними, а так же - необходимо допустить движение. Согласно Демокриту, атомам всегда присуще определенное количество движения, которым они обмениваются. Сами атомы не меняются, изменчивость же чувственно воспринимаемых вещей объясняется наличием в мире не только атомов, но и пустоты, в которой движутся атомы[7].
Софисты.
В наше время слово «софист» часто употребляется как негативная характеристика[8]. Греки софистов так же не любили. В частности, за то, что те брали деньги за свою «премудрость».
Софисты, зачастую, исполняли в греческом обществе ту роль, которая отведена современным адвокатам: за соответствующую плату научить своего клиента, как защитить свою точку зрения на суде, убедить судей в своей невиновности.
А какое это имеет отношение к философии софистов? Софисты могли взяться доказать все, что угодно (любую, произвольно взятую точку зрения) и они демонстрировали это свое умение на практике. «Софистом» мы можем назвать философа, получающего моральное (а может быть, и не только) удовлетворение, видящего смысл в том, чтобы доказать сначала одно, - а затем противоположное.
Софисты - это то исключение из общегреческого правила, о котором говорилось в начале: они вовсе не уверены, что мир устроен разумно, что он постижим. Наоборот. Своим искусством софисты демонстрировали вариативность истины, ее относительность.
Самый известный из софистов – Протагор. Его знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей, существующих – в том, что они существуют, не существующих – в том, что они не существуют».
Это изречение, конечно же, можно толковать по-разному. Можно понять так, что истина вполне и безоговорочно относительна, не существует единой истины и что человек назовет «правильным», таковым и будет (что можно назвать черное «белым» и оно будет белым). Можно иначе, скажем так: пока человек не назовет белое «белым», оно белым не станет; человек есть мера всех вещей, меряющий, придающий всему меру (значимость) /оценивающий/ /мера, которой можно «мерить» мир и каждую вещь в отдельности заключена только в нем/.
Софистов не любили во все времена за то, что они стремились доказать, что истина относительна. При этом обычно отмечается положительное значение философии софистов: они переключили внимание греческой мысли с природы (физиса) на человека.
У Сократа, о котором дальше пойдет речь, - много общего с софистами (он спорщик, готовый доказать и опровергнуть все, что угодно). Но одна существенная разница: Сократ не считает, что все относительно.
___________________
До сих пор речь шла о школах ранней греческой философии. Этих мыслителей часто называют «досократиками». От этих философов практически не осталось текстов (только цитаты, небольшие фрагменты и пересказы).
Первый греческий философ, от которого осталось достаточно большое количество текстов[9] – Платон. Его мы можем назвать родоначальником письменной философской традиции. Тексты Платона всегда при нас, мы можем их перечитать через год, через десять, или через сто лет. Они всегда доступны перечитыванию и критике. От Платона и от платоновских текстов, как от некой основы отталкиваются все впоследствии возникающие в истории философские концепции. Каждая из них как-то по-своему интерпретирует Платона. Каждая эпоха его по-своему понимает.
Но между Платоном и досократиками стоит, собственно, сам Сократ.
[1] Самые древние Упанишады - 8 в. до н. э.
[2] Эйнштейну, Фалесу или Ньютону, очевидно, было просто интересно, они не заботились о практическом применении своих открытий.
[3] Это короткие цитаты-изречения и пересказ мнения того или иного философа по тому, или ному вопросу.
[4] Что существует не во времени? Например, треугольник (или какая-либо иная геометрическая предметность). Треугольник никогда не возникал и ему не грозит исчезновение.
[5]Апория (от греческого ἀπορία, трудность) противозаконие, парадоксальное рассуждение.
[6] «Атомы» Демокрита, по всей видимости, были ответом на парадокс, вскрытый зеноновыми апориями: если тело можно делить до бесконечности, значит, конечное содержит бесконечное количество частей. А это невозможно.
[7] Из сказанного следует, что небытие (по Демокриту) в каком-то смысле существует.
[8] У Булгакова в «Мастере и Маргарите» Левий Матвей обзывает дьявола «старым софистом».
[9] Несколько десятков диалогов. Современное издание сочинений Платона представляет собой трех-, или четырехтомник.
Тема 2. Сократ и Платон.
Первый греческий философ, от которого осталось достаточно большое количество текстов[1] – Платон. Его мы можем назвать родоначальником письменной философской традиции. Тексты Платона всегда при нас, мы можем их перечитать через год, через десять, или через сто лет. Они всегда доступны перечитыванию и критике. От Платона и от платоновских текстов, как от некой основы отталкиваются все впоследствии возникающие в истории философские концепции. Каждая из них как-то по-своему интерпретирует Платона. Каждая эпоха его по-своему понимает.
Но между Платоном и досократиками стоит, собственно, сам Сократ.
Об отношении фигур Сократа и Платона в истории философии.
У нас нет серьезных оснований, чтобы сомневаться в том, что Сократ жил в конце 5-го века до нашей эры, что он был учителем Платона и что он умер в 399 г (до н. э.).
Но Сократ ничего не писал. Это было его принципиальной позицией.
Практически все, что мы знаем об историческом лице – Сократе, и все, что можно было бы разместить под рубрикой «философия Сократа», мы можем почерпнуть из текстов Платона.
Сократ, конечно, не вымышленный персонаж, как Шерлок Холмс у Конан Дойля, но вопрос, «насколько адекватно Платон передает идеи своего учителя?», - это вопрос, который мы могли бы задать разве, что Господу Богу. Сократ, каким мы его знаем, каким его сохранила философская традиция, - это действующее лицо практически всех платоновских диалогов. Поэтому, не вполне корректно говорить о «философии Сократа» и отдельно – о «философии Платона». Но в единое целое они, как ни странно, тоже не сливаются.
Существует ряд платоновских диалогов, в которых Сократ играет действительно активную роль. Эти диалоги принято называть «сократическими». По ним мы судим о Сократе.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2052;