Пореформенное творчество.
“Бесприданница” (1878)
В 70-80-е годы – еще больший охват в изображении жизни.
1868 – “На всякого мудреца довольно простоты” – пореформенное время.
Показан союз реакционеров, либералов и религиозных мракобесов.
1868 – в пьесе-драме “Горячее сердце” – о том, что личной свободы нет после реформы. Все по-прежнему. Но иногда бывает, что люди и побеждают, отстаивая свою любовь и свободу.
1873 – трагедия-сказка “Снегурочка” – о том, что лучшая жизнь будет тогда,
когда в обществе будут добрые отношения, любовь к людям.
1875 – “Волки и овцы” –тема борьбы за богатство в новых, пореформенных
условиях. На примере борьбы в дворянской среде.
Конфликт – между патриархальными дельцами и новыми, буржуазными.
Объект борьбы – богатство вдовы Купавиной.
Провинциальныедворяне – Мурзавецкая долго и постепенно строит сети.
Лыняев – опирается на приживалку Глафиру. Хочет жениться на Купавиной.
Глафира сама хочет разбогатеть, женившись на богатстве Лыняева.
Столичное дворянство – приехал Беркутов, хитрый, подлый. Быстро оставил
в дураках Мурзавецкую и Лыняева. Сам женился ради богатства.
Победили Беркутов и Глафира как более хитрые хищники, лицемерные,
подлые и беспощадные.
Идея – в борьбе за богатство побеждают более подлые и хитрые дельцы.
1878 – “Бесприданница” – лучшая из пореформенных пьес Островского.
Здесь буржуазный мир показан со стороны его ценностей и духовного мира.
Конфликт – противоречие между борьбой за богатство и духовной красотой человека в новом, пореформенном “темном царстве”.
Тема – красоты внешней и внутренней, духовной в буржуазном обществе.
Идея – подлинная красота гибнет в буржуазном мире.
Жанр – ТРАГЕДИЯ психологическая и мировоззренческая.
Действие происходит за 12 часов - с полдня до полночи.
Краткоеразвитие сюжета с краткой характеристикой персонажей пьесы:
Главная сюжетная линия – девушка Лариса – бесприданница. Она ищет любви
красивой, доброты, честности, верности. Она наивна и постепенно теряет
жизненные иллюзии. В конце пьесы Лариса безнадёжно говорит: “Я вещь… я любви искала и не нашла. … Я не виновата, любви нет на свете… нечего искать”.
И она решает покориться неизбежности – идти на содержание к дельцу Кнурову.
Характеристика других персонажей пьесы:
А) Кнуров – крупный делец, капиталист, финансист. В городе есть лишь два-три человека, с которыми он соглашается разговаривать. Цинично относится ко мнению других людей. Его идол – капитал. Он женат, и Лариса ему нравится как украшение к капиталу, как любовница. Это он ей и предлагает под видом, что хочет повезти ее в Париж.
Б) Вожеватов – делец, высокомерный, равнодушный в страданию других. Смеется над бедным Карандышевым. Издевается над беззащитным слугой Робинзоном. Это он играет на Ларису (кому она достанется) с Кнуровым в орлянку (зажав в руке монету: кто угадает – орёл или решка? Выиграл Кнуров).
В) Паратов – молодой человек, добывает богатство с помощью своей внешней, физической красоты. На его внешнее обаяние вначале клюет Лариса.
г) Лариса любит Паратова, но обманывается его внешней красотой.
д) Мать Ларисы – хочет поправить свое личное положение с помощью красоты Ларисы.
е) Карандышев – мелкий чиновник, жалкий, смешной, хочет улучшить свое положение в обществе с помощью женитьбы на Ларисе-красавице. Об их предролагаемой свадьбе уже слух распущен.
Когда же Карандышев узнаёт, что Лариса согласна идти на содержание к Паратову, то стреляет в Ларису: “Так не доставайся ж ты никому!”
Лариса в ответ: Вот и спасибо. Это лучший выход в моем положении. Когда все смотрят на меня как на забаву. Как на куклу. Когда никому нет дела до моей души. А так жить холодно… Положи пистолет на стол – ка бы я это сама…
Идея «Бесприданницы» Островского (1878) – в бурж. обществе главное – власть богатства. Попираются все человеческие ценности.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1329;